Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Телевещание: возраст магического преображения. Часть 2

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телевещание: возраст магического преображения
Часть 2

Магическое преображение ждет цифровой контент – многоликого короля двух миров: реальности и виртуальности. Об этом пойдет речь во второй части статьи

Александр Калин
Руководитель информационно-аналитического центра РТРС

Несколько слов к предыдущей части

Обзор перспектив развития технологий телевещания показывает калейдоскопичную картину преображения отрасли, причудливо пульсирующую во времени. В ней нет места для какого-то единого международного или национального подхода. Тон задает пестрый конгломерат перспективных инноваций, ключевое место среди которых принадлежит “подрывным” технологиям, еще не отмеченным рынком и сулящим немало неприятных сюрпризов тем, кто полагается на незыблемость существующего порядка на рынке.

Вещатели довольно поздно осознали серьезность технологического вызова, уповая на незыблемость гениального бинома пятидесятилетней давности – media is message. В сегодняшнем контексте – “все является медиа (everything is media)” – европейские вещатели, начиная дрейф к трансмедийной идентичности, пытаются наверстать упущенное. Этой цели служат, в частности, начатое Европейским вещательным союзом исследование перспектив развития отрасли, а также мировой саммит о будущем телевещания.

Преображение телевещания займет не менее десяти лет и покажет еще немало затейливых сюжетов и драматичных поворотов. Готовя концепции, сценарии развития событий и, главное, дорожные технологические карты, можно в какой-то мере снизить сопутствующие этому процессу риски. Минимально необходимым, но недостаточным условием при этом является мониторинг развития нового технологического уклада электронных коммуникаций. Собственные технологические достижения самого передового уровня также крайне необходимы, но не дают полной гарантии.

Одна из главных проблем – правильно использовать сокращение циклов развития технологий. Как известно, технологическое лидерство определяет успех, а неумеренные траты на технологические новинки – кратчайший путь к банкротству (после самого приятного – ухаживания за женщинами).

Полностью воспользоваться достижениями преображения смогут уже другие поколения вещателей и зрителей – рожденные цифровыми. Сейчас они непринужденно осваивают новую технику.

В блоге технологического гуру K. Kelly есть такой сюжет: Мэри, едва говорящая дочурка его приятеля, часто играла отцовским iPad. Она с легкостью и изяществом извлекала и манипулировала сложными приложениями, раньше чем начала ходить. Сейчас это как бы ее iPad.

Однажды приятель распечатал на фотобумаге изображение iPad с высоким разрешением и оставил его на журнальном столике. Он заметил, что малышка подошла к столику и попыталась unpinch фото, чтобы сделать его большим, как это делается на iPad. Мэри повторила попытки несколько раз, но безуспешно, и, посмотрев на устройство, сказала отцу: “Сломанный”.

Когда Мэри вырастет и будет управлять своими медиакоммуникациями одним усилием мысли, она, наверное, и не вспомнит этот случай, как сегодня не все помнят “тарелку” репродуктора наших отцов и дедов.

Новые фасоны платьев и модели зеркал короля

Создание, распространение, переработка, хранение и потребление цифрового контента (ЦК) является в конечном счете основой функционирования всех электронных коммуникаций (ЭК). Почти 50% ЦК приходится на сферу медиа и развлечений (рис. 1), а среди них лидирует ТВ.


Экспоненциальный рост объемов ЦК продолжится и завтра, и послезавтра. Так, по оценке IDC, глобальный объем цифровой информации, названной компанией “Цифровой вселенной” (ЦВ), ежегодно возрастает более чем на 40%, причем скорость прироста увеличивается, порождая аналогии со всемирным потопом (табл. 1).


Таким образом, “платьев” в “королевском гардеробе” становится все больше.

Основная доля ЦК, создаваемого в мире, приходится на США, которые доминируют практически в большинстве креативных отраслей. На рис. 2 приведены данные из прогноза компании PWC применительно к рынку развлечений и медиа. К 2015 году PWC прогнозирует более чем двукратный рост рынков ТВ и Интернета в России. Однако такие успехи не являются чем-то исключительным. Роль России на мировых рынках медиа, развлечений и цифрового контента не соответствует творческому потенциалу и амбициям страны. Среди 50 крупнейших медиакомпаний мира нет ни одной из России.


Многие страны ОЭСР, а теперь и Китай имеют в сфере цифрового контента и медиа амбициозные государственные программы. Они также включают стимулирование креативных сегментов экономики (включая ТВ), давая новый импульс социально-экономическому развитию своих стран.

Одновременно с ростом объемов ЦК быстро снижается стоимость создания, передачи и контроля единицы контента, прогнозируются высокие скорости его передачи.

Быстрый рост объема ЦК и расширение гаммы технических средств его создания, передачи, преобразований и поддержки, в том числе аудио, видео и мультимедиа (более 30 видов устройств отображения) вызывают многочисленные последствия в сфере медиа. Быстро снижаются стоимость и габариты мультимедийной техники. Так, с 2000 по 2008 г. стоимость такой техники снизилась в 8 раз, а вес – в 130 раз. Обсуждаются перспективы бесплатной раздачи ряда видов устройств со встроенным и контекстным ПО. Достижения в области экранных систем будут способствовать этому процессу.

Направления их развития включают:

  • Настольные рабочие поверхности, в том числе для многих пользователей, которые перемещаются вокруг них.
  • Широкоформатные настенные экраны.
  • Терминалы, встраиваемые в кресла.
  • Встроенные портативные мультимедийные проекторы.
  • Дисплеи, которые можно гибко программировать под конкретные задачи.
  • Видеоинформационные системы (ВИС) для отображения в общественных местах и взаимодействия с проходящими людьми.
  • Устройства отображения, в виде надеваемых на голову легких дисплеев или, возможно, посредством прямого нейронного подключения преодолевающие границы реальной и виртуальной сред.
  • Ультратонкие дисплеи, электронная бумага и дисплеи в виде тканей (технологии OLED и OLEP).

В течение 10–20 лет рынок подобных устройств будет расти, сопровождаясь снижением их стоимости. Ожидается, что в ближайшие 5–7 лет основным инструментом управления ими будут естественные языки общения. Однако возможность использования любой поверхности, например спины любимой девушки, для просмотра ТВ и видео существенно сократит использование многих видов дисплеев.

Таким образом, любовь королей к зеркалам, ярко проявленная в галерее Версаля, только усиливается.

Такое изобилие устройств порождает множество форматов и новых жанров мультимедийного контента, а также мультиэкранные стратегии, в которых зритель просмотр ТВ сочетает, например, с общением в социальных сетях. Потребление медиа становится все более полигамным (рис. 3) и вездесущим (ubiquitous).

К 2030 году, c учетом растущей информационной перегрузки и успехов в создании интеллектуальных интерфейсов “мозг человека – интерфейс”, ожидается широкое применение новых методов потребления контента. Благодаря развитию Интернета и массовому распространению цифровой техники меняются формы потребления контента от пассивного потребления по заданной (линейной) программе к нелинейному программированию и самопрограммированию, персонализации и интерактивности, а также и к расширению участия пользователей в креативной деятельности, создании и переработке контента.

Все больше экономическое и даже социально-политическое значение приобретает деятельность в области ЦК непрофессиональных участников, потребителей-пользователей (user-generated content – UGC), доля которых составляет уже около 15% от объема “Цифровой вселенной”.

Распространение ЦК в Интернете (в том числе UGC) и в целом активность пользователей в этой области, включая социальные сети и пиратство, создали серьезный вызов существующей системе авторских прав и прав интеллектуальной собственности.

В период 2015–2020 гг. нелинейный мультимедийный 3D UHDV вездесущий и персонализированный контент, не зависящий от технологии и канала доставки, устройства отображения, рассматривается как один из основных двигателей взрывного роста рынка ЦК и одно из направлений межвидовой конкуренции среди электронных коммуникаций.

С одной стороны, 3D-видео становится все более доступным, включая домашнюю потребительскую электронику и игры, а интерактивное взаимодействие становится все более и более популярным. Согласно прогнозу компании In Stat, в 2015 году 150 млн мобильных устройств будут поддерживать 3D.

С другой стороны, новые проекты мобильных коммуникаций предполагают доставку потребителям сложного 3D-медиаконтента по беспроводным сетям. С помощью мобильных устройств пользователи могут быть частично погружены в некую комбинацию действительности и виртуальности, связанную с геолокацией, интернет-поиском и дополненной реальностью.

Рост объемов производства и изменение способов потребления ЦК сопровождается развитием его потребительских свойств (телевизионного и видео). Направления изменений включают:

  1. Повышение разрешения изображения от стандартной четкости (SD) к высокой (HD) и ультравысокой (UHDTV, SHV, UHDV, UHD, 8K) четкости.
  2. Постепенный переход от плоского изображения к трехмерному (3D), позже голографическому, а затем и к виртуальной реальности.
  3. Улучшение качества звука от моно и стерео к объемному.
  4. Усложнение вида ЦК: от голоса, аудио/видео и данных к мультимедийному контенту.

По прогнозу журнала PC, в 2016 г. появится UHDTV-приемник с разрешением 7680х4320 и 22 динамиками объемного звука, затмевая сегодняшние HDTV.

Прогноз Европейского вещательного союза в части развития качества цифрового ТВ-контента приведен на рис. 4. Качество видеоконтента других видов ЭК, включая беспроводной ШПД, эволюционирует в том же направлении, но пока по собственной траектории (свои темп и форматы).


Примеры 3D-виртуальных проектов, уже реализованных в Интернете, приведены на рис. 5. В этом контексте ожидается одно из основных направлений развития коммерческих медиа и развлечений. Особенно перспективными считаются социальные сети в 3D-реальной окружающей среде, доступ через мобильные устройства и эффективные системы поиска 3D-мультимедийного контента, а также погружение в виртуальную реальность.


Комбинирование возможностей цифрового ТВ, высокоскоростного ШПД с интерактивными опциями прокладывает путь к новым способам потребления и взаимодействия с мультимедийным медиаконтентом, умножая число start-up в области ТВ и видео, связанных с Интернетом.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2011
Посещений: 12261

Статьи по теме

  Автор

Александр Калин

Александр Калин

Первый заместитель генерального директора ФГУП "РТРС"

Всего статей:  38

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций