В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Ирина Гоголева
Эксперт
Уже на протяжении почти 100 лет в рамках одного из направлений психологии - медиапсихологии ученые изучают переживания и поведение как потребителей, так и производителей СМИ. Садясь перед телевизором, человек должен принять решение -включать или не включать его, потом выбрать для себя программу для просмотра. Затем наступает процесс восприятия аудиовизуальной информации, которая индивидуально обрабатывается, исходя из конкретных целей зрителя, а затем человек принимает решение об окончании просмотра. Все эти процессы являются предметом изучения медиапсихологии. И все же наиболее распространенной темой для исследования ученых стало изучение последствий воздействия массовой коммуникации, так как беспокойство широкой общественности в отношении СМИ было связано в основном именно с этими последствиями, характер которых может принимать различные формы.
Вскоре после возникновения немого кино во многих странах Западной Европы начались открытые бурные дискуссии о пользе и вреде этого нового вида СМИ. На такое событие сразу же отреагировала наука. В 1910 году вышла книга Карла Марбе “Теория кинематографических проекций”, в которой известный исследователь в области психологии восприятия предложил даже оптимизировать конструкцию кинопроекторов, чтобы уменьшить эффект сильного мерцания при просмотре кинофильма. В 1916 году было опубликовано еще одно исследование о влиянии на зрителей немого кино. В книге “Фильм-спектакль: психологическое исследование” ее автор Хьюго Мюнстреберг писал: “Глубина, с которой представление овладевает публикой, влечет за собой сильный социальный эффект. ...Совершенно очевидно, что такое проникающее влияние может таить в себе опасность”. Английский психолог Грэм Пэйн пошел дальше, и при помощи метода, основанного на измерении психогальванических кожных реакций, им было изучено влияние кинофильма на возникновение эмоций у детей. В ходе этого и последовавших за ним дальнейших многочисленных исследований психологов разных стран о влиянии просмотра кинофильмов на детей и молодежь, проводившихся в начале 30-х годов XX века, было однозначно выявлено его краткосрочное и среднесрочное влияние на установки детей и молодежи.
Не осталось без внимания ученых тех лет и появившееся новое СМИ -радио. Немецкий психолог Пауль Лазер-фельд в 1931 году провел по заказу австрийского радиовещания полевой эксперимент, в ходе которого реципиентов просили оценить качество восприятия текста, прочитанного по радио разными дикторами. Результатом этой и других работ стали статьи и книги его последователей “Голос и личность”, “Психология радио" и другие, не утратившие актуальности и сегодня.
До конца Второй мировой войны население планеты в целом было незнакомо с телевидением, хотя экспериментальные телеприемники появились еще в конце 1930-х годов. В 1946 году телевизор имели только 0,2% американских семей, в 1950-м эта цифра выросла до 9%, а уже в 1951-м - до 23,5%. Начиная с 1952 года телевидение получает большое распространение и в Германии (3 часа регулярного вещания в день), а в 1954 году уже выходит книга немецкого психолога Манфреда Коха “Телевидение как новый фактор среды”.
По заказу Министерства образования и науки Германии психологические эксперименты, проведенные в 1972 году, показали, что дети, в течение года регулярно смотревшие образовательную передачу “Улица Сезам", (призванную помогать детям во всем мире максимально реализовать свой потенциал), были успешнее детей, ее не смотревших. У них улучшились показатели абстрактного мышления, обобщения, реконструкции действий. Они стали лучше ориентироваться в своих желаниях и способах общения. Парадоксально, но в 1996 году в России именно на канале НТВ (где сегодня, по мнению общественности, преобладает показ сцен жестокости и насилия на экране) демонстрировались 52 серии этой самой популярной образовательной программы за всю историю детского мирового телевидения.
Продолжение следует
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2010
Посещений: 11925
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций