Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Телефикация плюс. Часть 1

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телефикация плюс
Часть 1

Жизнь подражает искусству, а искусство — жизни. В конце концов становится трудно отличить одно от другого.
Ричард Харрис, американский психолог
”Влияние телевидения на общество преувеличено” — такое заявление было сделано новым руководителем одного из федеральных каналов в ходе дискуссии на круглом столе "Другое телевидение для сложного зрителя" во время конференции в МГУ, проходившей в феврале 2010 года под девизом "Трансформация систем СМИ в современном мире". Не секрет, что подобные мысли "витают” среди руководителей российского телевидения. Но, как известно, "вода камень точит”, поэтому хочется верить, что приведенные в статье результаты пусть даже очень малой доли исследований ученых, ограниченные рамками журнала, смогут поколебать мнение того, кто до сих пор придерживается подобной точки зрения


Ирина Гоголева

Эксперт

Уже на протяжении почти 100 лет в рамках одного из направлений психологии - медиапсихологии ученые изучают переживания и поведение как потребителей, так и производителей СМИ. Садясь перед телевизором, человек должен принять решение -включать или не включать его, потом выбрать для себя программу для просмотра. Затем наступает процесс восприятия аудиовизуальной информации, которая индивидуально обрабатывается, исходя из конкретных целей зрителя, а затем человек принимает решение об окончании просмотра. Все эти процессы являются предметом изучения медиапсихологии. И все же наиболее распространенной темой для исследования ученых стало изучение последствий воздействия массовой коммуникации, так как беспокойство широкой общественности в отношении СМИ было связано в основном именно с этими последствиями, характер которых может принимать различные формы.

По требованию общественности и заказу государства

Вскоре после возникновения немого кино во многих странах Западной Европы начались открытые бурные дискуссии о пользе и вреде этого нового вида СМИ. На такое событие сразу же отреагировала наука. В 1910 году вышла книга Карла Марбе “Теория кинематографических проекций”, в которой известный исследователь в области психологии восприятия предложил даже оптимизировать конструкцию кинопроекторов, чтобы уменьшить эффект сильного мерцания при просмотре кинофильма. В 1916 году было опубликовано еще одно исследование о влиянии на зрителей немого кино. В книге “Фильм-спектакль: психологическое исследование” ее автор Хьюго Мюнстреберг писал: “Глубина, с которой представление овладевает публикой, влечет за собой сильный социальный эффект. ...Совершенно очевидно, что такое проникающее влияние может таить в себе опасность”. Английский психолог Грэм Пэйн пошел дальше, и при помощи метода, основанного на измерении психогальванических кожных реакций, им было изучено влияние кинофильма на возникновение эмоций у детей. В ходе этого и последовавших за ним дальнейших многочисленных исследований психологов разных стран о влиянии просмотра кинофильмов на детей и молодежь, проводившихся в начале 30-х годов XX века, было однозначно выявлено его краткосрочное и среднесрочное влияние на установки детей и молодежи.

Не осталось без внимания ученых тех лет и появившееся новое СМИ -радио. Немецкий психолог Пауль Лазер-фельд в 1931 году провел по заказу австрийского радиовещания полевой эксперимент, в ходе которого реципиентов просили оценить качество восприятия текста, прочитанного по радио разными дикторами. Результатом этой и других работ стали статьи и книги его последователей “Голос и личность”, “Психология радио" и другие, не утратившие актуальности и сегодня.

До конца Второй мировой войны население планеты в целом было незнакомо с телевидением, хотя экспериментальные телеприемники появились еще в конце 1930-х годов. В 1946 году телевизор имели только 0,2% американских семей, в 1950-м эта цифра выросла до 9%, а уже в 1951-м - до 23,5%. Начиная с 1952 года телевидение получает большое распространение и в Германии (3 часа регулярного вещания в день), а в 1954 году уже выходит книга немецкого психолога Манфреда Коха “Телевидение как новый фактор среды”.

По заказу Министерства образования и науки Германии психологические эксперименты, проведенные в 1972 году, показали, что дети, в течение года регулярно смотревшие образовательную передачу “Улица Сезам", (призванную помогать детям во всем мире максимально реализовать свой потенциал), были успешнее детей, ее не смотревших. У них улучшились показатели абстрактного мышления, обобщения, реконструкции действий. Они стали лучше ориентироваться в своих желаниях и способах общения. Парадоксально, но в 1996 году в России именно на канале НТВ (где сегодня, по мнению общественности, преобладает показ сцен жестокости и насилия на экране) демонстрировались 52 серии этой самой популярной образовательной программы за всю историю детского мирового телевидения.

Продолжение следует

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2010
Посещений: 11925

Статьи по теме

  Автор

Ирина Гоголева

Ирина Гоголева

Эксперт

Всего статей:  36

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций