В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
- Почему, на Ваш взгляд, на сегодняшний день осталось мало компаний, предлагающих операторам только один канал? Компании, как правило, стремятся расширить свое предложение для операторов.
- Совершенно очевидно, что ответ на этот вопрос лежит в области экономики и бизнеса. Абсолютно невыгодно любой производящей компании заниматься одним телевизионным каналом (мы, разумеется, говорим не об эфирном телевидении, а о тематических и нишевых каналах). Не эффективно выводить на рынок один канал, учитывая затраты на производство контента, формирование самого канала и его продвижение. Можно говорить о производстве одного канала лишь в том случае, если производящая компания выпускает большой пакет программ и параллельно с этим делает еще один неэфирный телеканал. Но, как правило, у производящих компаний существует некая производственная специализация, и крайне важно в этом случае, чтобы “специализации совпали”. Чтобы было понятно: некая компания производит сериалы, и тогда, очевидно, эта компания способна формировать один “сериальный" телеканал.
При этом, конечно же, решение о запуске или не запуске нишевого канала не может основываться лишь на одном факторе.
- Вы сами производите контент?
- Я бы сформулировал это по-другому: производящие компании по нашему заказу создают контент, мы имеем исключительные права на него и мы формируем телеканалы из того контента, который заказали, и из того, который купили у других правообладателей, будь то российские или зарубежные компании. В некоторых случаях “Телекомпания “Стрим” выступает в роли производящей компании.
- Каким принципом Вы руководствовались, когда продумывали тематику каналов?
- Дело в том, что, придя работать в “Телекомпанию “Стрим”, мы получили в наследство пять готовых каналов, тематика которых выбиралась до нас, и, разумеется, не стали ничего менять, я имею в виду каналы: “Здоровое ТВ”, “Усадьба", “Охота и рыбалка", “Драйв", “Ретро”. Когда же мы решали, какие каналы делать в будущем, мы исходили из следующего: во-первых, на рынке есть некое количество “свободных" до определенного момента тематических ниш. Так, например, произошло с каналом “Психология21” -такая ниша существовала, но она оказалась не занятой по необъяснимым для меня причинам. И когда Эдуард Михайлович Сагалаев предложил эту тему, мы поняли, что есть все шансы попасть... В хорошем, правильном смысле слова. Попасть в десятку. И мы протестировали программы подобной тематики на телеканале “Здоровое ТВ". И довольно быстро поняли, что подобные программы имеют положительный отклик, что впоследствии и подтвердил опыт создания телеканала “Психология21”.
- Существуют ли в компании какие-то правила для определения количества каналов и их направлений?
- Я считал, и продолжаю считать, что тематическое, нишевое, неэфирное, платное телевидение - бизнес в чистом виде. Принципы и правила одни - точный расчет, осмысленные реальные прогнозы и жесткое исполнение бюджета. Все остальное - от лукавого. И подтверждение тому - опыт нашей телекомпании: несмотря на кризисный 2009 год, мы его закончили с чистой прибылью. Запустив, напомню, четыре новых телеканала. Да, новые каналы находятся в стадии развития, формирования абонентской базы, создания библиотеки контента, поиска новых форматов и оригинальных проектов, но бизнес-составляющая находится на первом месте.
Конечно же, производители тематических телеканалов не могут работать в отрыве от операторов связи, предоставляющих в конечном итоге услугу доступа абоненту собственно к телеканалу или пакету телеканалов. Сегодня эти отношения стали меняться в сторону большего взаимопонимания, но говорить окончательно о “любви до гробовой доски” между, например, “Телекомпанией “Стрим” и тем или иным оператором не приходится. На мой взгляд, к сожалению. Причин много, и основная в том, что до последнего момента оператор считал (и в ряде случаев продолжает считать), что его “контентного опыта" достаточно для формирования пакета. Что он, оператор, в состоянии определить самостоятельно, что “плохо и хорошо”, что его, оператора, мнения и понимания в избытке достаточно для принятия решения о количестве каналов в пакете, о количестве пакетов, о присутствии или отсутствии того или иного телеканала... Сегодня уже вполне очевидно, что это не так. И я абсолютно убежден, чуть заглядывая вперед, что будущее - за вертикально интегрированным оператором услуг. И набор этих услуг также очевиден: телевидение (как “линейное", так SVOD), высокоскоростной Интернет, мобильная и фиксированная связь. Причем драйвером будет выступать именно телевизионная услуга.
- Конкурируют ли телеканалы “Телекомпании “Стрим" друг с другом?
- Никакой конкуренции нет, потому что все каналы тематические и рассчитаны на определенную целевую аудиторию. Ну как, например, канал “Охота и рыбалка" может конкурировать с каналом “Психология21” или каналом “Драйв"?
- А может оператор отказаться от одного из ваших каналов ради другого?
- То, о чем я говорил ранее, отвечая на Ваш вопрос, это скорее отсутствие тематической конкуренции. Творческая же, разумеется, существует. А с точки зрения операторов дело обстоит по-другому. Мы предлагаем 8 каналов, и не всегда оператор готов поставить на платформу все наши каналы. У операторов наибольшим спросом пользуются телеканалы “Драйв" и “Охота и рыбалка". И они вправе принять решение - покупают ли они все каналы или нет. Впрочем, разумеется, в телекомпании существует своя система продаж, предполагающая самые разные варианты пакетирования.
Что касается внутренних творческих, если можно так сказать, взаимоотношений между каналами, то мы стараемся делать все каналы на одном уровне по качеству контента.
- Существуют ли скидки для операторов, берущих в свою сеть все 8 каналов?
- Да, конечно. Как я уже говорил, существует система продаж наших телеканалов. И конечно же, есть система скидок по различным параметрам: количество абонентов в сети оператора, количество приобретаемых телеканалов, срок контракта, в конце концов. Это механизм, который вполне эффективно работает.
- А по каким признакам вы определяете, что драйвером является “Охота и рыбалка" и “Драйв"?
- Тут очень простой подход. Для меня показателям является, готов ли оператор платить за этот канал или нет.
У телеканала “Охота и рыбалка" существует абонентская база в 5,5 млн человек, и я считаю, что это отличный показатель. К сожалению, я пока не могу оценить, смотрит ли конкретный зритель этот канал или нет. Но если оператор платит мне за канал - значит канал востребован; не платит - очевидно, что нет. Хотя, конечно же, в такой системе оценки есть некоторый изъян...
- А как оператор оценивает, смотрит зритель этот канал или нет? Он же дает пакет из 200 каналов и понятия не имеет, что из этого зрителю интересно...
- Сегодня взаимоотношения между производителем, оператором и конечным потребителем вообще-то довольно забавные. Для нас, как для производителя того или иного телеканала, важен оператор в том смысле, подписал ли он с нами контракт или нет. Этот контракт -основной источник наших доходов. Оператор на свой страх и риск принимает это решение, потому что именно он предоставляет услугу конечному потребителю. Ни оператор, ни вещатель сегодня не могут точно определить параметры телесмотрения конечных потребителей, но с развитием системы измерений в области неэфирного телевидения ситуация поменяется, и мы сможем видеть куда более объективную картину. И очевидно, принимать те или иные решения, нацеленные на максимальное удовлетворение зрительского спроса и интереса.
- А вы не рискуете, когда занимаете новые ниши? Не боитесь каналов-клонов?
- Не исключено. Когда мы выпускали канал “Домашние животные", мы знали, что существует подобная тематика, но посчитали, что тот вектор, который выбран нами, больше востребован на рынке. И сейчас уже можно говорить о том, что избранная нами стратегия вполне эффективна.
- Какая аудитория должна быть у успешного нишевого канала и сколько нужно времени каналу, чтобы набрать аудиторию?
- На наш взгляд, канал, который собрал более 1 млн абонентов, - это вполне успешный проект. Для того чтобы набрать такую аудиторию, согласно нашему скромному опыту, нужен год. Но для того, чтобы эту аудиторию расширить, необходимо гораздо большее количество времени.
- А какими темпами увеличивается аудитория?
- Вот смотрите, наша аудитория в кризисный год выросла в совокупности на 25%, что в общем довольно прилично. Рост аудитории тематического канала зависит от большого количества факторов. Я сейчас не говорю о том, качественный или некачественный контент - очевидно, что это важно. Но также важны такие факторы, как сетевая структура, ситуация на рынке, взаимоотношения между операторами и правообладателями, роль регулятора, покупательская возможность населения и множество иных факторов.
- В создании передач Ваших телеканалов участвует много популярных телевизионных деятелей: Эдуард Са-галаев, Дмитрий Дибров, Александр Гордон, Иван Затевахин. Чем Вы их привлекаете: высокими гонорарами или возможностью самореализации?
- Говорить о каких-то высоких гонорарах в нашем случае не приходится. Во всяком случае, сегодня. Не буду скрывать, во многом помогают личные взаимоотношения. И еще наши каналы привлекательны тем, что неэфирное телевидение менее регламентировано, я не имею в виду политическую или социальную составляющие. В нашем тематическом телевидении намного больше возможностей творческих, экспериментаторских. Для многих телевизионщиков это крайне важно сегодня. И именно поэтому в “Телекомпании “Стрим” такая профессиональная команда, которой я очень благодарен и которой очень горжусь.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2010
Посещений: 14181
Статьи по теме
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций