Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Видение правообладателями вещания в IPTV, рекламы в IPTV, включения интерактивных сервисов во время вещания

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Видение правообладателями вещания в IPTV, рекламы в IPTV, включения интерактивных сервисов во время вещания

Сергей Ильинский,
генеральный директор ЗАО «Аэротунз»

Технологии стремительно развиваются: видеокассеты всего за десятилетие уступили место DVD -удобным, дешевым, качественным носителям. Следующий этап развития уже наступает - на смену носителей, которые нужно физически записывать и потом воспроизводить, приходит время цифровых технологий: чтобы посмотреть любимый фильм, зрителю теперь необходимо только нажать пару копок на пульте дистанционного управления.

О правообладателях и IPTV

Кто такие «правообладатели»

Тема данной статьи - еще один из важнейших аспектов развития информационных технологий в пространстве бывшего СССР, посему, дабы максимально ярко осветить существующее положение вещей и сделать некоторые выводы, предлагаю тебе, читатель, для начала принять кое-какие определения. Если же у тебя, брат по разуму, возникнут возражения против предлагаемых автором этого эссе постулатов, рад буду подискутировать сразу после прочтения оного на нашем форуме.

Итак, по определению статьи 1229 Гражданского кодекса России (ГК), правообладатель - гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, которые вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Для целей нашего исследования мы должны выделить следующие определенные статьей 1225 ГК результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятии, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальную собственность):

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  • исполнения;
  • фонограммы;
  • сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения.

Проще говоря, поскольку речь в дальнейшем пойдет о телевидении, то в качестве правообладателей нас здесь интересуют владельцы любых видеоаудио-материалов и брендов на эти материалы. Для краткости дальнейшего изложения, читатель, позволь мне заменить такой длинный и труднопроизносимый титул - «правообладатель» - на простой и деловой «холдер» (от англ. copyrightholder).

Что такое IPTV

Если же мы заглянем в Wikipedia, то найдем там следующее определение IPTV (англ. Internet Protocol Television) (IP-TV, IP-телевидение) — «цифровое интерактивное телевидение в сетях передачи данных по протоколу IP, новое поколение телевидения».

Главным достоинством IPTV является интерактивность видео-услуг и наличие широкого набора дополнительных сервисов (Video on Demand (VoD), Time Shifted TV, Network Personal Video Recorder, Electronic Program Guide). Возможности протокола IP позволяют предоставлять не только видеоуслуги, но и гораздо более широкий пакет услуг, в том числе интерактивных и интегрированных.

Помимо основных, IPTV может включать в базовый пакет услуг ряд дополнительных сервисов (Video Telephony, Voting, Information Portals, Web, Games, MOD KOD).

В IPTV есть возможность использования для одного видеоряда двух и более каналов звукового сопровождения, например, на русском и английском языках, сами каналы при этом полифонические.

Для целей этой статьи необходимо дать еще одно определение. Интернет-ТВ - телевидение, предоставляющее всем своим зрителям возможность смотреть широкий спектр телевизионных каналов и аудиовизуального и прочего контента со всего мира по Интернету.

Отличие двух телевизионных систем специалисты видят в следующем: IPTV - закрытая локальная сетевая система с индивидуализацией каждого абонента посредством приставки set-top-box (STB), интернет-ТВ - глобальное цифровое телевидение, предоставляющее открытый доступ к каналам и контенту любому пользователю web-сети.

Поскольку ты, читатель, и мы, авторы этой статьи -люди, с оптимизмом продвигающиеся к светлому будущему технотронной цивилизации, мы не видим принципиального различия двух таких видов ТВ и предлагаем пока хотя бы в рамках этой статьи попытаться объединить наши представления об IPTV и интернет-ТВ и обозначать их здесь далее под общим термином IPTV, поскольку обе системы предназначены для передачи аудио-видео-контента в цифровых сетях через протокол IP.

Таким образом, в отличие от привычного для отечественного обывателя эфирного телевидения, IP-телевидение взаимодействует со зрителем так же, как и компьютер с пользователем (интерактивность): мы даем команды, а телевизор их исполняет. Хочешь кино или любимую передачу - выбирай из списка на экране, хочешь западные каналы на оригинальном языке - жми зеленую кнопку на пульте amino, и все такое.

Что до интегрированных сервисов (типа экранной врезки с заказом пиццы или билета в ближайший кинотеатр на показ фильма, отрывок из которого смотрит в данный момент пользователь) и рекламы, то, возможно, кому-то покажется, что они отвлекают зрителя от просмотра любимого кино - но это только покажется. Во-первых, всегда можно приостановить просмотр, во-вторых, вспомни, как часто ты, зритель, отвлекаешься на посторонние дела: на звонки, на шипение открывающихся бутылочек в кинотеатре, в-третьих, большая часть реальных и потенциальных подписчиков IPTV - такие же, как ты, продвинутые юзеры современных технологий - привыкли к обилию информации, к тому же она, как правило, к месту, т.е. тематически зависит от просматриваемого контента. Кроме того, не забывай, что интегрированная в IPTV реклама позволяет бесплатно смотреть фильм или понравившуюся передачу. Проще говоря, интегрированные сервисы или реклама тоже во власти тебя и пульта.

КОММЕНТ,

Евгений Николаев,
директор проекта «Контент-Хаус»

Сегодня интерактивные услуги внедряются операторами цифрового телевидения и широкополосного доступа за свой счет. Но ни один оператор, даже в крупном городе, на текущий момент не в состоянии окупить затраты, понесенные на внедрение подобных услуг в расчете только на своих абонентов.

В мире есть успешные примеры реализации интерактивных услуг, но окупаемость таких проектов наступает при достаточно внушительном размере абонентской базы. По оценкам экспертов рынка, только при объеме 150-200 тысяч абонентов проект сможет жить полноценной жизнью. Оператор сможет предложить абоненту широкий спектр интерактивного контента, качественное техническое решение, при этом укладываясь в разумные сроки окупаемости. К финансовым рискам нужно добавить отсутствие как таковой законодательной базы, регулирующей права и обязанности участников этого рынка.

Понятно, что крупнейшие игроки рынка идут на подобные расходы и риск, но что же делать остальным? Именно здесь, на стыке медиа-рынка и рынка телекоммуникационных услуг, на арену выходят сервис-провайдеры, работа которых ведется в двух основных направлениях: техническая реализация интерактивных сервисов и формирование библиотеки контента различного рода (фильмов, музыки, игр, графики, аудио-книг, картинок, фото, рингтонов и др.) для интерактивных сервисов.

Готовое техническое решение вместе с высококачественным контентным наполнением сервис-провайдеры (по аналогии с контент-провайдерами) предлагают операторам на гораздо более выгодных условиях, чем в случае самостоятельной реализации. Сервис-провайдер может получить более выгодные условия от правообладателей и оставить за собой обязанность оплачивать гарантированный лицензионный платеж. Кроме того, финансовые затраты по реализации технической платформы и юридические риски также остаются на стороне сервис-провайдера.

Взаимодействия «сервис-провайдер - оператор» можно сравнить с отношениями между прокатчиком и кинотеатром, и это позволяет оператору сосредоточиться на развитии своего ключевого направления - обслуживании абонентов.

Итак, наше светлое будущее с IPTV, брат-интерактивщик - то, к чему мы стремимся: что хочу, то и получаю - видео, ведро поп-корна, новое авто в кредит, турпутевку на карнавал в Рио, даже полет в космос, или чиркаю красную кнопку и ложусь спать.

Что есть у обеих сторон предложить друг другу

А что же наш друг, холдер? Что он хочет? И получит ли то, что хочет, от IPTV, подобно зрителю-интерактивщику? Холдер, как и все нормальные люди, хочет получать то, что хочет и когда хочет, а в нашем случае он хочет как можно больше денежек за свои аудио-видео-произведения искусства. Часто у людей творческих эти желания не соответствуют реальности: либо отдают чуть ли не бесплатно, либо хотят непомерных сумм за свои произведения.

Но наш холдер вынужден идти в ногу со временем. Темпы роста рынка физических носителей (он же рынок home video) постепенно падают, и чтобы не упускать пользователей данной категории, необходимо учитывать тенденции развития рынка - нужно развивать дистрибьюцию контента в цифровых сетях. Тут еще и нет необходимости в складах готовых носителей - все поместится на нескольких жестких дисках, а передача материала оператору связи может происходить по цифровым сетям - быстрее и даже иногда безопаснее, чем через курьерскую службу. В этом холдер-творец видит тот же несомненный плюс в распространении аудио-визуальных произведений, что и мы.

Реальное же вознаграждение, соразмерное рыночной доле в доходах оператора, холдер, безусловно, получит, и даже кое-где уже получает, но...

Но дистрибьюторы и операторы IPTV хотят получить высококачественный контент (аудио-видеонаполнение) для своих каналов и сервисов, дабы увеличить количество своих абонентов и увеличить ARPU (average revenue per user - среднюю доходность с каждого домохозяйства). А еще «ай-пи-тивишники» тоже, как и все нормальные люди, не очень горят желанием отдавать вперед деньги за товар, информации о качестве которого у них нет. То есть часто оператору заранее не известно, получит контент должный рейтинг от аудитории и окупит ли вложенные средства.

Потому оператор связи предусмотрительно предлагает холдеру совместную реализацию контента с дальнейшим разделением дохода, предоставляя полную статистику просмотров контента, по которой можно оценить не только количество просмотров и рейтинг среди пользователей, но и дополнительные данные о зрителях конкретного фильма (социальный статус, возраст и т.д.), время просмотра, количество не досмотренных до конца фильмов.

Теперь все ясно: пирог под названием IPTV-контент съест Зритель, а деньги, уплаченные им кондитерам Холдеру, Дистрибьютору и Оператору, поделит хозяйка кондитерской IPTV-рынка -Конъюнктура.

Реалии взаимоотношений правообладателей и IPTV-игроков

Холдеры и игроки

Это все замечательная теория нашего с тобой светлого будущего, читатель. А что же сейчас происходит с Холдерами, Дистрибьюторами, Операторами, Зрителями и Конъюнктурой на IPTV-рынке в странах бывшего СССР? Вопрос глобальный, и он должен стать темой еще не одной статьи или даже научной работы. Мы же постараемся осветить на наш взгляд наиболее важные моменты реальности 2008.

Крупнейшие аудио-видео-холдеры, поставляющие контент в сферу IPTV: 1-й канал, РТР, Discovery, Central Partnership, «Парадиз», «Люксор», СТВ, West.

Крупнейшие отечественные операторы IPTV (исключительно локальные сети): «Комстар-директ» (бренд «СТРИМ»), «Комкор-ТВ» (бренд «АКАДО»), ЦНТ (бренд Qwerty), компании холдинга «Связьинвест» («Дальсвязь», ЮТК, «Сибирьтелеком», «Северо-Западный Телеком») в России, NURSAT в Казахстане, «Воля-ТВ» в Украине.

Крупнейшие дистрибьюторы: Central Partnership, OVERALL VISION.

Что хотят и что предлагают

Игру делают холдеры и дистрибьюторы уже по накатанным правилам поставок контента на эфирные ТВ-каналы: минимальная гарантия от 100 до 10 000 USD за месяц неограниченного проката одного полнометражного фильма в локальной сети одного города. Это пока еще гораздо меньше, чем стоимость подобной же лицензии для эфирного канала, но, думаем, к 2012 году цены начнут сравниваться. Разделение доходов холдеры отвергают четко, так как «шарить» (от англ. revenue sharing) на данный момент с операторами пока просто нечего.

Операторы ввиду ничтожного объема рынка живут за счет инвестиционных вливаний в ожидании светлого будущего - точки безубыточности; наш прогноз: снова 2012. Кроме того, продают пользователю Интернет и показывают попавшимся на удочку «шаринга» холдерам всего лишь 60-70% от реальных цифр статистики (встречаются и «умельцы», показывающие нулевую статистику).

Абоненты IPTV в России 2007-2012

То есть ситуация при общем взгляде на рынок IPTV-контента следующая: операторы хотят получить за «шаринг» доходов (читай «бесплатно») ходовой контент для раскрутки IPTV-сервисов, в оборудование которых инвесторы вложили иногда по нескольку десятков миллионов долларов за несколько десятков тысяч потенциальных абонентов (!!!).

Холдеры же и дистрибьюторы, уже пресытившись обещаниями операторов 2005-2006 годов, совершенно не собираются делить дырки от бублика и готовы поставлять свой контент в IPTV только за минимальную твердую цену, получаемую как небольшой десерт к сытному обеду от эфирного ТВ.

Перспективы развития кооперации на IPTV-рынке

Что нужно абоненту

Ответ очевиден - удобство и высочайшее качество контента и сервисов. Только вот за устройством своих дел холдеры и операторы, как правило, забывают, откуда денежки текут. Тут вскрывается еще одна особенность IPTV-бизнеса (кроме прочих) в бывшем СССР: рулят технари как от искусства (холдеры: «Мы потратили уйму денег на производство фильма») так и от связи (операторы:

«Мы купили за несколько лимонов крутые сервера от Kassena), люди с техническим образованием определяют маркетинговые усилия крупнейших игроков рынка.

Следствие: мы, зрители, хотим иметь высококачественный интерактивный сервис с увесистым каталогом контента у себя дома, а смотрим фильмы 1990-х, рассыпающиеся на части у нас на экране в результате зависания сервера оператора.

Что делать холдерам и игрокам

На месте холдера мы бы несколько поумерили свои аппетиты по ценам, а иногда и предоставляли бы премиум-контент (типа фильма «9-я рота») просто за дальнейшие хорошие отношения с серьезными операторами.

Операторы же должны понять, что зрителю все равно, какой объем диска на их сервере и какова скорость потока. Зритель хочет интересное красивое кино в превосходном качестве, и за это он готов платить. Таким образом, чтобы окупить вложенные в оборудование средства, оператору необходимо изыскать еще и ресурсы на качественный контент, а также предлагать холдеру делиться рекламными доходами.

Вот тогда реально и наступит светлое будущее -эра интерактивного телевидения.


Источник: Журнал "Кабельщик"

Опубликовано: Сайт Broadcasting.Ru-2008
Посещений: 14696

Статьи по теме

  Автор

Сергей Ильинский

Сергей Ильинский

генеральный директор ЗАО «Аэротунз»

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций