В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Но первое возмущение у нас быстро прошло: мы вспомнили столь же стыдные попытки советской пропаганды “не заметить” успех американской экспедиции на Луну. Тот же случай имеет место в фильме о Зворыкине, который (по известному афоризму) флюсу подобен - его полнота односторонняя! Подобный фильм, тем более талантливый, серьезно искривляет “информационное пространство" в невыгодную для России сторону (см. эпиграф) и требует реагирования со стороны научно-технической общественности.
Мы, как специалисты, воспитаны на глубоком уважении к Звопыкину и учились по его (в соавторстве с Г. Мортоном) книге “Телевидение", переведенной и изданной в 1956 году в СССР по инициативе и под редакцией нашего учителя СИ. Катаева. Мудрый человек и тонкий интеллигент, Катаев очень деликатно прививал нам симпатию к своим научным соперникам - зарубежным (В.К. Зворыкину, фон Арденне) и отечественным (П.В. Шмакову, П.В. Тимофееву), учил терпимости к чужому мнению. Он потратил много сил и времени на издание упомянутой выше монографии “Телевидение", открывшей для нашего поколения “телевизионную Америку". Катаев, кстати, никогда не поддерживал досужие споры о “первородстве", он считал телевидение настолько огромным делом, что оно имеет право на многих авторов.
В начале 1960-х годов нам даже удалось присутствовать на выступлении Зворыкина в Москве на многолюдной научной сессии Научно-технического общества радиотехники и электросвязи им. А.С. Попова. К сожалению, запланированная (в более узком формате) встреча Зворыкина с телевизионщиками не состоялась: по слухам, он повредил ногу во время речной прогулки.
Поэтому нас более всего смущает подтекст фильма: как умно, мол, поступил Зворыкин, что уехал из этой ужасной России! В США для него открылись новые горизонты для творчества, для совершенного им научного подвига!
В таком случае насколько более высок подвиг, совершенный людьми, работавшими в менее благоустроенных странах, но добившихся сравнимых со Зворыкиным результатов! Таких имен можно назвать много и в других странах, но мы выделим самых ярких: Катаева (СССР) и фон Арденне (Германия).
Но вначале, как говорится, для разрядки, мы хотели бы обратить внимание на характерный эпизод в фильме: грубоватый телерепортер усаживает Зворыкина в обнимку с кинескопом в кресло перед телекамерой со словами: “Вы - отец мирового телевидения!” Зворыкин тут же вскакивает, явно обеспокоенный: “Я не отец мирового телевидения!” Но репортер бесцеремонен - не его проблемы, текст согласован с руководством.
Поясним для молодежи: по американскому менталитету истинным создателем американского, а значит и мирового телевидения является не Зворыкин, а его начальник Д. Сарнов, который удачно нанял Зворыкина и поставил точную задачу. Сын Сарнова Роберт, унаследовавший в 1970-х годах семейный бизнес, так излагал в личной беседе эту проблему: “В конце 1920-х годов отец понял, что Американской радиокорпорации в условиях депрессии нужны энергичные действия и пора в радиовещании к звуку добавить изображение. Он устал искать подходящих людей, поскольку среди изобретателей телевидения было много сумасшедших. Но ему повезло, он выделил лучших - Фарнсуорта и Зворыкина, но у Фарнсуорта были свои планы, и он отказался от сотрудничества. Зворыкин взялся за дело и имел успех".
Однако примерно в то же время независимое решение проблемы электронного телевидения было достигнуто как на родине Зворыкина, в России, так и в не менее кошмарной в то время стране - Германии.
Дело в том, что передающую телевизионную трубку со всеми характерными признаками зворыкинского иконоскопа (односторонняя мозаичная светочувствительная мишень, принцип накопления световой энергии и коммутация с использованием вторичных электронов) первым в мире предложил в СССР Семен Исидорович Катаев (приоритет от 24.09.1931 года). Созданная Зворыкиным трубка, названная “иконоскопом”, имеет приоритет от 13.11.1931 года, причем свой патент Зворыкин получил лишь после 15 летней судебной тяжбы: ему мешали публикации Катаева (советские авторские свидетельства в США не признавались), патенты Фарнсуорта и ряда других изобретателей.
Должны заметить со знанием дела, как бывшие студенты и преподаватели кафедры телевидения, что теоретические вопросы работы передающей трубки типа “иконоскоп" в трудах Катаева разработаны более глубоко и точно!
Напомним также, что и приемную телевизионную трубку (кинескоп) СИ. Катаев разработал и довел до необходимых параметров практически одновременно с В.К. Зворыкиным и фон Арденне, но, заметим, в несравнимо более трудных условиях.
Первый советский иконоскоп был создан в 1934 году (предъявлен Госкомиссии в 1935 году) в Ленинграде Борисом Васильевичем Круссером, то есть фактически только на год позже Зворыкина (лабораторная демонстрация в 1933 году и публичная - в 1934 году). Интересно, что первый приезд Зворыкина в СССР позволил ускорить работы над советским иконоскопом, но только тем, что привел к резкому повышению приоритета планов в области электронного телевидения.
В это время работы по созданию советского иконоскопа велись Круссером в Государственном институте телемеханики и связи (ГИТИС, не путать с учебным институтом, который теперь называется РАТИ). ГИТИС был основан в 1933 году в Ленинграде выдающимся ученым и организатором науки А.Ф. Шориным, а в конце 1930-х годов институт перевели в Москву и туда перешел на работу Катаев. Теперь бывший ГИТИС называется (пожалуйста, не удивляйтесь!) Морской научно-исследовательский институт радиоэлектроники “Альтаир". Александр Федорович Шорин, к сожалению, умер в самом начале ВОВ, но его вклад в развитие отечественного телевидения в 1930-е годы еще ждет своих исследователей. По-видимому, он вполне сравним с ролью Сарнова в развитии американского телевидения.
Однажды наш учитель СИ. Катаев с заметной завистью рассказал об “одном умном немце", который паразитный поток отрицательных ионов - “проклятое явление" для разработчиков телевизионных кинескопов, успешно использовал в ядерной технике для разделения изотопов, в результате чего в науке появилось целое направление - масс-спектроскопия. Как выяснилось позже, это был фон Арденне.
Манфред фон Арденне в августе 1931 года в рамках Берлинской радиовыставки на стенде фирмы Loewe (кстати, недавно возрожденной) первым в мире публично продемонстрировал полностью электронную систему телевидения на основе датчика бегущего луча с разверткой на 90 строк. Потом он разработал телевизионную систему для вещательных целей с разверткой на 180 строк, именно она использовалась в 1935 году для оснащения телецентра имени Пауля Нипкова в Берлине - центрального звена для телетрансляций с “забытой" Берлинской Олимпиады 1936 года. Но именно эта Олимпиада создала в мире обстановку “перелома" к массовому телевизионному вещанию по электронной системе, отодвинув примитивные механические системы.
Телевизоров тогда в Германии было немного (Парфенов прав!), но была по-немецки толково организованная сеть залов коллективного просмотра, в которых олимпийские трансляции посмотрели 160 тысяч зрителей.
Имя фон Арденне мало известно у нас даже специалистам, хотя он долго и плодотворно работал в нашей стране.
В 1920-е годы он еще студентом придумал первую в мире вакуумную интегральную радиосхему (трехкаскадный усилитель в одном баллоне), в конце 1920-х годов увлекся телевидением, а с середины 1930-х годов уже работал в рамках гитлеровского атомного проекта, построив в пригороде Берлина - Лихтенфельде подземную лабораторию с одним из первых в мире циклотронов. Будучи весьма состоятельным человеком, он старался вести независимые исследования, на собственные средства. Он был знаменит как мастер парадоксальных решений: паразитный поток отрицательных ионов в кинескопах (в старых кинескопах он выжигал центр экрана, создавая так называемое ионное пятно), был им использован для разделения изотопов.
С 1945 по 1955 год он работал уже в рамках советской ядерной программы: фон Арденне был “самым ярким научным трофеем” Советской армии. В Сухуми для него на базе бывшего санатория “Синоп" был организован Институт промышленного разделения изотопов со второй территорией в не менее известном курортном поселке Агудзера.
Работы фон Арденне были удостоены Сталинских премий в 1947 (в области радиоэлектроники) и 1953 годах (в области ядерных технологий). Позже, с 1955 по 1997 год, он жил и работал в Дрездене, где для него был создан MVA-институт с экспериментальным атомным реактором.
В конце жизни он (как и Зворыкин!) стал известен своим большим вкладом в развитие медицинской техники. Его при жизни называли немецким Эдисоном, после смерти - последним энциклопедистом. Именем фон Арденне теперь назван один из городских парков Дрездена.
Теперь мы надеемся, у вас уже не осталось сомнений в том, что телевидение - и отечественное, и американское, и мировое - придумали русские! Возможно, вы уже слышали, что упомянутый выше Д. Сарнов, а также И. Шенберг, внесший решающий вклад в создание раннего английского телевидения, тоже, по сути дела, выходцы из России.
Однако мы очень сожалеем, что в фильме не нашлось места для упоминания о том, что даже само слово “телевидение", вошедшее во многие языки, придумано русским инженером К.Д. Перским еще в начале XX века! Его, как водится, сперва приняли за француза, но очень скоро все прояснилось.
Да здравствует российское телевидение! Светлая память всем его создателям!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2010
Посещений: 13936
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций