Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Погружение в реальность: на что способен контент?

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Погружение в реальность: на что способен контент?

Мы живем во времена коммуникационного бума — сегодня нам ничего не стоит связаться за несколько секунд с человеком, живущим по ту сторону экватора, а без мобильника в кармане мы чувствуем себя неуютно. Эта тенденция к диалогу охватила все аспекты нашей жизни, и телевидение оказалось в ее русле одним из первых. Изменился зритель — именно он сегодня создает телевидение, и оно идет ему навстречу, рождая новую реальность, где экран перестает быть границей.


Калеб Вайнштейн

Старший вице-президент и генеральный менеджер по развивающимся рынкам Discovery Networks в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (регион ЕМЕА)

Форма без формальностей

Когда-то телевидение было однонаправленным каналом информации -зрители, сидя у своих голубых экранов, послушно внимали монологу. Современного зрителя такое телевидение не устраивает: он не хочет быть молчаливым реципиентом, он хочет быть героем, участником или соучастником событий, и неважно, идет ли речь о "горячих" новостных репортажах или о научно-популярных сериалах.

С одной стороны, эта тенденция наблюдается на чисто техническом уровне. Говоря о технологиях, которые сегодня оказывают наибольшее влияние на телевидение, делают его ближе к зрителю, в первую очередь стоит упомянуть об HDTV. За счет высочайшего качества изображения видимая на экране реальность становится практически осязаемой. Сейчас в России проводится государственная программа по полному переходу на цифровое вещание, которую планируется реализовать к 2015 году. Конечно, это очень масштабный проект, и осуществить его непросто. Но, тем не менее, очевидно, что будущее за цифровым телевидением.

Активно развивается IPTV, которому прочат большие перспективы - уже сейчас большинство Интернет-провайдеров предлагают солидный пакет IP-каналов, а сближение телевидения и Интернета увеличивает интерактивность первого. В связи с этим сейчас складывается интересная ситуация. Изначально Интернет был своеобразным конкурентом телевидения: люди отводили под онлайновые игры или веб-серфинг то время, которое раньше они тратили на телесмотрение. Сегодня Интернет из конкурента телевидения превращается в "партнера". И речь идет не только о том, что монитор компьютера все чаще заменяет телеприемник.

Происходит интеграция телепрограмм и веб-ресурсов: к примеру, проект HowStuffWorks изначально не связанный с Discovery Channel, совпадал по тематике и направленности с такими популярными программами канала, как "Как это работает" и "Из чего это сделано". В результате было принято решение о приобретении и развитии сайта: на нем были созданы разнообразные медиасервисы, призванные заинтересовать зрителей, привлечь их внимание к программам Discovery Channel. Таким образом, благодаря этой интеграции Discovery удалось расширить охват.

Интересным примером взаимодействия телевидения и Интернета являются так называемые "вебизоды" сериалов. Они транслируются, например, на канале Sci Fi (NBC Universal), специализирующемся на научной фантастике. Это короткие серии, которые снимаются специально для просмотра в Интернете, это не фрагменты и не анонсы, а именно дополнительные материалы, которые ярче раскрывают основной сюжет и глубже погружают зрителя в происходящее на экране действие. Одновременно "вебизоды" привлекают зрителей к просмотру сериалов на канале.

Мобильные телефоны и Интернет также позволяют по-новому взаимодействовать со зрителями. Многие программы используют SMS- или Интернет-голосования: чтобы попасть в студию и оказаться перед камерой, достаточно снять трубку и набрать номер; под влиянием зрительского мнения меняются сюжеты сериалов. К примеру, в 2006 году канал MTV представил первый в России интерактивный сериал "Мечты Алисы", где дальнейшую судьбу героев после каждой серии определяли не сценаристы, а зрители.

Современное телевидение, конечно, будет меняться под влиянием новых технологий, но главная составляющая успеха каждого канала, его сила - это контент. Форма, безусловно, важна, но она работает лишь тогда, когда содержание отвечает актуальной тенденции: зритель не хочет быть зрителем, он хочет быть действующим лицом. И с этой точки зрения в борьбе за нынешнего "деятельного" зрителя нишевые каналы оказываются в более выигрышном положении, чем эфирные.

Для всех и каждого

Эфирный канал вынужден ориентироваться на самую широкую аудиторию, ставя в прайм-тайм самые популярные программы. При этом теряется та часть зрителей, интересы которой отличаются от "мейнстрима". Нишевые каналы имеют возможность учесть интересы каждой группы, создавая не один канал обо всем, а портфолио каналов более узкой направленности, но с более точным попаданием в аудиторию.

Портфолио - это не просто набор каналов, вещающих на разные темы. Каждая ниша, каждый канал - это срез нашей повседневной жизни, иногда на первый взгляд обыденной, а иногда невероятной, и чем больше таких срезов, чем выразительнее они представлены, тем реальнее становится для зрителя происходящее на экране.

Если рассмотреть в качестве примера портфолио Viasat, то на ТВ 1000 демонстрируются зарубежные фильмы -голливудские блокбастеры и лидеры европейских кассовых сборов. Зрители "ТВ 1000 Русское кино" могут увидеть российские новинки кинопроката, фильмы - победители кинофестивалей, а также отечественную киноклассику. Viasat Sport предоставляет доступ к разнообразным спортивным передачам, будь то матчи NHL (Национальная хоккейная лига) или MLB (Основная лига бейсбола).

Другой пример - портфолио Discovery: каналы Discovery Channel, Animal Planet, Travel & Living, Discovery World, Discovery Science представляет познавательные и одновременно развлекательные программы, которые удовлетворяют интересы самой разнообразной аудитории.

В России платное телевидение стало развиваться позднее, чем во всем мире, и сейчас есть все предпосылки к его росту. По итогам 2008-го, согласно исследованию J'son & Partners Consulting, в России насчитывалось 11,8 миллионов абонентов платного ТВ (28% городских домохозяйств), и рост абонентской базы по сравнению с предыдущим годом составил 37,5%. Итоги 2009 года подводить еще рано, но, хотя темпы роста по причине экономического кризиса будут уже не столь впечатляющими, явление это временное. Российский зритель в плане запросов не отличается от западного - он тоже хочет переживать и проживать, а не наблюдать, и мы видим, как развивается платное телевидение в России, отвечая на этот запрос, и это развитие будет продолжаться.

Второе "я"

Как уже было сказано выше, платные каналы гораздо более адресны, чем эфирные. Эфирные каналы - для всех, нишевые каналы - для каждого персонально, и поэтому в программах нишевых каналов гораздо выше степень сближения со зрителем. Не в последнюю очередь это происходит благодаря особой роли ведущего шоу. Ведущие популярных программ становятся, с одной стороны, зрительскими кумирами и примером для подражания, с другой стороны, их любят не за то, что они знамениты, а за то, что они открывают зрителям глаза на их, зрителей, возможности, о которых те даже не подозревали или не думали. Это эксперты, но эксперты увлеченные, которые делятся со зрителями собственным богатым опытом. Это своеобразное "альтер эго" зрителя, которое находится по ту сторону экрана, пока идет программа. Таким образом, понятие "та сторона экрана" стирается, реальность становится единой, и здесь и там - настоящая жизнь.

Яркий пример такого ведущего - Беар Гриллс, который ведет программу Discovery Channel "Выжить любой ценой". Это мужественный человек, способный выбраться из любой передряги, но он не делает ничего сверхъестественного - на такие действия способен каждый, и зритель в этом убеждается. Известно немало случаев, когда люди, смотревшие эту программу, спасались благодаря тому, что они видели на экране.

К тому же недавно появился феномен "любительской журналистики". Техника сегодня помогает делать качественное видео с помощью непрофессиональной аппаратуры, и люди фиксируют те события, очевидцами которых они стали. Любительское видео используется для создания программ весьма активно, и существуют каналы, которые представляют в основном программы, снятые на основе любительских роликов. Так, с 1999 года вещает Reality TV - сегодня он доступен в 120 странах мира. Используя кадры, снятые на камеры мобильных телефонов и любительские видеокамеры, полицейские съемки с места событий и так далее, создатели программ Reality TV показывают зрителю самые острые и актуальные моменты нашей жизни - как трагические, так и курьезные. Совсем недавно, в марте 2009 года, в Индии был запущен канал Real TV, который пока что доступен лишь внутри страны. Его программы строятся по тому же принципу -в кадре события из реальной жизни, а в основе сюжетов - любительские съемки.

Развлечения на новый лад

Говоря о том, что зритель хочет видеть на экране продолжение собственной жизни и совершать в этой реальности поступки, надо учитывать, что эта реальность должна быть привлекательной для него. Развлекательные программы всегда были самыми разнообразными и самыми популярными, и сегодня придумать что-то новое в области чистых развлечений крайне сложно. По-другому обстоят дела с научно-популярным жанром, который на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных. Люди хотят узнавать что-то новое, но при этом не хотят скучных лекций или наглядных пособий, и приходится искать новые подходы. Одним из открытий в этой области стал жанр "популярная наука". Это не документалистика, которая фиксирует факты и представляет взгляд со стороны, а совершенно новый жанр, когда рассказ о фактах побуждает зрителя к самостоятельному поиску. Примерами этого жанра являются программы Discovery Channel: "Разрушители мифов", "Головоломы", "Как это устроено" и "Из чего это сделано".

Широкую зрительскую аудиторию в России привлекают и шоу других производителей контента, снятые в том же жанре, - к примеру, программа "Галилео" на телеканале СТС, в которой в увлекательной форме рассказывается о том, как устроены привычные вещи. О успешности российского варианта программы в жанре "популярная наука" свидетельствуют следующие факты: премьера "Галилео" состоялась 26 марта 2007 года, сегодня передачу показывают ежедневно пять раз в неделю.

Впрочем, погружение зрителя в реальность, где он узнает что-то новое, возможно и в других жанрах. Есть яркие примеры шоу, сделанных совершенно в ином формате, но вполне в духе тенденции "увлекать, развлекать и рассказывать новое". Это, например, программа "Supernanny" (появилась в 2004 году на Channel 4, Великобритания) или "What not to Wear" (появилась в 2001 году на канале ВВС 2, Великобритания). В шоу "Supernanny" профессиональная няня показывает, как она находит общий язык с самыми непослушными детьми и направляет их энергию в "мирное русло". При этом "телевизионная" няня становилась практически членом семьи, а героями программы были простые зрители. Та же ситуация - в программе "What not to Wear": ведущие и съемочная группа приезжают к зрителям, делая их главными действующими лицами и рассказывая о моде в ее "практическом" приложении на примере конкретных людей. Эти программы задают тенденцию в своем жанре. Доказательством является тот факт, что они транслируются по лицензии во многих странах мира -так, "Supernanny" в России стала "Суперняней", а программу "What not to Wear" мы знаем под названием "Снимите это немедленно".

Можно привести и российские примеры - шоу "Дом 2", которое, несмотря на всю его спорность, с успехом идет уже несколько лет. Зрители и участники шоу настолько тесно взаимодействуют друг с другом, что переход из одной ипостаси в другую воспринимается как нечто само собой разумеющееся. О том, что шоу стало не просто отдельно взятой программой, а задало целое направление, говорит то, что права на использование формата были приобретены у канала ТНТ компанией Sony Pictures Television International, входящей в корпорацию Sony Pictures Entertainment.

В ситуации, когда зритель хочет быть не просто зрителем, а деятелем, требования к качеству контента значительно возрастают. Когда такой зритель получает доступ к нишевому телевидению, он выбирает среди огромного числа каналов и программ, и каналы должны прикладывать значительные усилия, чтобы этот выбор был сделан в их пользу. Поэтому в ближайшем будущем можно ожидать, что качество контента и степень его интерактивности будут только возрастать - иначе в этой новой реальности телеканалы просто не смогут существовать.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2009
Посещений: 12006

Статьи по теме

  Автор

Калеб Вайнштейн

Калеб Вайнштейн

Старший вице-президент и генеральный менеджер по развивающимся рынкам Discovery Networks в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (регион ЕМЕА)

Всего статей:  2

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций