Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"И о погоде!", или Новая эра прямого эфира

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"И о погоде!", или Новая эра прямого эфира

После моей статьи о грядущей конвергенции телевидения, Интернета и телекома в предыдущем номере журнала Broadcasting появились вопросы от коллег о том, какую роль в этом конвергентном будущем будет отведена эфирному, бесплатному телевидению. Ниже пойдет речь именно об этом
Станислав Прибылов
Директор Национального фонда искусств В прошлом: зам. руководителя “НТВ Плюс”

По сути, дежурная дикторская фраза ведущих программы “Время”: “И о погоде!”, завершавшая ежедневный выпуск главной информационной передачи страны, стала визитной карточкой ЦТ Советского Союза. У многих в памяти она осталась звучать неповторимым тембром голоса выдающегося диктора радио и телевидения Виктора Ивановича Балашова. Телевизионщики того времени работали всегда в прямом эфире и немногое могли себе позволить. Такие дежурные фразы были одновременно и знаком всей группе выпуска – переключиться.

Интересно, что в истории американского телевидения есть идентичное “напоминание” о временах тотального прямого эфира. Это похожая по смыслу знаменитая фраза “How is the weather?”, обычно являвшаяся сигналом эфирному режиссеру для переключения камеры. При этом ведущий поворачивал на нее голову. Этот часто повторяющийся прием высмеял Ховард Кэйлан, солист знаменитой в конце 60-х группы The Turtles в своей песне Happy Together, внезапно спев в конце песни эту фразу и повернув голову на другую камеру так, что режиссер автоматически переключился.

Прямой эфир сделал телевидение популярным. Делать программы в записи на заре телевидения было трудно и с технологической точки зрения, и с организационной. В то же время прямой эфир требовал необычайной организованности, планирования, слаженности работы телевизионного коллектива и невероятного мастерства. Позднее, когда технология стала более дешевой и доступной, мир постепенно пришел к вещанию из “телебудки”. И в этом не было ничего плохого и предосудительного до нынешнего времени, когда вещание из заранее приготовленных “консервов” столкнулось с конкуренцией в виде видеосервисов в Интернете, пиратством и, наконец, изменением характера телесмотрения в сторону персонификации.

Чем же эфирное и вообще все бесплатное телевидение будет привлекать зрителей, если потеряет последнее преимущество – превосходство в техническом распространении сигнала?

Похоже выход только один – возврат к истокам. К прямому эфиру и премьерности большей части эфира, если не вообще всего. Сегодня прямой эфир сохранился только в ведении новостей, трансляции спортивных матчей и государственных церемоний.

Возврат в эру прямого эфира изменит телевизионный ландшафт. Как в таком случае должны преобразиться, например, новости? В них станет больше прямых репортажей с большими подробностями и переключениями с места на место. От ведущего в прямом эфире снова потребуется умение не только прочитать подводку с суфлера с дежурным выражением лица, но и на глазах у миллионов телезрителей выйти на связь с ньюсмейкером или участником события, героем сюжета или эфирного дня.

Подобными живыми репортажами обрастут и трансляции спортивных мероприятий, подобно тому, как это делается только во время Олимпиад и крупнейших мировых чемпионатов.

Но самое интересное так или иначе коснется шоу в прайм-тайме. Студийные шоу снова станут непредсказуемыми, они будут получать ту “нервную нить”, роль которой последнее время играли шокирующие и порой безнравственные подробности. Возможно, мы увидим возврат в ином технологическом качестве изображения, звука и исполнения такого жанра, как телевизионный спектакль. Безусловно, гораздо больший интерес получат концерты в прямом эфире.

Сериалы, которые во всем мире за последние годы обрели практически кинематографическое качество, конечно, не обретут форму исполнения в прямом эфире. Однако их премьерных показов, а значит, слотов в программной сетке, понадобится гораздо больше. Скорее всего, премьерным станет не только прайм-тайм, но и pre-prime, и даже access pre-prime, а также post-prime.

Преобразится вещание и в выходные дни. Скорее всего, оно станет событийным, то есть вся ключевая часть эфирного дня и вечера в выходные будет посвящена чему-то одному весьма значительному – премьерному или “прямоэ-фирному”.

В то же время изменится межпрограммное вещание. Анонсы потребуют более изысканного подхода с включением с мест просмотров в случае с трансляцией и подогреванием настроя на премьерный просмотр у зрителей через непосредственное общение с аудиторией.

Очевидно, что все это отразится и на рынке платного телевидения. Помимо жанрового разделения и градации по уровню подписки и видам просмотра, появятся специальные группы каналов, специализирующиеся только на одних повторах самых популярных шоу эфирных каналов. Собственно, вещательные возможности для этого уже приготовлены. Практически у всех крупных каналов страны имеются свои спутниково-кабельные каналы – “отжигатели” их библиотек. Именно им, скорее всего, и придется взять на себя эту коммерчески куда более выгодную роль, чем тот не мотивированный интересом аудитории прогон двадцатых–тридцатых повторов программного продукта, который происходит сейчас.

Выход только один – возврат к истокам. К прямому эфиру и премьерности большей части эфира, если не вообще всего

Эти изменения коснутся и конфигурации некоторых услуг платного телевидения. Прямой эфир и премьерность отдельных немассовых продуктов будут также востребованы продвинутыми пользователями Pay Per View. Изменится и характер кинопоказа на телевизионных каналах. Кроме реальных блокбастеров (иностранных или российских) кинопоказ на бесплатных каналах сойдет на нет и переместится на киноканалы в платном телевидении, где ему, собственно говоря, и место.

Самое интересное так или иначе коснется шоу в прайм-тайме. Студийные шоу снова станут непредсказуемыми, они будут получать ту "нервную нить", роль которой последнее время играли шокирующие и порой безнравственные подробности

Появятся и совершенно новые платные сервисы живого вещания, такие как, например, трансляция с городских Web-камер.

Так или иначе, это процесс уже начался. Чем больше будет растворяться аудитория эфирных каналов в общем телесмотрении, тем быстрее придет этот новый век прямого эфира.

Технологически все практически готово к этому. Но, принимая во внимание некоторые общественно-политические задержки развития сегодняшнего дня, а также юридическую непроработанность наступления живого вещания, необходимо обратить внимание на то, что отечественная телевизионная отрасль еще не очень-то готова к этому в профессиональном плане. Хотя это дело поправимое. Научиться работать, как пятьдесят лет назад, придется, так как слыша знакомое: “И о погоде!”, зрители ведь не ждут повтора позавчерашнего прогноза.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2015
Посещений: 9130

  Автор

С. Прибылов

С. Прибылов

Директор Национального фонда искусств В прошлом: зам. руководителя “НТВ Плюс”

Всего статей:  4

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций