В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Не успели утихнуть страсти вокруг поправки в закон “О рекламе”, запрещающей рекламу на так называемых “платных” каналах, а на самом деле – на всех каналах, не имеющих лицензии, выданной Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию, – как законодатели преподнесли отрасли новый сюрприз. В очень сжатые сроки (хотела написать – в рекордно короткие, но уже не знаю, на какую инициативу в последнее время депутатам потребовалось меньше всего времени для обсуждения и принятия) были приняты поправки в закон “О средствах массовой информации”, устанавливающие более жесткие ограничения на иностранное владение средствами массовой информации. После вступления закона в силу иностранные юридические и физические лица в совокупности смогут владеть не более чем 20% акций в уставном капитале российских медиакомпаний. Законопроект также запрещает иностранцам становиться учредителями медиаструктур. Аналогичные меры предусмотрены для лиц с двойным гражданством и международных организаций. Нарушение закона влечет за собой закрытие СМИ по решению суда. Не факт, что после таких ограничений иностранные компании вообще захотят инвестировать в отечественные СМИ, что напрямую отразится на качестве контента, а, следовательно, и на интересах потребителя, то есть – аудитории. Во всех законодательных инициативах последнего времени настораживают следующие вещи:
Во-первых, все эти законы принимаются быстро, спешно, а главное – совершенно без обсуждения с профессиональным сообществом. Не просчитываются последствия, не прорабатывается терминология, не учитываются интересы ни рынка, ни абонентов.
Во-вторых, все последние инициативы выдвигают люди, имеющие довольно отдаленное отношение к рынку СМИ. Почему-то считается, что быть телезрителем и экспертом в области медиа – это одно и то же. Непонятно тогда, для чего существуют профильные комитеты, рабочие группы и т.д.
В-третьих, интерес представителей власти к средствам массовой информации в последние несколько месяцев возрос многократно. Конечно, это можно было бы объяснить текущей непростой политической ситуацией. Но под раздачу попадают почему-то каналы, не имеющие к политике никакого отношения, – развлекательные, фильмовые, спортивные, региональные и т.д. Ни для кого не секрет, что стремительно выросшей отрасли мобильной связи мы обязаны отсутствием на какое-то время контроля со стороны государства. Рынок платного телевидения тоже не очень интересовал власть, к нему относились несерьезно, что помогло сделать его массовым и интересным для потребителя. Да, он развивался со своими особенностями, недостатками, но он рос. А теперь мы можем этого лишиться. Никто не говорит, что рынок не надо регулировать вообще. Но это надо делать так, как, согласно легенде, Игорь Курчатов прокладывал дорожки в Институте атомной энергии. Напомню, легендарный физик запретил прокладывать пешеходные дорожки вокруг института, пока его сотрудники сами не протопчут на голой земле тропинки в удобных местах.
Не стоит забывать и о том, что в нашей стране строгость законов нивелируется необязательностью их исполнения, а также умением их обходить. Юристы медиакомпаний, попадающих под закон, ищут, если уже не нашли, выход, чтобы и овцы, и волки были довольны. Надеюсь, что жизнь все-таки внесет свои коррективы, и многочисленные поправки будут отрегулированы исходя из интересов рынка и потребителя, а не из сиюминутной ситуации и необходимости зарабатывания политического капитала.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2014
Посещений: 11955
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций