В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Александр Калин
Руководитель ИАЦ РТРС
Применительно к цифровому эфирному телевидению (ЦЭТВ) одним из наиболее известных стал доклад, подготовленный в Великобритании в 2008 году. Он включал 4 сценария: постепенная трансформация, стагнация, консолидация и резкая фрагментация. В качестве управляющих параметров этих сценариев были названы обновление технологий, разнообразие контента, фрагментация аудитории в контексте инвестиций и государственной политики.
Во всех сценариях рассматривалось автономное развитие ЦЭТВ, но не без влияния и на фоне других секторов ЭК, например Интернета. Они показали, что даже без учета всего многообразия технологических изменений выявляются довольно сложные альтернативы для принятия политических решений. Этим сценариям соответствовали представления о системной трансформации медиа, приведенные на рис. 1. Однако в действительности все оказалось намного сложнее.
На практике усиливается конвергенция сетей вещания, Интернета и телекоммуникаций. В частности, поддержка систем эксплуатации ТВ-сетей со стороны телекоммуникаций снижает функциональные требования к вещанию. На фоне растущих экономических трудностей повышается также значение согласованного развития всех секторов электронных коммуникаций.
Такой подход намечен в докладах о перспективах развития телевещания, подготовленных Техническим комитетом ЕВС применительно к платформе ЦЭТВ (перевод одного из них сделан ВГТРК) и в более широком формате компанией IDATE.
Аналитики ЕВС пришли к выводу, что обособленная платформа эфирного вещания останется жизнеспособной в дальнесрочной перспективе (горизонт после 2020 г.) только при наличии весомых преимуществ по сравнению с другими технологиями.
В оценке перспектив развития платформы эфирного вещания существенное значение имеют заметные различия между европейскими странами. Они отражают рыночные и нормативные ситуации, административную и политическую организацию, а также культуру и историю каждой страны. Эти отличия проявляются через проникновение ЦЭТВ в странах ЕС (рис. 2).
Среди аспектов, определяющих перспективы той или иной платформы распространения, в докладе названы:
В докладе Технического комитета ЕВС определены три сценария, показывающие разную динамику будущего развития наземной платформы:
Сценарий 1: "Расширение"
Важными условиями, которые облегчат рост эфирной платформы, являются благоприятный нормативный и политический климат, особенно в отношении общих интересов и бесплатного ТВ, достаточный объем спектра и поддержки вещателями, операторами сетей и производителями техники.
В результате реализации сценария "Расширение" эфирное вещание сохранит и, возможно, увеличит значительные экономические, социальные и культурные преимущества, особенно там, где оно служит средством выполнения общественной миссии.
Кроме того, эфирная платформа сможет играть важную роль в осуществлении гибридного вещания, значительной рост которого ожидается в будущем. Сочетание эфирного вещания с беспроводным ШПД создает основу для вездесущей доставки полного диапазона линейных и нелинейных мультимедийных услуг. Многое будет зависеть от сотрудничества с операторами связи в части эффективного совместного использования спектра, АМС и, возможно, проектирования и создания общих сетей.
Сценарий 2: "Сокращение"
Данный сценарий может быть реализован при сочетании нескольких факторов: сокращении платежеспособного спроса, переходе вещателей на альтернативные платформы, сокращении спектра, финансовых и иных ресурсных ограничениях, присоединении эфирной платформы к другим платформам на вторичной основе (например, для гибридного и/или мобильного вещания). Его результатом может быть сокращение выбора контента, проникновения и рыночной доли.
Даже в ситуации, когда масштаб платформы эфирного вещания умышленно сокращается, по мнению ЕВС, важно продолжение нормативной и политической поддержки, по крайней мере не ниже уровня рентабельности вещания и возможности поддерживать гибридную передачу вещательных услуг. При этом также возможно масштабное сотрудничество операторов ТВ-вещания и связи, сопоставимое с предыдущим сценарием.
Последствия сценария "Сокращение" будут зависеть в основном от размеров аудитории, приверженной эфирной платформе для первичного или вторичного приема, планов вещателей в части развития услуг и стратегий передачи.
Сценарий 3: "Ликвидация"
Этот радикальный сценарий ни в одной европейской стране сейчас не предвидится. Однако в отдельных странах он прорабатывается администрациями связи, чтобы в перспективе освободить ТВ-спектр для других услуг. Кроме того, этот сценарий определяет контекст оценки перспектив платформы ЦЭТВ. Реализация сценария приведет к тому, что доля услуг общественного и государственного вещания резко сократится.
С учетом проведенного анализа специалистами EBU подготовлены рекомендации, адресованные в первую очередь вещателям (табл. 1).
Они весьма актуальны, но носят реактивный и догоняющий характер. Между тем далеко не исчерпан потенциал развития платформ ЦЭТВ за счет расширения масштабов упреждающего использования результатов уже имеющихся технологических разработок, в том числе из областей БШПД и интернет-технологий.
Сценарии, предложенные IDATE в 2010 году, исходят из вариантного социально-экономического контекста и анализа пяти основных категорий ключевых факторов: использование, доступ, услуги, финансирование и стратегии игроков. При этом перспективы телевещания рассматриваются в зависимости от успехов монетизации видеоконтента в Интернете. В качестве демонстрационного принят сценарий "Моя видеосеть" (табл. 2), который предполагает усиление процессов монетизации в Интернете. Из него следуют менее драматичные финансовые последствия для ЦЭТВ (потребители не склонны к дополнительным расходам на контент), чем в случае развития сценария "ТВ-сообщество", который основан на существующих порядках в сети.
Существенное значение для перспектив ЦЭТВ имеет использование данной платформы в качестве базовой для государственного и общественного (а точнее, квазигосударственного (Public Service Broadcasting — PSB)) вещания во многих странах, особенно в Европе.
Укреплению позиций ЦЭТВ способствуют такие качества PSB (из докладов), как:
Есть и другие сценарии и прогнозы. В тех из них, которые сделаны по заказам телекомсектора, ЦЭТВ отводится все более скромная роль
(см., например, центр мишени на рис. 3).
Однако нет ощущения, что "золотая рыбка уже служит у них на посылках". Тем более что набирает ход инициатива FoBTV (Future of Broadcasting TV), рожденная в разговорах в ресторанах Лас-Вегаса (кто бы мог подумать!) и явленная миру в ноябре прошлого года в Шанхае.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2012
Посещений: 10880
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций