В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
А значит, люди по-прежнему смотрят телевизор, пусть и по самым разным причинам. Согласно результатам вышеприведенного опроса российские зрители все-таки считают основной функцией ТВ информационную (об этом говорят 72% опрошенных против 59% в 1989 году), но многим также интересны передачи развлекательного характера (42%), научно-познавательные (40%), общественно-политические (40%), спортивные (37%), музыкальные (36%) и т.д.
По данным другого не менее авторитетного агентства – “TNS Россия”, – второе место по востребованности после развлекательных программ у российских телезрителей занимают телевизионные сериалы. В январе–октябре 2013 года они составили 20% от общего времени вещания программ всех жанров. При этом спрос на них значительно превысил предложение и составил 30% от всего времени просмотра программ всех жанров. Опрос проводился в городах России с населением более 100 тыс. человек среди аудитории в возрасте от 4 лет.
Некоторым скептически настроенным любителям “высоких идеалов” стоит напомнить, что сериал (телесериал) считается одним из видов кинематографического искусства. Он ведь представляет собой всего лишь произведение, которое состоит из большого количества частей (серий), объединенных одним сюжетом, персонажами или творческой идеей. А вот какого качества будет этот создаваемый продукт, полностью зависит от авторов. Впрочем, при этом нельзя не учитывать, что целью любого сериала является, конечно же, во-первых, привлечение к телеэкрану зрителя на длительный период и, во-вторых, удержание затем его интереса к данному продукту от серии к серии.
Форматы телесериалов условно можно подразделить на:
Как известно, самые первые телесериалы стали снимать в США в 50-х годах 20 века, после того, как несколько ранее большую популярность получили читаемые в радиоэфире радионовеллы с последующим развитием их мелодраматического сюжета в очередной радиосерии. Психологам хорошо известно, что человек гораздо лучше и чаще запоминает незавершенные дела, поэтому на этой особенности психики, в частности, и был построен принцип привлечения к радиосериалу (прерывание на самом интересном месте). Спонсорами же телевизионных историй, предугадавшими глобальный интерес населения к такому виду подачи сюжета, стали компании, которые производили мыло и чистящие средства, и поэтому такие сериалы стали называть “мыльными операми”. Их основной аудиторией, конечно, сначала были домохозяйки, так как серии показывали в дневное время. Но еще одной причиной стало то, что именно женщинам, как отмечают психологи, свойственен более эмпатичный, более чувственный отклик на жизненные коллизии. К тому же в относительно рутинной однообразной жизни домохозяек не хватало переживаний и чувств – и они таким образом добирали их посредством просмотра подобных телесериалов.
Но впоследствии сериалы как жанр приобрели достаточно большую популярность также и среди других социальных и возрастных групп. Но если у женщин сериалы восполняют нехватку эмоций, то мужчины стремятся восполнить при их просмотре дефицит активности и целедостижений. Сегодня среднестатистический американец проводит перед телевизором уже около семи часов, а просмотр телесериалов занимает второе место по популярности после вечерних новостей.
В привлекательности телесериалов как у зрителей, так и у его создателей медиапсихологи выделяют несколько составляющих:
Некоторые исследователи феномена смотрибельности телесериала видят его привлекательность также и в том, что для большого числа телезрителей просмотр на протяжении продолжительного времени становится отвлекающим маневром от решения насущных проблем – вместо своей собственной жизни он заставляет человека проживать жизнь выдуманных героев. Иногда зритель даже идентифицирует себя с полюбившимся героем, узнает в нем по характеру или по психотипу самого себя – ведь большинство сериалов отражают современные жизненные ситуации. В этом случае, считают психологи, расчет сделан на эмоциональный отклик, на сопереживание. И это разумно, так как здесь наблюдается пусть небольшой, но психотерапевтический эффект: я сейчас немного попереживаю за другого, а потом и самому будет легче. Но и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов такое желание, свойственное некоторым людям, как подсматривать за чужой жизнью через замочную скважину, в роли которой выступает в данном случае телеэкран.
Многие зрители также смотрят сериалы в частности и из-за того, что в них играют любимые артисты. Тут уже включается установленная ранее психологическая связь. Опасность здесь может проявляться в том, что если любимый актер играет роль отрицательного героя, то все, что происходит в жизни этого персонажа, является для такого зрителя чрезвычайно привлекательным. Характерный пример – роль бандита Саши Белого из сериала “Бригада” в исполнении народного любимца Сергея Безрукова. Но в целом психологи не считают, что сериалы вызывают патологическую зависимость.
Как уже отмечалось, сериал сериалу рознь. В СССР фактически первым телесериалом стал многосерийный фильм (4 серии) режиссера Сергея Колосова “Вызываем огонь на себя”, впервые показанный в феврале 1965 года. Успех колоссальный! Способствовали ему, конечно же, помимо режиссерского мастерства, сам волнующий сценарий и четко прописанные образы персонажей. А актерские работы Ролана Быкова и Людмилы Касаткиной – просто шедевр исполнительского искусства.
И уже в июне 1968 года создается творческое объединение “Экран”, первая в СССР организация, которой предписывалась творческая задача – создание телефильмов. За 20 лет его работы такие многосерийные фильмы, как “Адъютант его превосходительства”, “Семнадцать мгновений весны”, “ТАСС уполномочен заявить”, “Вечный зов” и многие другие, стали настоящими телесобытиями, переживаемыми и обсуждаемыми в те годы всей страной. Телезрители с нетерпением ожидали показа следующих серий. И не потому (как некоторые скептики могут возразить), что “больше смотреть было нечего”. Совсем нет! К слову сказать, сериалы, созданные тогда в лучших кинематографических традициях, и сегодня также популярны у массового зрителя, несмотря на обилие предлагаемого ныне сериального продукта, зачастую и не запоминаемого вовсе после его просмотра. Про что это было? Как назывался? Кто играл? – сейчас уже и не вспомню.
Говоря о культовых советских сериалах, нельзя, безусловно, обойти и многосерийный фильм Станислава Говорухина “Место встречи изменить нельзя”. И опять небывалый успех определялся автором сценария, вдумчивым режиссером и актерами, не перебегающими с одной съемочной площадки на другую в течение одной рабочей смены. Поэтому и остаются такие работы на все времена…
Надо заметить, что наш зритель любопытен и жаден до восприятия чего-то нового, еще им не познанного. Вероятно, в том числе и этим можно объяснить феномен популярности пришедших с Запада в конце 80-х годов 20 века новых форматов сериалов типа “Рабыня Изаура”, “Богатые тоже плачут”, “Просто Мария”, “Санта-Барбара”, а позже – “Отчаянные домохозяйки” и “Доктор Хаус”. Эти сериалы, побившие все рейтинги у себя на родине, перекочевали затем и на наши экраны. И так же полюбились. Затаив дыхание, вся страна следила за откровенными историями, в которых были и любовь, и предательство, и дружба, и обман.
Критики писали, что лучшие из телевизионных саг завораживают многих, обращаясь к чему-то очень сокровенному, к жизненной истории. И, несмотря на костюмы, непривычные имена и другую эпоху, зрители видели в этих сюжетах следы своей семейной саги и угадывали свои тайные надежды, оправдывали свои негативные поступки. И именно поэтому герои этих историй и становились кем-то вроде близких родственников. Здесь вспоминается случай, хотя и анекдотического характера, когда одна из поклонниц сериала “Санта-Барбара” говорит, что если она будет в Америке, то сразу поедет в этот город – ведь она там всех знает…
А пока критики и философы ломали копья по поводу небывалой популярности “Доктора Хауса”, люди спешили к экрану, чтобы не пропустить очередную серию любимого сериала. И опять успех во многом определился выбором актера (Хью Лори), который показал доктора нового типа, выдающегося диагноста, одержимого поисками истины. Его манера общения с пациентами и коллегами поражала, раздражала и одновременно притягивала. И так на протяжении практически всех девяти лет демонстрации – с 2004 по 2012 год. И хотя сериал представляет собой медицинскую драму, в нем использованы детективные элементы, а это тоже всегда привлекает зрителя. Он был неоднократно отмечен престижными теленаградами “Пибоди” и “Эмми”.
Но это все в прошлом. А что привлекает сегодня уже искушенного зрителя? Может ли современный телесериал заинтересовать и привлечь молодежную аудиторию? Оказывается – да.
В 2011 году сразу после начала показа на американском канале НВО первых эпизодов сериала “Игра престолов”, ставшего экранизацией цикла фэнтези-романов американского писателя Джорджа Мартина “Песнь Льда и Пламени”, его рейтинги стали зашкаливать. И к настоящему моменту этот сериал стал истинным рекордсменом по количеству телезрителей, его посмотревших. Серии, выходившие еженедельно по воскресеньям, по средним показателям собирали у телеэкранов не менее 18 млн зрителей! И с каждым новым сезоном поклонников у сериала только прибавлялось. В апреле этого года на экраны вышел новый – пятый – сезон “Игры престолов”, съемки которого прошли в Северной Ирландии, Хорватии и Испании.
В российском эфире сразу два сезона сериала “Игра престолов”, к тому времени уже самого популярного и обсуждаемого в мировом телепространстве, были показаны весной 2013 года на телеканале РЕН ТВ.
Напомним, что ранее в мире “лавровая ветвь победителя” на протяжении многих лет принадлежала сериалу “Клан Сопрано”. Но его показ в России в 2002 году на канале НТВ прошел практически незамеченным и успеха не снискал – как отмечали критики, вероятно, он просто опередил свое время.
Так чем же так привлек экранизированный сюжет эпической борьбы Семи королевств за Железный престол власти, политические интриги, заговоры, предательства и в конечном счете, гражданская война, разворачивающаяся в духе средневековья на фоне колоритных пейзажей Северной Ирландии, Хорватии и Мальты?
Прежде всего, это сюжет. Действие разворачивается в огромном фэнтезийном мире. А борьба идет за корону Вестероса, которую желает получить каждая из частей королевства. Сюжет не раскрывается сразу, зрителю дают возможность самому разгадать все тайны и замыслы опасного мира дворцовых переворотов, прямых столкновений и изощренных действий. Короли и королевы придумывают множество способов, как проложить себе дорогу к Железному престолу. Решения многих персонажей представляются настолько неоднозначными, что они заставляют задуматься, к чему приведет та или иная ситуация. К тому же сюжет постоянно держит своих зрителей в напряжении, и никогда нельзя быть уверенным в безопасности того или иного персонажа, даже к которому зрители уже привязались, – таковы правила. Создатель эпопеи может убить практически всех главных героев, но при этом действие будет продолжаться. Вообще сериалу присуще большое количество действующих лиц. И каждому из них свойственны какие-то загадки, которые хочется разгадать, чтобы понять, чем можно объяснить совершаемые героем поступки. И от наличия этих загадок интерес к героям сериала не пропадает.
Стоит отметить, что сериал “Игра престолов” стал одним из дорогостоящих проектов – бюджет каждого сезона составил более 600 млн долл. Продюсеры не поскупились и сделали ставку на масштабность и спецэффекты. Грандиозные сражения и битвы не оставляют сомнений в их реалистичности, так как были сняты с помощью макетов в реальную величину, без применения компьютерной графики. Использованы в картине и потрясающего качества спецэффекты, также добавляющие реальности всего происходящего. Помимо прочего, большое внимание уделено гриму персонажей – шрамы, ранения и пр. не вызывают сомнения в их натуральности. А художница по костюмам и вышивальщица Мишель Каррагер за свою кропотливую работу была удостоена премии “Эмми” – все костюмы, сделанные вручную, представляют собой настоящие произведения искусства. Вообще, этот проект принес его создателям более десяти номинаций на премию “Эмми” и статуэтку “Золотой глобус”.
Сериал отличается еще и тем, что имеет огромное количество собственных саундтреков, что как нельзя лучше передает всю атмосферу происходящих событий. Надо справедливо отметить, что серии очень разнообразны. И это достигается тем, что для каждой из них были приглашены разные режиссеры, сценаристы и даже продюсеры. А если меняется команда, то, соответственно, меняется и стиль съемок. В данном случае это пошло на пользу смотрибельности сериала – серии получились без повторяемых штампов и потому не кажутся однотипными.
Существенным дополнением ко всем факторам успеха является то, что за съемками всегда пристально следил сам автор серии книг, по которым снят сериал, Джордж Мартин. Он принимал непосредственное участие в выборе актеров на главные роли. Игра Шона Бина, Джека Глисона, Мэйси Уильямс, Эйдана Гиллена, Питера Динклэйджа и других настолько правдоподобна, что зритель начинает верить в существование Семи королевств и по-настоящему переживает за героев. Актеры будто срослись со своими сценическими персонажами.
Тем, кто еще не посмотрел “Игру престолов”, безусловно, стоит это сделать, но нужно быть готовым к тому, что фильм жесткий, местами даже жестокий, шокирующий и одновременно сказачно красивый.
В заключение следует сказать еще о том, что уже было, есть и, наверное, еще будет в нашей отечественной сериальной телеиндустрии. Это попытки продюсеров и режиссеров воспользоваться успехом иностранных сериалов и воссоздать некое их подобие на отечественной почве, так сказать, адаптировать фильм к нашей действительности. Именно по такой схеме ранее был снят сериал “Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…” (у американцев –“Секс в большом городе”), а совсем недавно – “Родина”, “калька” с популярного американского сериала последних лет под таким же названием.
Но, надо признаться, желаемой цели такими средствами добиться не удалось, успех не пришел, а потому что-то в этой модели не срастается. И даже такие роскошные и фактурные актеры, как Владимир Машков, Сергей Маковецкий и Виктория Исакова (сериал “Родина”) не спасают ситуацию. Видимо, стоит учитывать тот факт, что копии всегда будут хуже оригинала. А любую идею, прежде, чем воплотить, надо выносить и выстрадать самому. Тогда и придет заслуженное признание зрителя. И в российской телеиндустрии тому уже есть много примеров. Это и “Ликвидация”, и “Оттепель”, и некоторые другие сериалы, прошедшие с феноменальным триумфом на наших экранах. Их опять будут смотреть и пересматривать. Правда, в ожидании новых.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2015
Посещений: 11437
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций