В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В начале 1990-х гг. советское телевидение — главное зеркало исторического перелома в стране — наравне с прочим имуществом большого союзного дома потеряло свою неприкосновенность и перешло в разряд объектов торга и аукциона
Сергей Столяров
Генеральный продюсер, главный редактор "Школьник ТВ"
Владимир Ткачун
Заместитель генерального директора "Школьник ТВ"
В отличие от большинства реформ раннего постсоветского времени по смене собственников, преобразования государственного телевидения прошли на редкость тихо, внешне мирно и на общем фоне вполне интеллигентно. В обстановке общего подъема и радости обретения обновленной Российской Федерацией нового телевидения, многообещающего появления частных телекомпаний и общественного телевидения осталась незамеченной и уж точно не оплаканной одна телевизионная потеря национального масштаба - утрата образовательного телеканала, единственного специализированного общегосударственного канала. Третья по значению и величине телевизионная сеть распространения в СССР перестала служить общесоюзной "Учебной программе" Центрального телевидения, на финише называвшейся "Российские университеты".
А у вас есть мечта?
Возможно, среди тех, кто принимал решение о передаче в частные руки IV частотного канала, было живо ощущение, что у нас самая образованная страна в мире. Однако расходование сил телевидения на поддержание этой прописной истины было признано нецелесообразным. Если впоследствии надо будет вернуть телешколы и телеуниверситеты, то все как-нибудь потом, может быть, само устроится.
Профессионалы телевидения, а не политики поняли сразу, что общегосударственной учебно-образовательной телепрограмме подписан приговор. Телеканал, покидающий метровый диапазон и сеть, расширявшуюся в небедном СССР не одно десятилетие, уже не вернет свое место в телевизионной табели о рангах. Ничего не предложив взамен занятой частоты, государство попросту отказалось от учебного телевидения.
Межрегиональный общественный фонд "Образование в третьем тысячелетии задумывался как организация, готовая внести вклад в самые разнообразные инициативы и проекты в области просвещения и школьного воспитания, то есть области, не избалованной вниманием в конце 1990-х гг. Довольно скоро стало понятно, что настоящей организации не бывает без сверхзадачи, без мечты. Таким главным делом на рубеже тысячелетий для фонда, в соответствии с его названием, стало возвращение учебного телевидения.
Ко дню знаний
К 2000 г. о богатейшей когда-то учебной телепрограмме на IV канале уже попросту забыли. Считавшийся лучшим в мире (без передач категории "Ленинского университета миллионов") канал "Российские университеты" иногда вспоминался, но уже, скорее, как пережиток. Во время полного забвения учебного телевидения и финансирования образования по остаточному принципу в фонде было принято решение о создании телеканала "Школьник ТВ".
Заниматься некоммерческими и практически невыполнимыми проектами могут либо увлекающиеся, но плохо осведомленные люди, либо те, кто способен видеть дальше других. Мысль о возвращении к жизни такого телевидения, каким были "Российские университеты", объединила фигуры, знаковые для отечественного вещания. Среди них основоположник ВГТРК Алексей Лысенко, первый руководитель "ТВ-Центра" и президент фонда "Образование в третьем тысячелетии" Борис Вишняк, последний и самый молодой директор канала "Российские университеты" Станислав Архипов, а также продюсер, положивший начало детскому вещанию в компании "ТВ-Центр", Сергей Столяров.
Благодаря этим людям и вопреки логике новой экономической формации в эфир телеканал "Школьник ТВ", как и положено любому вставшему на путь знаний, пошел 1 сентября 1999 г. Учебные передачи вернулись в телевизионное пространство страны по системе MMDS. Первым партнером телеканала стала компания "Космос-ТВ", включившая "Школьник ТВ" в основной пакет своих программ. К подписчикам "Космос-ТВ" вернулась возможность проходить уроки, полностью соответствующие школьной программе, оставаясь дома. Система повторов передач в тот же день была продумана, как компенсация живого общения с учителем. Урок можно еще раз посмотреть уже с родителями, и непонятных мест наверняка не останется.
Как оказалось, даже в Москве появление телеуроков вызвало мгновенный отклик. Нехватка учителей и в благополучной столице была известна не понаслышке. Экранные преподаватели даже в небольших объемах первых эфиров пришли на помощь школе. Департамент образования г. Москвы принял решение об установке в школах города системы приема программы "Школьник ТВ" в аналоговом режиме по системе связи "Космос-ТВ". На сегодняшний день телевизионные классы, которые проводит "Школьник ТВ", видят уже более чем в 1400 московских школах.
Российское образование -на экспорт
Если красивая идея совпадает с потребностями времени, то ее дальнейшее развитие неизбежно. Учебную программу, предлагаемую "Школьник ТВ", после успешного появления в Московском регионе было решено выводить на общероссийскую орбиту. С помощью принадлежащих ОАО "Газком" спутников сигнал, несущий учебные передачи, с 2002 г. стал передаваться сначала в С-, а с 2005 „. в Ku-диапазоне с ИСЗ "Ямал-200". Зона покрытия спутника включает территорию России, стран СНГ и Балтии, а также дальнее зарубежье от Скандинавии до Ближнего и Среднего Востока.
Сегодня у канала "Школьник ТВ" порядка 200 надежных партнеров в России и за рубежом. Принимая со спутника сигнал программы "Школьник ТВ", региональные операторы, в основном кабельные, доводят учебный канал до аудитории более чем в 20 миллионов телезрителей.
Предложения по заключению договоров на ретрансляцию передач "Школьник ТВ" год от года только растут. В последний год это было особенно заметно в связи с развитием технологии IPTV.
В последние два года кардинально изменилось в стране отношение к образованию. "Школьник ТВ" может засвидетельствовать это на примерах своей истории. В 2005 г. Правительством РФ была намечена к исполнению целевая программа российского участия в интеграционных процессах в области образования в СНГ. Это означает, что Россия вместо утечки мозгов всерьез настроилась, как когда-то, экспортировать во внешний мир свое образование. По всей видимости, поиск наглядных доказательств превосходства нашего образования в глазах соседей и способов "вербовки" зарубежных старшеклассников в студенты российских вузов заставил вспомнить о ценности учебного телевидения. В результате в той целевой программе появился пункт об образовательном телеканале.
Возможно, "Школьник ТВ" привлек внимание высоких инстанций своим желанием быть полезным нашим бывшим землякам, сегодня разделенным с родиной границами. Предложения телеканала были одобрены правительственной комиссией РФ по поддержке соотечественников. Среди чужих подданных огромно число людей, для которых русский язык - родной, и кто хочет учить на нем своих детей. Для того чтобы эти стремления "русского зарубежья" смогли осуществиться, любые средства помощи хороши, особенно телевизионные. С 2004 г. "Школьник ТВ" ежегодно привлекается российским МИДом к программе поддержки зарубежных соотечественников.
В Федеральном агентстве по образованию дальновидно подошли к регулярно возникающему в последнее время вопросу о прямом использовании возможностей телевидения для образования и внесли позицию об учебно-образовательном телеканале в федеральную целевую программу "Русский язык (2006-2010 гг.)".
Благодаря новой государственной политике в области образования уже не только в московских, но и в школах стран СНГ и Балтии начали устанавливаться спутниковые антенны, настроенные на наш учебный канал. Общее количество зарубежных школ, где можно смотреть "Школьник ТВ", превысило цифру 450. Благодаря государственной поддержке программы "Школьник ТВ" в 2006 г. получили возможность передаваться из современной цифровой эфирной аппаратной.
Вокруг канала сложился круг постоянных авторов и мастеров телевидения. Не один просветительский цикл подготовил для эфира знаменитый телевизионный художник Игорь Шад-хан, режиссер, сценарист, журналист, уникальный профессионал. На внеклассные занятия по истории кино, которые проводит замечательный рассказчик популярный актер и режиссер Кирилл Столяров, с удовольствием остаются зрители всех возрастов. Не перечислить всех выдающихся современников, принимающих участие в таких постоянных передачах канала, как "Их XX век", "Экология литературы" и др.
Использовать возможности ТВ на все 100!
За последние 10-15 лет телевизионная сцена страны изменилась, словно прошла целая эпоха. Уже не требует популярных объяснений в массах сокращение IPTV. Кабельное и спутниковое телевидение вызывает удивление, только когда его нет. Счет эфирным каналам пошел на десятки. Из них уже довольно большую группу составляют специализированные круглосуточные станции. Это не только традиционные музыкальные каналы или Fashion TV. He одни телемагазины с их поленьями-трубочистами и подушками-лекарями. Это также национальные "Культура" и "Спорт".В этом ряду много лет не хватает общероссийского просветительского канала.
Учебно-образовательные программы должны приниматься повсеместно вне зависимости от сознательности ближайшего к телезрителю оператора услуг связи. При всех безграничных перспективах Интернета телевидение для нашей страны долго будет более привычным и доступным средством коммуникации. Более того, возможности телевидения никогда не использовались в деле образования на 100%. Разработаны варианты заочного образования посредством телевидения с получением дипломов прославленных вузов страны. Кроме того, практикуются курсы переподготовки, экстернаты, сдача экзаменов, опять же подтвержденных удостоверениями и дипломами. Если с таким успехом прошла акция "Московского комсомольца" и МГУ "Покори Воробьевы горы", когда через газету талантливые школьники до официальных экзаменов стали студентами Московского университета, то какие же неиспользованные возможности откроет для молодежи телевидение!
Советское телевидение завершило свою историю, когда закрылась программа "Российские университеты" на четвертой "кнопке". Построение нового телевидения должно увенчаться созданием общенационального образовательно-просветительского телевидения. Дело это - государственное.
Пока же телеканал "Школьник ТВ" создает школьные уроки, снимает просветительские передачи, показывает детские программы, созданные за более чем 7 лет существования! Общественный фонд "Образование в третьем тысячелетии" считает своим долгом и делом чести вернуть традиции просветительского телевидения прошлого, внести свой вклад в нынешний приоритетный национальный проект "Образование" и доказать безграничное будущее учебного телевидения в России.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2007
Посещений: 17273
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций