В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
К началу 1990-х гг. прошлого века во всем мире (и несколько позднее в нашей стране) после длительного перерыва вновь стремительно вырос интерес к кино. Как писали на Западе, "зритель вернулся в кинотеатр". Процесс возвращения был связан с революционными изменениями в качестве кинопоказа в целом и звуковоспроизведения в частности. Сначала была создана аналоговая система записи и воспроизведения звука к кинофильмам: несколько каналов звукового сопровождения, записанных на студии, кодировались в два и в таком виде размещались на 2-мм стандартной звуковой дорожке 35-мм фильмокопии. В кинотеатре специальный звуковой процессор декодировал два сигнала в несколько каналов звуковоспроизведения.
В 1992-1993 гг. появились современные многоканальные цифровые системы записи и воспроизведения звука в кино, в которых сохраняется возможность чтения обычных монофонограмм. Кроме того, получила распространение система ДТС (раздельное воспроизведение изображения и звука в кинотеатре): носителем изображения осталась кинопленка, а звук воспроизводился синхронно с другого носителя (как правило, с диска). Что касается изображения, то оно стало значительно более стабильным, повысилась его яркость.
Многоканальные системы воспроизведения звука потребовали изменения акустических условий в кинозале: возникла необходимость в заглушённых помещениях. Это требование в значительной мере определило установку в кинотеатрах современных мягких кресел, что подтолкнуло рост их производства и продаж, и теперь на выставках кинотеатрального оборудования кресла занимают ведущее место. Изменилось устройство кинотеатра: он стал многозальным, что дало возможность зрителю самому выбирать картину для просмотра и не тратить время в ожидании подходящего сеанса.
В начале 1990-х гг. была готова аналоговая система телевидения высокой четкости (ТВЧ), которая не нашла широкого применения в телевидении, но была предпринята попытка ее использования в кино. Однако несколько фильмов, снятых по этой технологии, не стали кассовыми, так как аппаратура была громоздкой, а технология негибкой.
Первая неудачная попытка внедрения системы ТВЧ не остановила продвижения новых технологий в производство фильмов. В результате в связи с появлением цифровых систем ТВЧ перед кинематографом открылись новые перспективы. В последние годы были созданы целые линейки аппаратуры, рассчитанные на съемку и монтаж фильмов без использования кинопленки. Разработанная аппаратура перевода киноизображения в видео и наоборот существенно расширила творческие и изобразительные возможности кинофильмов, объединив в процессе фильмопроизводства все возможности видео- и компьютерных технологий в создании спецэффектов.
С каждым годом снимается все больше полнометражных фильмов на основе новых видео- и компьютерных технологий; и даже среди тех, что сняты на кинопленку, уже практически не осталось таких, в которых не было бы кадров, созданных на основе этих технологий. Цифровой способ записи фильмов оценили такие ведущие кинорежиссеры, как Джорж Лукас, Джеймс Кэмерон, Александр Сокуров и многие другие. Со времени создания знаменитых "Звездных войн" на базе цифрового способа записи в мире сняты сотни фильмов для кино и телевидения.
С появлением электронных цифровых фильмов было естественным ожидать новых форм их распространения и демонстрации. Однако если прогресс в производстве фильмов по беспленочным технологиям очевиден, то успехи в конечных звеньях цифрового электронного кино пока остаются скромными. И хотя сейчас появляются цифровые кинотеатры, рост их числа сдерживается большими затратами на замену оборудования и неустоявшимися стандартами на аппаратуру. Тем не менее на рынок выпускаются все более совершенные модели видеопроекторов, во многих странах планируется открытие тысяч кинотеатров, ведутся работы по новым системам доставки электронных копий фильмов через спутники связи, работают комиссии по стандартам для электронного кино. Совершенно очевидно, что мы находимся на пороге новых прорывов во всей индустрии кино. В настоящем каталоге представлено многообразие технических средств, предлагаемых ведущими компаниями для производства и демонстрации кинофильмов.
Элеонора Виноградова
Заведующая лабораторией НИКФИ
Опубликовано: Каталог "Техника кино"-2006
Посещений: 10232
Автор
| |||
В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций