Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

UltraHD на низком старте

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

UltraHD на низком старте

Мы все давно смотрим UltraHD. Правда, до недавнего времени такая возможность была исключительно в кинотеатрах. Еще в прошлом веке кинофильмы снимались и демонстрировались в кинозалах с примерно таким же разрешением
Григорий Кузин
Руководитель направления цифровых медиа в компании CTI

В кинематографе формат называется 4К, то есть около четырех тысяч пикселей по ширине кадра. В 2012 году к этому разрешению приблизилось телевидение со стандартом UltraHighDefenition (или UltraHD, или UHD). Его также можно называть 4К, точнее, UHD – это одна из разновидностей 4К. Несколько видов 4К существует из-за различия в соотношении сторон кадра.

Технологии съемки и постпроизводства контента в формате UHD уже существуют в кино. Чтобы это разрешение появилось на домашних экранах, необходимы:

  • большое количество UHD-контента, не только кино;
  • доставка контента по каналам связи трафика, в четыре раза большего, чем HD, а значит, для массового использования формата требуется увеличение полосы пропускания, скорости передачи данных и снижение стоимости трафика;
  • устройства отображения, телевизоры UHD с доступной ценой.

Быстрее, чем в секторе бытового ТВ, эти условия удалось выполнить в коммерческих ТВ-системах, называемых Digitalsignage (цифровые вывески) и IndoorTV (локальное ТВ предприятия).

Коммерческое ТВ

Производство контента. Производство в ограниченном объеме рекламных роликов и компьютерной графики в UHD трудностей не вызывает, поскольку рекламодатели заинтересованы в максимальном качестве и многие готовы за это платить. Кроме того часто используется технология повышения разрешения Upscaling, когда, например, ролик с разрешением HD конвертируется в UHD.

Доставка контента. В классических системах Digitalsignage контент не транслируется (streaming), а предварительно загружается в медиаплееры (downloading), расположенные непосредственно около экранов, поэтому UDH не повышает требования к сети передачи данных.

Отображение контента. Буквально на наших глазах стремительно растет целая индустрия профессиональных дисплеев и видеостен, которые позволяют воспроизводить UHD-контент на больших экранах. Профессиональные дисплеи UHD с диагональю порядка 80–90 дюймов особенно любят в магазинах модной одежды, потому что при вертикальном расположении они позволяют продемонстрировать одежду на моделях в реальный полный рост и с очень реалистичным качеством изображения. Достигается сильный рекламный эффект. Более популярный (и более дешевый) способ демонстрации UHD-контента – видеостены. Видеостена, собранная из четырех HD-дисплеев 2х2, как раз поддерживает разрешение UHD. По ширине: 1920 х 2 = 3840 и по высоте 1080 х 2 = 2160.

Для видеостен производятся специальные дисплеи с очень узкими рамками, в конкурентной борьбе между производителями счет идет уже на доли миллиметров. Поэтому картинка, разбитая на несколько экранов, воспринимается как единое целое. Для разбивки UHD-изображения на несколько дисплеев не требуется дополнительное оборудование – дисплеи для видеостен снабжены встроенными контроллерами. В принципе, современную видеостену можно установить и дома. Хотя особой надобности в этом нет, поскольку вслед за профессиональными панелями начал расти и бытовой сегмент UHD-телевизоров.

Бытовое ТВ

Производство контента. Оборудование для ТВ-производства в UHD-качестве уже можно приобрести, однако внедрение его в телекомпаниях пока крайне незначительно. Одним из пионеров ТВ-производства на UHD является канал RTG TV. Раньше, чем ТВ-программы, в России появились UHD-фильмы. Буквально сейчас, этой осенью, интернет-кинотеатры выложили первые фильмы в формате UHD. Хотя их пока можно сосчитать по пальцам, но, тем не менее, это знаковое событие, важный шаг в эволюции бытового телевидения.

Артем Стрельбицкий, руководитель отдела маркетинга бытовой электроники: “Оригинального 4K Ultra HD-контента в данный момент почти нет. Ведущие мировые студии только начинают работу по мастерингу 4К-версий своих фильмов. Однако работа по подготовке контента ведется всеми ведущими VOD-сервисами вместе со студиями, и до конца года в наших телевизорах будут доступны первые фильмы в оригинальном 4K-качестве”.

Кроме того на рынке появляется все больше устройств для создания пользовательского UHD-контента. Например, беззеркальная полнокадровая камера Sony 7S имеет возможность снимать видео с разрешением UHD, для портативной action-камеры Panasonic HX-A500 также заявлена возможность записи в формате UHD.

Доставка контента. На сегодняшний день в мире несколько операторов экспериментируют с 4К-телевидением – в частности, это европейский Eutel-sat и японская NexTV-F. Вещание эфирных телеканалов в UHD только начинается в Европе и Японии. В России “РТРС” было проведено тестовое эфирное UHD-вещание, “Триколором” – спутниковое UHD-вещание на телевизоры LG, но до реального вещания дело еще не дошло. Сейчас в России практически единственным доступным способом доставки UHD-контента до массовых пользователей является Интернет и CDN-сети.

Ярослав Городецкий, генеральный директор CDNvideo: “CDN-сети как раз и были придуманы для того, чтобы передавать “тяжелый” контент. Они строятся именно с учетом необходимости доставки, в том числе видеоконтента высокого разрешения, так что мы на сегодня готовы к передаче UHD-видео. И нам представляется, что UHD в России в Интернете – дело ближайшего будущего”.


Для передачи UHD требуется пропускная способность полосы от 12 Мбит/с и выше. В связи с этим, возможно, в Россию UHD TV через Интернет придет быстрее, чем в Европу, где до сих пор в качестве “последней мили” часто используется DSL с пропускной способностью около 8 Мбит/с. В России же ШПД-сети в основном построены с использованием технологии Ethernet и потому способны обеспечивать скорость порядка 100 Мбит/с до каждой квартиры. Таким образом, на сегодняшний день многие пользователи уже обладают каналом достаточной пропускной способности для доставки UHD.

Ярослав Городецкий, генеральный директор CDNvideo: “Youtube давно позволяет смотреть ролики с разрешением UHD, однако далеко не всякое устройство может проигрывать такое видео без раздражающих “дерганий”. Аппаратура, на которой можно комфортно смотреть UHD-видео, доступна не каждому, и этот факт является основным тормозящим фактором в развертывании UHD-технологии на массовом рынке. Так что, хотя проекты, вещающие UHD, уже начали появляться, они находятся на “низком старте” до начала массовых продаж UHD-телевизоров.

Отображение контента. Процент присутствия у населения UHD-телевизоров пока соизмерим со статистической погрешностью. Однако хорошая новость состоит в том, что цена реально быстро падает. Телевизоры, которые год назад стоили 1 млн руб., уже стоят 200 тыс. руб., и это далеко не финальная цена, поэтому можно ожидать в течение одного-двух лет начала массовых продаж.

Артем Стрельбицкий, руководитель отдела маркетинга бытовой электроники и IT-продукции LG Electronics в России: “В 2014 году наша линейка Ultra HD-телевизоров состоит из более чем десяти моделей. В данный момент конечная цена 4К-телевизора для покупателя стремительно снижается и до конца года станет практически сравнимой с ценой на премиальные модели LED-телевизоров с разрешением Full HD. Все наши Ultra HD-телевизоры поддерживают Smart TV и возможность автоматического масштабирования изображений с более низким разрешением до разрешения, приближенного к Ultra HD. В линейке 2014 года появилась первая модель OLED Ultra HD-телевизора на инновационных органических светодиодах. Главное отличие OLED-технологии LG в наличии четвертого дополнительного белого субпикселя (технология WRGB). Именно это преимущество позволило нам быть практически единственным игроком на рынке OLED-телевизоров в мире.

Средства отображения, то есть телевизоры, наиболее готовы к UHD, осталось только среднему потребителю дождаться приемлемой цены, и это неминуемо произойдет. Доставка контента – также вопрос решаемый, возможность UHD-вещания через Интернет уже имеется. Спутниковое вещание будет организовано под конкретные UHD-каналы, то есть когда появится контент. Технологическая возможность имеется. Во главе угла опять оказывается контент. Технологии меняются, но король остается”.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2014
Посещений: 15034

Статьи по теме

  Автор

Григорий Кузин

Григорий Кузин

Директор по интерактивным технологиям "АФ Медиа"

Всего статей:  14

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций