Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Что смотрят на региональных телеканалах Часть 1

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Что смотрят на региональных телеканалах
Часть 1

Особое место среди множества телеканалов на региональном телевизионном ландшафте занимают региональные телеканалы, осуществляющие вещание на город (область, край, федеральный округ) и предлагающие зрителям контент, который, как правило, непосредственно связан с жизнью и проблемами региона
Олеся Ивашкина
Старший специалист отдела региональных исследований АЦВИ
Валерий Бузин
Руководитель отдела региональных исследований АЦВИ, к.соц.н.

Что такое региональное телевидение

Говоря о региональном телевидении, необходимо, на наш взгляд, развести понятия региональной телевизионной среды (совокупность телеканалов, доступных жителям региона) и собственно регионального телевидения, которое представлено местными (городскими или областными) телевещательными компаниями (телеканалами).

Почти в каждом городе есть местная телекомпания и, как правило, не одна. Поэтому число региональных телеканалов значительно больше, чем городов в России. По данным TNS, на начало 2010 года в 29 крупных и средних городах России вещало 198 региональных телеканалов (то есть в среднем более шести на город). Однако только 17 из них -это самостоятельные каналы “полного дня”, обеспечивающие собственным контентом и программированием вещание в течение 18-24 часов в сутки. Назовем эти каналы полновещающими (табл. 1). Остальные региональные телеканалы (их подавляющее большинство) вещают в партнерстве с общенациональными телесетями и размещают собственный контент в эфире в среднем один-три часа в сутки. Эти телеканалы назовем малыми региональными.

Среди полнове-щающих региональных каналов самыми успешными, как видно из табл. 1, являются: “Первое краевое ТВ” (Хабаровск), ТВ-2 (Томск) и “Афонтово”. Они собирают в среднем около 5% местной телеаудитории. А сколько зрителей соберет малый региональный телеканал, во многом зависит от того, с какой сетью он сотрудничает и делит частоту вещания. Чем сильнее сетевой партнер, тем больше телезрителей соберут передачи местного телеканала, и наоборот. Эта зависимость хорошо видна на рис. 1: самые большие рейтинги у ГТРК - местных государственных вещателей, региональных партнеров телеканала “Россия 1”, а также у телеканала “Спектр” - партнера НТВ в Барнауле.


Почему это происходит? Региональный партнер, вещая от одного до трех часов в сутки, как правило, выходит в эфир с короткими программами (по 15 минут несколько раз за день), вплетая свой контент в программную ткань сетевого партнера. Часть телезрителей, посмотрев программу сетевого канала, не переключается сразу, оставаясь на частоте и захватывая при этом передачу регионального вещателя. Также аудиторией регионального вещателя становятся те зрители, которые, желая посмотреть одну или другую передачу сетевого канала, включают канал немного раньше и поэтому захватывают часть регионального эфира. Конечно, какая-то часть аудитории приходит на канал специально, чтобы посмотреть именно региональную программу. Тем не менее чем больше аудитория сетевого партнера, чем больше региональному каналу будет доставаться зрителей “по наследству",  тем выше будут его рейтинги.

Чтобы выделить действительно сильные малые региональные каналы, мы ввели понятие “коэффициент популярности", который представляет собой отношение среднего рейтинга регионального канала к среднему рейтингу сетевого партнера. В табл. 2 представлены все малые региональные телеканалы с коэффициентом популярности >1, которые ранжированы по среднему рейтингу регионального телеканала.


За последние четыре года число вещающих региональных телеканалов неуклонно сокращается - в среднем на 10% ежегодно (рис. 2). Исчезновение региональных телеканалов происходит на фоне интенсивного продвижения в регионы сетевых вещателей, которые шаг за шагом вытесняют местных.


Схема вытеснения чаще всего следующая. Региональный вещатель оформляет лицензию на частоту и получает право вещания в регионе. Не имея достаточного ресурса для того, чтобы обеспечить вещание канала 24 часа в сутки, он заключает контракт с сетевым партнером на трансляцию его контента. В дальнейшем сетевой партнер может постепенно вытеснять регионального вещателя, полностью заполняя эфир своими программами. При этом сетевой вещатель может войти в число акционеров юридического лица, владеющего частотой. По истечении срока действия лицензии на вещание у регионального вещателя его сетевой партнер выкупает долю местного вещателя и становится стопроцентным акционером владеющего частотой юридического лица. Так за последние годы избавились от части региональных партнеров ТВЦ, ТВ-3, “Звезда", “Россия 24” (“Вести"), музыкальные телеканалы. Местные телеканалы теряют свою индивидуальность и зрителя. Ведь аудитория исчезнувшего местного телеканала не уходит к другому региональному вещателю, а остается с его сетевым партнером. Поэтому исчезновение местных телеканалов ведет к потере региональным ТВ аудитории в целом.

И все же чем региональные каналы могут быть привлекательны для зрителя? Какой контент они могут предложить своему телезрителю, чтобы заинтересовать и удержать аудиторию?

Контент региональных телеканалов

Если задаться вопросом, чем местные телеканалы заполняют свой эфир, то окажется, что наибольшее время на крупных региональных телеканалах занимает кино и развлекательные телепрограммы (рис. 3). В этом они мало чем отличаются от общенациональных телеканалов - сетевых и федеральных. В то же время региональные каналы с маленькой аудиторией, а их большинство (размер аудитории канала отражает величина кругов на диаграмме), наполняют свою программную сетку в основном новостными и общественно-политическими передачами.


Связан ли размер аудитории этих каналов с обращением к более низкорейтинговому жанру при программировании эфира и корректно ли в их случае говорить о низкой популярности каналов? Нет. Практически все каналы, делающие акцент на социально-политическое и новостное вещание (правая часть диаграммы на рис. 3), - это малые региональные телеканалы со временем вещания от одного до трех часов в сутки. За это время они не успевают набрать аудиторию, которая могла бы соперничать с аудиторией полновещающих региональных телеканалов.

Таким образом, существуют различия в наполнении эфира между самостоятельными (полновещающими) и малыми (вещающими в партнерстве с телесетями) региональными телеканалами, что наглядно показано на рис. 4.


Почти 50% всего времени вещания на самостоятельных региональных телеканалах занимают фильмы, не только художественные, но и документальные ленты просветительского или публицистического характера. Именно они оказываются наиболее востребованными региональной аудиторией. Например, на одном их самых сильных региональных телеканалов, “ТВ-2” (Томск), в топ 15 программ за первое полугодие 2010 года попали такие документальные фильмы, как “Автомобили-убийцы", “Красные крабы и желтые муравьи", “Древний Египет". Топ-лист телеканала “Аист" в Иркутске возглавляет фильм “Мир вокруг нас", также сюда попали фильмы “Рыбий глаз”, “Дельфинарий", “Красочная планета", “Обнимая небо крепкими руками", “Шире - река плодородия". Таким образом, региональные телеканалы восполняют дефицит познавательных программ, характерный для центрального эфирного телевидения.


Малые региональные телеканалы, вещающие от одного до трех часов в сутки, заполняют свой эфир программами собственного производства: новостными, информационно-аналитическими, социально-публицистическими. В топе новостных и информационно-аналитических программ малых региональных каналов лидирует аналитическая программа телеканала “Эфир” в Казани, а также в ряде городов большую аудиторию собирают новостные программы “Вести-регион" производства местных студий ГТРК (табл. 3).

Продолжение следует

 

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2010
Посещений: 23912

Статьи по теме

  Автор

 

Олеся Ивашкина

Старший специалист отдела региональных исследований АЦВИ

Всего статей:  2

  Автор

 

Валерий Бузин

Руководитель отдела региональных исследований АЦВИ, к.соц.н.

Всего статей:  2

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций