В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Горестные сетования на нехватку контента, звучавшие в связи с переходом на цифровое вещание, привели к неожиданному для многих результату – к взрывному увеличению объемов вещания сотнями телерадиокомпаний всех видов собственности.
При этом значительно усложнились проблемы, связанные с взаимодействием между участниками процессов обмена и архивирования, прежде всего из-за расхождения методов описания контента и неидентичности протоколов его обращения. Стало понятно, что дальнейшее развитие медийного сообщества, характеризующееся все возрастающим числом взаимонаправленных связей, оказывается невозможным без унификации отраслевой терминологии, методов описания, а также правил передачи и обмена аудиовизуальным контентом.
Более всего сказанное относится к взаимодействию ФГУ “Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм” (Гостелерадиофонд РФ) с телерадиокомпаниями, обязанными передавать свою продукцию для архивирования на основании Федерального закона “Об обязательном экземпляре документов”.
Таким образом, достигнут рубеж, когда становятся жизненно необходимыми решения по выработке единых правил, принимаемых всеми участниками обмена медиапродукции. Это было понято Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, инициировавшим в 2010 году разработку национального стандарта “Архивирование телерадиопрограмм. Описа ние аудиовизуальных материалов. Структура метаданных”.
Разработка стандарта потребовала привлечения специалистов смежных областей знаний, в том числе гуманитарных. Поэтому в состав рабочей группы были приглашены ведущие сотрудники ЗАО “Всероссийский научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания” (ЗАО ВНИИТР), Гостелерадиофонда РФ, НП “Медиа Комитет” и Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.
В процессе разработки необходимо было сформировать “Базовый набор метаданных для описания аудиовизуальных материалов”, включающий в себя минимально необходимый перечень элементов и ассоциированных с частью из них атрибутов. Необходимо также было составить комплект Приложений, сопровождающих часть отобранных элементов и являющихся либо согласованными Контролируемыми словарями сведениями, использованными при описании, либо оригинальными списками понятий, конкретизирующих отдельные свойства описываемого аудиовизуального контента.
Требовалось также предложить метаязык, который должен быть использован при описании аудиовизуальных материалов, схему, определяющую правила описания и формы унифицированного документа, предназначенного для использования при обменах телерадиопрограмм или иных фрагментов. Наконец, нужно было определить правила передачи и обмена метаданными.
В процессе разработки стандарта было принято, что зона распространения его требований должна ограничиваться внешними по отношению к действующим телерадиокомпаниям и другим службам производства и распространения медиа-контента связями типа B2B (Business to Business) или B2C (Business to Consumers). Поэтому стандартом не определяется внутренняя корпоративная методика работы с метаданными, а устанавливаются лишь семантика и синтаксис контейнера внешнего информационного обмена.
Основу национального стандарта ГОСТ Р 54719-2011, текст которого размещен на сайте ЗАО ВНИИТР (vniitr.ru), составляет Базовый набор метаданных, призванный сыграть ключевую роль в унификации описания контента при передаче телерадиопродукции в Гостелерадиофонд РФ, а также при его обменах. Построение Базового набора произведено в соответствии с рекомендацией Европейского вещательного союза EBU-Tech 3293-v.1.2-2010 EBU Core Metadata Set, выпущенной в октябре 2010 года, действие которой распространяется на все виды создания, управления и сохранения контента, который может повторно использоваться в исходном виде или при составлении новых программ.
В качестве языка, использованного при описании аудиовизуального контента, рекомендован расширяемый язык разметки XML – метаязык, широко применяемый при разработке систем хранения структурированных данных.
В качестве схемы, фиксирующей правила, которым должно соответствовать XML-описание и которыми должны определяться элементы базового набора, а также их ассоциированные атрибуты, предложено использовать XSD-файлы.
Базовый набор метаданных содержит описание 21 основного элемента и 20 ассоциированных атрибутов. Для каждого из них приводится условный порядковый номер, имя, статус, краткое описание, назначение, обозначение на метаязыке XML, необходимые пояснения.
Ряд элементов Базового набора метаданных имеет обязательные, рекомендуемые и справочные Приложения, которые являются, по сути, Контролируемыми словарями. Это представление дат и времени; темы, категории и типы телерадиопрограмм, список ключевых слов, отдельный перечень видов спорта, целевая аудитория телерадиопрограмм, роли, классификаторы стран мира и кодов языков.
Графическое XML-представление элементов и атрибутов базового набора метаданных дано в виде дерева элементов. Приведен также пример фрагментов XSD-файла, определяющего схему организации XML-описания.
Стандартом определяются Правила взаимодействия участников обмена аудиовизуальным контентом, который формализует процесс обмена описательной информацией (метаданными) и аудиовизуальным контентом. Единицей обмена здесь является законченная аудиовизуальная программа, либо отдельный ее фрагмент, называемый аудиовизуальным документом – АВД. Определяются два базовых сценария обмена АВД между архивом (Гостелерадиофондом РФ) и телерадиокомпаниями.
Разработанная в рамках подготовки национального стандарта унифицированная “Технологическая карта для описания аудиовизуальных материалов” предложена для использования телерадиокомпаниями и другими службами производства и распространения контента в качестве основного документа при описании экземпляров телерадиопродукции, поступающих в архивные фонды для последующего хранения. Она полностью построена на основе предложенных стандартом Базового набора метаданных и комплекта Приложений.
Завершение этапа разработки национального стандарта не может быть признано окончанием всей работы. Необходим следующий этап, посвященный повсеместному внедрению в практику отечественного телерадиовещания установленных стандартом принципов унификации описания медиаматериалов и регламентация взаимодействия между участниками обмена аудиовизуальным контентом.
К сожалению, в соответствии с действующим законодательством документы, имеющие статус национального стандарта, носят рекомендательный характер, не обязывающий вещателей соблюдать его положения. Поэтому необходим нормативный документ, требования которого исполнялись бы неукоснительно всеми членами медиасообщества. Примером такого документа является Административный регламент, утверждаемый регулятором. В нашем случае – Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.
Особенное значение изложенные выше принципы обмена аудиовизуальным контентом имеют для Гостелерадиофонда РФ как организации, осуществляющей функцию федерального государственного учреждения по комплектованию фондов обязательными экземплярами телерадиопродукции. По сути, Гостелерадиофонд РФ является депозитарием этого медиаконтента.
Для обеспечения этой функции в рамках Федеральной целевой программы реализуется инвестиционный проект по созданию центра управления фондовыми материалами, для чего предусмотрено соответствующее финансирование. В то же время предоставление государственной услуги телерадиокомпаниям по организации взаимодействия с Гостелерадиофон-дом РФ с целью обмена аудиовизуальным контентом, поступающим к нему на хранение, в федеральной целевой программе не прописано.
Предполагаемая разработка Административного регламента должна восполнить этот пробел. ЗАО ВНИИТР как головная организация-разработчик, отвечающая перед Минкомсвязи РФ за внедрение требований национального стандарта в практику телерадиовещания, готов к разработке “Административного регламента предоставления Гостелерадиофондом РФ государственной услуги по организации взаимодействия между участниками обмена аудиовизуальным контентом, поступающим на хранение в Гостелерадиофонд РФ в соответствии с Федеральным законом об обязательном экземпляре документа”, в основу которого должен быть положен уже разработанный национальный стандарт.
Работа естественным образом распадается на два подэтапа, которые можно выполнять параллельно, а можно разнести во времени и финансировать последовательно.
Первый из них должен включать в себя проведение необходимых, но носящих подготовительный характер, работ, связанных с доводкой национального стандарта, его Приложений и Технологической карты. Здесь предусматривается привлечение экспертов из Гостелерадиофон-да РФ, НП “Медиа Комитет”, федеральных каналов, социологических служб и др. Результатом работы должны стать подготовленные руководство пользователя и модернизированные приложения и технологическая карта, которые становятся тем самым основой для разработки Административного регламента.
Второй подэтап должен предусматривать разработку пакета программ, направленных на обеспечение процедур обмена аудиовизуальными материалами между телерадиокомпаниями и Гостелерадиофондом РФ, а также формулирование и реализацию необходимого комплекса мероприятий по повсеместному внедрению положений разрабатываемого Административного регламента.
Только после завершения разработки Административного регламента и законодательного внедрения в практику вещания всех его положений, то есть когда Гостелерадиофонд РФ станет оператором этой государственной услуги, можно будет говорить о полном достижении поставленной выше цели. При этом, конечно, нужно иметь в виду, что, как это следует из статуса документа, содержащего Базовый набор метаданных и сопутствующие Приложения, ему и далее потребуется постоянная поддержка в форме разработки текущих обновлений, синхронизированных в том числе и с публикациями международных профильных организаций.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2012
Посещений: 9283
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций