В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
С 29 октября вступают в силу поправки в закон “О связи", в соответствии с которыми россияне гарантированно смогут бесплатно получать 8 каналов, даже в том случае, если смотрят их через кабельную сеть. Это каналы так называемого первого мультиплекса (эфирного цифрового пакета обязательных программ): “Первыйканал", “Россия 1”, НТВ, “Пятый канал”, “Россия К”, “Россия 2”, “Россия 24”, Детско-юношеский канал и три радиоканала.
Как изменится рынок в связи с введением этих поправок, что это даст абоненту, что получат каналы первого мультиплекса и чем это грозит операторам? Попробуем понять.
Конечно, для оператора данные поправки могут быть чреваты финансовыми затратами, трудностями в получении лицензии и риском в части налоговых последствий. Тем более что непонятно, остается ли за оператором право брать деньги за обслуживание сети или абоненты, принимающие всего 8 каналов, вообще будут избавлены от необходимости платить хоть какие-то деньги. Но, с другой стороны, большинство операторов уже давно имеют так называемый социальный пакет и предоставляют 8, 16, а то и 24 канала за совершенно символическую плату. Тем более с маркетинговой точки зрения тут может появиться большой жирный плюс: абонент, начавший принимать 8 каналов после двух, захочет смотреть еще больше каналов и подключит себе расширенный пакет. Кроме того, при грамотном лоббировании оператор сможет получить от государства компенсацию за предоставление транспортных услуг или налоговые послабления.
Что получат каналы первого (а возможно, второго и третьего) мультиплекса? С одной стороны, это приведет к расширению аудитории и, как следствие, увеличению рекламных доходов. Но, с другой стороны, каналы бесплатных мультиплексов лишаются возможности зарабатывать за счет абонентской платы, а с развитием телевизионного рынка это становится неплохим источником дохода. К тому же большой вопрос - нужна ли рекламодателю та аудитория, которая раньше принимала всего один или два телеканала, ведь покупательская способность таких зрителей наверняка оставляет желать лучшего. Тем более что вхождение в состав бесплатных мультиплексов наверняка накладывает и определенные обязательства для этих каналов, такие как необходимость объявления тендера на выбор рекламного агентства, что лишает возможности продавать рекламу своими силами.
У меня нет абсолютной уверенности, что внедрение первого мультиплекса, несмотря на многие минусы для участников рынка, приведет к росту интереса населения к услуге платного телевидения и, как следствие, к развитию этого сегмента отрасли. Но все же у платных отечественных каналов появится необходимость увеличивать качество выпускаемого контента, чтобы конкурировать с центральными каналами, вероятно, привлекая дополнительные инвестиции в собственное производство. Каналам бесплатных мультиплексов, оказавшимся в одном пакете с нишевыми каналами, придется двигаться в сторону большей нишевости, запускать собственные тематические каналы (что уже делают “Первый канал" и ВГТРК) и обратить внимание на качество контента каналов мировых брендов.
В результате в выигрыше должен остаться Его Величество Абонент, за деньги которого бьется большинство участников рынка.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2010
Посещений: 10065
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций