В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сроки перехода на цифровой формат в России во многом зависят от отношения правительства к этой проблеме
Реальное начало внедрения наземного цифрового телевизионного вещания в мире следует отнести к 1998 г. За прошедшие семь лет приобретен достаточный опыт, который включает в себя ряд ошибок и заблуждений. Их необходимо учесть в тех странах, которые начали переходить на цифровой формат несколько позже. Сегодня в мире обсуждается основной вопрос: в каком году закончится внедрение цифрового телевизионного вещания в той или иной стране и когда будет прекращено аналоговое ТВ-вещание?
Каждая страна идет своим путем, учитывая свои географические особенности, экономическое положение, научно-технический потенциал, сложившуюся структуру телерадиовещания в стране, а также в определенной степени национальный менталитет.
Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости перехода на цифровое телевидение. Внедрение цифрового телерадиовещания - это только вопрос времени.
На сегодняшний день многие развитые страны законодательно установили временные рамки (2006-2010 гг.) перехода на цифровое телевизионное и звуковое вещание. В целом ряде зарубежных стран развернуто серийное производство цифрового профессионального и бытового радиотелевизионного оборудования, которое поставляется на рынки многих заинтересованных стран, в том числе и на российский рынок.
Сроки перехода на цифровой формат в России во многом зависят от отношения правительства к этой про блеме, поскольку, прежде всего надо решить на государственном уровне организационные, пра вовые, частотные, нормативные и другие вопросы.
Программа развития цифрового вещания
Под эгидой Международного союза электросвязи для стран первого и части стран третьего района было разработано новое соглашение и новый план цифрового радиотелевизионного вещания. В соответствии с ним в дальнейшем будет осуществляться частотное планирование, и потому международная координация частотных присвоений телевизионными радиовещательным станциям требует от Министерства связи Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти своевременного проведения частотно-территориального планирования.
Следует отметить, что чем меньше будет продолжаться переходной период от аналогового телерадиовещания к цифровому, тем он будет менее болезненным и более экономически эффективным.
Разработаны предложения от Роспрома для их включения в программу развития цифрового телевидения и радиовещания в России. Предложения подготовлены рабочей группой Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 706-р и поручения председателя правительства РФ М.Е. Фрадкова№ МФ-П44-5407 от 2 октября 2004 г. по вопросам развития телерадиовещания в России.
Эти предложения относятся к модернизации сети телерадиовещания, внедрению цифрового телевидения и цифрового радиовещания. Предложения охватывают период до 2015 г. и учитывают интересы ФГУП "РТРС".
Вопросы правового регулирования
Важнейшими являются вопросы правового регулирования. Предлагается с 2008 г. прекратить выдачу новых лицензий на предоставление услуг по аналоговой эфирной трансляции телевизионных программ и по сети кабельного телевидения, а также прекратить продление действующих лицензий на предоставление услуг по аналоговой эфирной трансляции телевизионных программ и по сети кабельного телевидения на срок более чем до 2012 г. Уже начиная с 2005 г. необходимо приступить к выдаче лицензий на предоставление услуг по цифровой трансляции телевизионных программ. При выдаче лицензий на предоставление услуг по цифровой эфирной трансляции телевизионных программ разрешить одновременную передачу данных и радиопрограмм.
При переходе к цифровому телевизионному вещанию лицензии на СМИ, как правило, не должны быть связаны с лицензиями на предоставление услуг по цифровой эфирной трансляции телевизионных, звуковых программ и передаче данных.
Лицензия на СМИ при переходе на цифровой формат не должна быть связана с частотой вещания, а только с территорией или численностью обслуживаемого населения.
Радиочастотный спектр внутри систем кабельного телевидения не должен подлежать государственному регулированию. Ограничительные меры: уровень мешающего поля от работы кабельной сети, качество предоставляемых пользователю услуг.
Распространение телерадиопрограмм и дополнительных услуг
На рисунке приведена схема взаимодействия между участниками процесса распространения телерадиопрограмм и дополнительных услуг. Оператор ТВ-вещания обладает лицензией на услуги связи для целей эфирного (кабельного) вещания. К примеру, оператор располагает лицензиями на цифровое вещание на двух ТВ-каналах, в каждом из которых может передаваться 5-6 программ стандартного качества при применении стандарта компрессии MPEG-2. Таким образом, он может обслужить до 12 обладателей лицензий на СМИ по передаче одной ТВ-программы. Услуги по вещанию предоставляются по договорам. Обязательным условием заключения договора является наличие лицензии на распространение определенного контента в данной географической зоне. Оплата услуг по вещанию осуществляется либо по действующим тарифам для федеральных программ, либо по договорной цене для других обладателей лицензий.
Тарифы должны быть пропорциональны площади зоны обслуживания или численности населения в зоне обслуживания.
Финансовая схема получается достаточно простой. Обладатель лицензии на СМИ получает доходы от рекламодателей и потребителей для платных программ или при предоставлении дополнительных услуг. В свою очередь оператор ТВ-вещания получает доход от предоставления услуг по вещанию.
Конверсия радиочастотного спектра
В докладе министра информационных технологий и связи Л. Реймана на заседании Правительства Российской Федерации 7 апреля 2005 г. на первом месте среди первоочередных задач говорилось о конверсии радиочастотного спектра.
Выделим некоторые из них:
Еще имеются вопросы в области стандартизации:
Перспективы использования цифрового вещания
При замене существующих ТВ-передатчиков на новые, а также установке передатчиков для увеличения числа ТВ-программ необходимо учитывать перспективы их дальнейшего использования с учетом имеющихся планов перевода сетей эфирного вещания на цифровой формат.
Исходя из того, что переход сетей эфирного вещания на цифровой формат в основном должен завершиться к 2015 г., эфирные передатчики, устанавливаемые уже в 2005-2007 гг., должны быть в максимально возможной мере приспособлены для перспективного цифрового вещания. Аналоговые передатчики, для которых обеспечивается выполнение требований стандарта DVB-T на характеристики тракта усиления мощности и характеристики гетеродинов, часто называют "гибридными". Для перевода "гибридного" передатчика из аналогового формата вещания в цифровой требуется только замена аналогового тракта модуляции на цифровой модулятор DVB-T.
Целый ряд предложений выдвигается по стимулированию развития отечественного высокотехнологичного производства, в частности, в области создания и производства профессионального и бытового оборудования для цифрового радиовещания.
Приводится перечень первоочередных НИОКР, направленных на опережающее развитие технологий в области телерадиовещания, которые должны способствовать непрерывному поддержанию на рынке востребованных конкурентоспособных изделий на ближайшие 10 лет. Перечень НИОКР учитывает сложившееся в России положение в области высоких технологий, особенно в области электронной компонентной базы.
Oсновные направления развития
В области телерадиовещания основными направлениями развития являются:
Всего предлагается 34 НИОКР, охватывающих основные направления.
В предложениях достаточно подробно рассмотрены возможности промышленности по поставкам существующего профессионального аналогового оборудования, вопросы модернизации радиовещательных передатчиков ДВ-, СВ- и КВ-диапазонов с учетом последующего перевода на формат DRM, замена передатчиков ОВЧ-диапазона, модернизация и замена главных фидеров, а также радиовещательных и телевизионных антенн. Большое внимание уделяется реорганизации распределительной сети. То, что делается сегодня по реорганизации распределительной сети, ни в какой мере не ощущается пользователями, хотя существуют реальные возможности по доведению до каждого абонента всего комплекта федеральных программ.
С учетом реальных возможностей российских промышленных предприятий различных форм собственности до 2015 г. объем поставок профессиональной продукции может составить более 30 млрд руб. в ценах 2004 г., что перекрывает потребности модернизации государственной сети.
Поставки бытового цифрового оборудования
Отдельно рассмотрен вопрос поставок бытового цифрового оборудования для телевидения и радио.
Общий объем абонентских телевизоров, цифровых приемников-приставок для аналоговых телевизоров и отображающих панелей, цифровых плат, устанавливаемых в телевизоры, абонентских цифровых радиоприемников различной категории сложности для приема сигналов цифрового РВ-вещания и др. составит до 2015 г. более 900 млрд рублей.
Российская промышленность способна обеспечить эти поставки на сумму более 560 млрд рублей.
Вице-президент ОАО "Телеком"
Калью Кукк
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2005
Посещений: 19445
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций