ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ

Реклама на сайте


Форум  / Глоссарий  / Энциклопедия  / Подписка  / Публикации  / iMag  / Объявления  / Журнал  / Медиакиты  / Мероприятия  / Услуги

Новости проекта

Слияния, поглощения

Назначения, кадры

Жизнь отрасли

Операторы доступа

Рекламный рынок

Контент

Закон и порядок


Карта активности

Энциклопедия

Исследование

Проекты и Решения

Стандарты

Объявления

Исторический календарь

Открытки


О журнале

Каталоги продукции

Спутниковая связь и вещание

Техника кино

Авторам!

Наши партнеры


Бесплатная подписка

Платная подписка

Контакты

Ссылки

Мероприятия

    Что смотрят на региональных телеканалах Часть 2

Реклама на сайте

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Что смотрят на региональных телеканалах
Часть 2


Олеся Ивашкина
Старший специалист отдела региональных исследований АЦВИ

Валерий Бузин
Руководитель отдела региональных исследований АЦВИ, к.соц.н.

Телесмотрение регионального ТВ

Каждый из нас в той или иной мере сам является телезрителем и поэтому хорошо знаком с проблемой поиска и выбора: что же посмотреть... Очень часто от телезрителей можно услышать: “По телевизору смотреть совершенно нечего". Тем не менее среднее время ежедневного просмотра ТВ из года в год остается стабильным, а топы ведущих каналов пестрят сериалами, ток-шоу и другими развлекательными программами. В связи с этим возникает мысль, что аудитория пассивна и смотрит то, что "дают". На примере региональных каналов мы можем увидеть, что это не совсем так.

Анализируя жанровую структуру телесмотрения на полновещающих и малых региональных телеканалах, мы обнаружили, что, несмотря на существенные различия в жанровой структуре их контента, структура телесмотрения у них очень близка (рис. 1 и 2).


Примерно 20% телезрителей региональных телеканалов приходит на канал смотреть новости и аналитику, независимо от того, какова доля новостей в его сетке вещания - 10 или 29% от всего эфирного времени. И только 10% телезрителей собирает кинопоказ, даже если на него отводится 12 часов в сутки. И хотя в топ-листах полновещающих региональных каналов часто оказываются художественные и документальные фильмы, наиболее востребованными все же оказываются новости, которые регулярно, изо дня в день собирают у экранов местную телеаудиторию.

Более того, за последние три года доля потребления новостей увеличилась на 50%, то есть в полтора раза, относительно 2007 года. Вырос также (на 30%) интерес аудитории к социально-политическим передачам местных телевещателей. А вот интерес региональной аудитории к детским передачам местного производства с появлением телеканалов “Бибигон" и “Теленяня” снизился. Также уменьшилось смотрение на местных каналах спортивных трансляций и музыкальных программ. Вероятно, это связано с появлением в регионах вещания телеканала “Спорт" (“Россия 2”), а также с распространением платного телевидения и ростом доступности специализированных спортивных и музыкальных телеканалов. Распространение же в регионах телеканала “Вести" (“Россия 24”) не снизило интереса к информационным программам на местных телеканалах. Возможно, это происходит из-за того, что региональные окна “Вестей 24” близки к региональным окнам ГТРК по содержанию и стилю подачи материала, поскольку они производятся в рамках одной телекомпании - ВГТРК.

Профиль аудитории региональных телеканалов

Телевизионные каналы, как правило, имеют свою постоянную аудиторию, которая так или иначе отличается от аудитории остальных телеканалов. Телезрители могут менять свои телепредпочтения, однако чаще всего они выбирают между каналами, имеющими близкий по содержанию контент и ориентированными на схожую аудиторию. Так, федеральные каналы смотрят в основном зрелые и пожилые люди, при этом женщины чаще выбирают между “Первым" и “Россией 1”, а мужчины предпочитают НТВ. Аудитория региональных телекомпаний по своим половозрастным характеристикам ближе к аудитории сетевых, а не федеральных телеканалов. Она моложе аудитории трех основных телеканалов, однако не такая юная, как аудитория “Муз ТВ" и MTV, CTC и ТНТ. Ее возраст колеблется в пределах 30-50 лет. Региональные телеканалы интересны как мужчинам, так и женщинам, но некоторый незначительный перевес в сторону женщин все же имеется. Но это в среднем. А в частности, разные региональные телеканалы собирают, конечно, разную по профилю аудиторию: одни более привлекательны для пожилых людей, другие - для женщин, третьи - для молодежи (рис. 3).


На рис. 3 представлена карта аудиторий региональных телеканалов по полу и возрасту (размер точки соответствует объему аудитории). Полновещающие региональные телеканалы, имеющие собственное программирование, собирают более молодую аудиторию, чем малые региональные телекомпании. Из-за большого количества кинопоказа в сетке вещания эти телеканалы смотрит больше женщин, чем мужчин. Исключение составляют телеканалы ТНВ в Казани (очень востребованными оказываются детские и образовательные передачи, которые привлекательны для пожилых женщин, имеющих внуков) и канал “100 ТВ" в Санкт-Петербурге, интересующий мужчин среднего и старшего возраста трансляциями спортивных соревнований.

Малые региональные каналы вещают преимущественно новостной и общественно-политический контент, который привлекает мужчин среднего и пожилого возраста. Молодая аудитория СТС, в партнерстве с которым выходит телекомпания “Контакт" в Краснодаре (рис. 3), естественно, становится зрителем программ и этой региональной компании. “ОТВ-Прим" - партнер телеканала “Россия 2”, отсюда его молодая мужская аудитория. Остальные малые телекомпании выходят с такими сетевыми партнерами, как “Рен", ТВЦ, “5-й канал", “Вести 24” и пр., и получают свою аудиторию в основном “по наследству" от своих сетевых партнеров.

Однако среди малых региональных телеканалов можно выделить группу таких, которые вещают не один-три часа в сутки, а от трех до семи часов, причем в праймовое время. Это такие каналы, как “Эфир", “Телеомск-Акмэ", “Муниципальное ТВ", ННТВ. Их отличает от других малых телеканалов более богатый жанровый репертуар программ, составляющих эфирную сетку. Программируя свой эфир, они не ограничиваются новостными и социально-политическими передачами, а, так же как полновещающие региональные телеканалы, показывают много документального и художественного кино, передачи развлекательного и познавательного характера. Аудитория этих каналов по социально-демографическим признакам (пол, возраст) близка к аудитории самостоятельных (полновещающих) региональных телекомпаний, а не малых.

В целом аудитория региональных телеканалов - это преимущественно зрелые, социально активные мужчины и женщины: уже не молодежь, но еще не пенсионеры. Исключение составляют малые региональные телеканалы, которые “наследуют" аудиторию своих сетевых партнеров и получают только ту ее часть, которая интересуется местными новостями, а это чаще всего пожилые люди, преимущественно мужчины.

Информационная и компенсаторная функция регионального ТВ

Региональное телевидение выполняет в первую очередь информационную функцию и функцию социальной идентификации, помогая жителям городов России соотносить себя и свою жизнь с жизнью своего региона. Только местное телевидение может показать основные события, познакомить с историей, современными проблемами, лицами, событиями города, области, края. Ни один федеральный канал не поможет телезрителю осознать себя гражданином своего города, понять, чем его регион отличается от многих других, не расскажет о самых близких для него проблемах. Поэтому неудивительно, что самыми востребованными программами на региональном телевидении являются новости и социально-политические программы местных производителей.

Региональное телевидение также заполняет лакуны в программировании федеральных и сетевых телеканалов, восполняя потребность аудитории (особенно той ее части, которая не пользуется услугами платного ТВ) в познавательных передачах, спортивных трансляциях и детских программах. Но по мере распространения кабельных сетей и продвижения в регионы специализированных эфирных каналов (новостных, детских и пр.), компенсаторная функция регионального ТВ все больше сужается, уступая место информационной и просветительской.

Таким образом, основная ниша региональных телеканалов на данный момент -это освещение жизни в регионе. Однако число вещающих региональных телеканалов с каждым годом уменьшается. Из эфира уходят малые региональные телеканалы, поглощаемые телесетями. Интерес же телезрителей к местным новостям и аналитике, напротив, растет, обостряя противоречие между потребностями региональной аудитории и реалиями современного регионального телевизионного ландшафта.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2011
Посещений: 11153

Статьи по теме


  Автор
 

Олеся Ивашкина

Старший специалист отдела региональных исследований АЦВИ

Всего статей:  2


  Автор
 

Валерий Бузин

Руководитель отдела региональных исследований АЦВИ, к.соц.н.

Всего статей:  2

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций


Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код:









Реклама на сайте


Вызов консультанта


Регулирование и стандарты
Оборудование и технологии
Экономика и менеджмент
Контент
Новые продукты
Гуманитарные технологии
Оборудование для передачи сигнала
Профессиональное HDTV-производство
Малобюджетное производство в HD-формате



Социальная реклама


Rambler's Top100

Яндекс цитирования


Бесплатная подписка | Форум | Контакты | Ссылки | Реклама на сайте

Copyright © 2003-2013, ООО "ГРОТЕК"
Использование материалов сайта возможно при указании активной гиперссылки на главную страницу этого сайта. Ссылка должна выглядеть так: Broadcasting.Ru.