В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В 1990 году состоялся первый эфир, одновременно транслируемый и по радио, и по телевидению. Утреннее шоу шло в эфире Virgin Radio и параллельно транслировалось по телеканалу Sky1 в Великобритании. А в 2010 году диджеи BBC Radio 1 пошли еще дальше, заработав 2,8 млн фунтов стерлингов за мультимедийную трансляцию шоу “Comic Relief” на протяжении 52 часов (по радио, ТВ, онлайн и в соцсетях).
Благодаря размещению контента на различных площадках можно значительно увеличить охват аудитории. Поэтому сегодня многие радиостанции обзавелись собственными сайтами, вещают в Интернет, выпускают мобильные приложения и активно продвигаются в соцсетях, где визуальный контент играет большую роль. Просто потому, что для идентификации слова человеческому мозгу требуется около 200 миллисекунд, а для обработки изображения – от 13 миллисекунд. Согласно исследованиям нейробиологов из Массачусетского технологического института, информация с релевантными изображениями получает больше просмотров, чем без визуального дополнения. “Контент радиоэфира может увеличиться в геометрической прогрессии, если он визуально дополнен. Визуализация должна привлекать молодую аудиторию, дополнять контент, но не заменять его целиком”, – считает Томас Гигер, известный голландский специалист в сфере радиовещания, журналист и блогер. Однако уже есть радиостанции, которые не просто снимают репортажи или записывают программы, выкладывая их на свой канал YouTube или на сайт, а полноценно транслируют эфир в Интернете.
Джо Харланд, редактор на BBC Radio 1, считает, что наибольшую выгоду из визуализации могут извлечь шоу с небольшой аудиторией. Так, 20 000 слушателей радиостанции могут превратиться в 2 000 000 зрителей. Например “Весна FM”, московская радиостанция, как раз доказывает этот тезис – 2-3 раза в день она транслирует подготовленное шоу, и рейтинг таких эфиров выше “невизуальных”, а записи также пользуются популярностью. У некоторых записей тысячи просмотров на канале YouTube, а есть ролик и с миллионом просмотров.
Пионерами визуализации радиоэфира в России стали московские радиостанции в 2012 году, что неудивительно: решения, обеспечивающие смену кадра, наложение графики и другие “примочки” без задержки картинки требуют ресурсов, как финансовых, так и человеческих.
Сейчас крупные российские проекты визуализации представляют собой сложные комплексы с большими студиями, которые по оформлению и размерам близки к телевизионным. Для организации трансляции в основном используются PTZ-камеры, а для автоматического создания видеоэфира используется как отечественное, так и зарубежное профессиональное программное обеспечение. Современное ПО позволяет обойтись без дополнительного персонала (оператора и режиссера), что на руку радиостанциям. Ведь их бюджет существенно меньше телевизионного, чего не сказать о желаниях. Но и ручной режим тоже предусмотрен, так как на время выступлений артистов эфир выглядит живее и интересней, когда он срежиссирован.
Одними из первых внедрили визуальные технологии упомянутая музыкальная радиостанция “Весна FM” и разговорное радио “Спорт FM”. Причем обе станции были изначально ориентированы на видеотрансляцию и создавались с учетом соответствующих требований к помещениям, оборудованию, программному обеспечению и т.д. К слову, в уникальной на тот момент студии с концертной площадкой “Весны FM” удалось разместить хор МВД и провести трансляцию его выступления. А студия “Спорт FM” не только ориентирована на звездных гостей, но и оснащена зрительскими местами для обычных слушателей.
Громкий проект визуализации “Европы Плюс” официально стартовал 13 марта 2015 года, в так называемую “черную” пятницу, что, кстати, не отразилось на событии. Основное отличие от предыдущих отечественных проектов заключается в классе оборудования: съемка осуществляется PTZ-камерами высокой четкости с удаленным управлением. Кроме того, задействована студийная камера, которая обычно используется для съемок в телевизионных студиях. Еще одним техническим “шиком” стало применение системы постановочного освещения студии, в рамках которой можно дистанционно управлять световым потоком и цветовой температурой. Система также позволяет создавать сценарии освещения. Управляет сложнейшим комплексом отечественная система автоматизированного управления коммутацией сигналов и наложением графики с привязкой к эфирному расписанию.
Не только столичные радиостанции могут позволить себе визуализацию. Региональные вещатели даже в условиях более узкого рекламного рынка и более низкого уровня дохода имеют возможность реализовать визуальное радио. Одним из самых экономичных способов организовать видеотрансляцию является установка web-камеры и бюджетного программного обеспечения для трансляции на YouTube. При этом звук радиопрограммы добавляется через звуковую карту. Правда, качество изображения не будет достаточно четким, и звук может его опережать.
Существуют и компромиссные варианты организации визуального радио. Можно организовать трансляцию при помощи бытовых камер и видеомикшера серии ATEM. В дальнейшем такая схема может быть расширена за счет системы автоматизированного управления, графического оформления, контрольных мониторов и стримера. Система визуализации может быть построена по-разному: от профессионального оборудования и сложной системы управления со множеством элементов до бюджетных и простых схем передачи видео в Интернет.
Одной из причин скептического отношения к визуализации радио является недостаток понимания, как и в какие сроки такой проект окупится. В то же время практика показывает, что трансляция радиоэфира не только позволяет привлекать дополнительную аудиторию, но и создает эффективную альтернативу старым и надоевшим рекламным технологиям. Например, современные технологии позволяют во время трансляции радиоэфира смещать кадр студии с диджеем на задний план и добавлять подложки с любой информацией. За счет этого достигается смена картинки, интересная для слушателя. В качестве места под рекламу могут использоваться титры или любое уместное пространство в кадре. Есть простор и для product placement: интерьер студии, внешний вид диджея и другие способы ненавязчивой рекламы.
Однако многие европейские, как, впрочем, и отечественные, радиостанции не учитывают этих возможностей и используют свою трансляцию исключительно в качестве дополнительного контента и инструмента вовлечения аудитории. Это может быть связано с нераскрученностью видеотрансляций как рекламных площадок. Когда-то таким же путем пошел YouTube, который, стараясь набрать популярность, не размещал рекламу. Теперь без нее не обходится практически ни один ролик, но на просмотры и популярность сервиса это не влияет. Тот же путь прошла и радиостанция “Модное радио”, которая вещает и в Интернете, и в FM-диапазоне. “Визуализация дала нам очень многое, и мы постоянно работаем над оформлением. Особенно популярные эфиры и записи, например живых концертов или передач со звездными гостями, мы выкладываем на канале YouTube и группе во “ВКонтакте”. Отклик аудитории повышается в разы, а рекламодатели становятся в очередь”, – рассказывает Антон Токарев, один из авторов проекта.
Разумеется, нельзя полностью исключить традиционную рекламу из эфира. Радио продолжает оставаться единственным пассивным каналом получения информации. Люди, слушающие его в машине или в пути без возможности просмотра видео, также должны получать рекламные сообщения.
Эффективность визуального радио отметили даже в академических кругах. Ina EXPERT, международный профессиональный центр в сфере вещания и цифровых медиа во Франции, оценил визуальное радио как новую дисциплину. “За визуальным радио будущее, поэтому было естественным включить этот курс в нашу программу обучения”, – рассказывает Бруно Бертр, генеральный директор центра. Тренд визуализации перспективен на практике, поэтому стоит начать преподавать его и в теории, при подготовке кадров еще на стадии академического обучения – в вузах.
Радиостанция сегодня может дать человеку не просто приятный на слух аудиоряд и прогноз погоды. Сегодня слушатель может быть и зрителем, и спикером – и все это одновременно. “Чтобы стать ближе к слушателю, радиостанции необходимы активное взаимодействие с аудиторией и интересный контент между песнями и рекламой. Именно это отличает радио от таких аудио-сервисов, как Pandora, Spotify и iTunes”, – считает Боб Пиитман, CEO крупнейшего радио холдинга США Clear Channel.
Визуальное радио интересует не только коммерческие радиостанции, но и государственные. В 2011 году “Голос России” (теперь “Россия Сегодня”) оснастил два своих корпункта в Берлине и Стамбуле системой визуализации. В 2014 году радиостанции “Вести FM” и “Маяк” также оборудовали свои студии для видеотрансляций. Причем “Вести FM” не поскупились на техническую часть решения – полностью автоматизированное управление как графическими композициями, так и PTZ-камерами в студии, которые перенастраиваются для разных сцен без участия оператора и незаметно для зрителя.
Более того, и некоммерческие радиостанции посматривают в сторону визуального эфира. “Мариинский FM”, интернет-радиостанция Мариинского театра, выкладывает на свой сайт записи передач с известными артистами. Это притом, что у театра есть собственный канал “Мариинский TV”. “У нас весьма специфический основной контент – классическая музыка, и довольно сложно удержать слушателя. Видеоролики зачастую пользуются большей популярностью на сайте, чем аудиопоток. Поэтому визуализация передачи с известным гостем позволяет и заинтересовать слушателя, и увеличить продолжительность прослушивания”, – поделился Иван Русаков, ведущий инженер радио “Мариинский FM”.
Интернет-радиостанции тоже не отстают. Например, Page 42 использует профессиональные камеры и ПО для создания авторских программ и образовательных курсов, но при этом не ведет постоянную трансляцию эфира.
Если раньше радиостанции хотели быть услышанными, сейчас они хотят быть увиденными. В зависимости от формата и потребностей визуализация достигается различными способами – от самопальных бюджетных решений до дорогостоящих и сложных систем, которые в конечном итоге преследуют одну цель – привлечь активную аудиторию, которая постоянно “оттягивается” новыми медиа- и аудиоресурсами.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2015
Посещений: 14003
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций