Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Резервное копирование данных в медиахолдинге

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Резервное копирование данных в медиахолдинге

Кто владеет информацией, тот владеет миром! Известная цитата как никогда актуальна в наш век Интернета и цифровых технологий. Но задумывались ли вы, насколько важно не потерять такую информацию?
Антон Сергеев
Технический директор “M10Media”

Цифровой бизнес

Практически любой современный бизнес управляется цифровым способом. Электронная бухгалтерия, корпоративные порталы и CRM, документация и системы отчетности – все это классические представители цифровой среды. Солидные компании практически полностью отдаются под управление комплексных решений, предназначенных для учета, планирования и контроля эффективности работы холдинга.

Каждый офисный работник имеет на своем рабочем месте компьютер. Даже таксист или курьер в большинстве случаев работают с электронными системами учета услуг и взаимодействуют с ними через смартфон или планшет.

Радио и ТВ

Если говорить о российском сегменте радио и ТВ, то цифровизация в этих отраслях наступила уже давно. Отметим, что под словом “цифровизация” мы имеем в виду не цифровые форматы вещания, а цифровое управление и работу с контентом. Все исходные данные (музыка, клипы, передачи) представляют собой файлы на серверах, а их воспроизведение по плейлисту – задача для специального ПО. И именно в таких бизнесах особенно актуальна непрерывность вещания и резервное копирование данных.

Стоимость потерянных данных

Прежде чем начать разговор о резервном копировании, необходимо оценить стоимость потери ваших данных. Согласитесь, что есть разница между потерей данных бухгалтерии и фотографий с последней корпоративной вечеринки.

Для нас стало нормой увидеть утром на рабочем столе все те электронные документы, что мы оформляли вчера. К сожалению, законы физики не позволяют создать вечный (да еще и перезаписываемый!) носитель данных, поэтому срок жизни любого такого носителя ограничен. А уж частичная потеря данных может случиться практически в любой момент. Именно поэтому произвести оценку стоимости ваших данных необходимо “на берегу”, еще до того, как это произошло. Проанализировать весь комплекс, найти слабые места, оценить, какие данные наиболее ценны (и/или конфиденциальны), и организовать их резервное копирование.

Опросите ключевых внутренних клиентов – руководителей отделов и топ-менеджеров. Узнайте, какая информация для них наиболее важна. Какой интервал копирования информации для них приемлем. Как быстро и кому конкретно необходим доступ к архиву резервных копий.

Ошибочно считать, что самые важные данные находятся на персональном компьютере генерального директора – ведь в большинстве случаев вся почта и документы находятся в облачном хранилище, а не на самом устройстве. Зарезервированы должны быть ежедневные бизнес-процессы и процесс создания основного продукта вашей медиакомпании, а это именно то, что составляет наибольшую ценность для вашего клиента.

Ключевым фактором при принятии решений должен быть здравый смысл. Это работает на всех уровнях, но особенно важно на уровне генерального руководства: если управленцы не поддержат ваши начинания, то добиться эффективного результата будет очень сложно.

А что копировать?

Что самое ценное в радиоэфире? Ответ простой – реклама! В этой связи мне вспоминается тезис технического директора одной петербургской радиостанции, который звучал примерно так: “В эфире может не играть музыка, может не быть ведущих, но реклама обязана прозвучать в положенное для нее время”. Может быть, это и преувеличение, но рекламное расписание – это один из важнейших элементов коммерческого вещания.

Именно по этой причине резервное копирование вашего рекламного трафика должно быть организовано в первую очередь. Не лишними будут и ежедневные резервные копии баз данных (как расписаний, так и самих звуковых файлов). Стоимость нескольких рекламных блоков в федеральном эфире вплотную приближается к стоимости сетевого хранилища, поэтому здесь не стоит рисковать.

Почему на первом месте стоит не музыка, а именно реклама? Во-первых, именно реклама приносит основной доход, как было описано выше. И, во-вторых, рекламные ролики меняются гораздо чаще, чем основной контент вашего ТВ-или радиоканала. Для примера возьмем радиостанцию – за неделю в эфире добавляется в среднем 3– 5 музыкальных композиций (а обычно даже меньше) и не менее 10–15 рекламных роликов.

Если в эфире изменился запланированный порядок звучания музыки, то это заметит только ваш программный директор. Если изменится запланированный порядок выхода рекламных блоков, это непременно заметит клиент, что может привести и к полной потере рекламного контракта.

Не забудем и про отдел продаж – CRM, база клиентов, архив договоров – все эти данные крайне важны и требуют резервного копирования.

Облака

Облака давно стали нашими надежными спутниками в мире цифровых данных, и именно их можно использовать в качестве резервного хранилища. Вы можете приобрести такую услугу у российского или зарубежного провайдера и выбрать дата-центр в любой точке земного шара.

Если объем ваших данных сравнительно небольшой, то разместить их можно и на бесплатных российских сервисах. Не думаю, что посторонние люди смогут украсть ваши данные, не зная логина и пароля, но для надежности можно зашифровать загружаемые в облако данные. Широко известные и бесплатные архиваторы могут создавать архивы, причем зашифрованным будет не только содержимое ваших файлов, но и содержимое самого архива. Иными словами, украв данный архив, злоумышленник не сможет увидеть даже список входящих в него документов.

Единственный способ вскрытия такого архива – перебор всех возможных комбинаций пароля. При использовании сложного многосимвольного пароля эта процедура займет десятки лет. Отметим, что перебор можно заметно ускорить, но для этого необходима аренда дорогостоящих вычислительных мощностей, которая по карману только очень серьезным компаниям.

Сетевые хранилища, или NAS

Оптимальным по скорости копирования данных и стоимости будет сетевой накопитель на жестких дисках. Такое устройство подключается к локальной сети вашего предприятия и позволяет копировать на него значительные объемы информации – от единиц до десятков Тбайт. Цена на устройство варьируется в зависимости от количества устанавливаемых дисков, но в большинстве случаев достаточно моделей на два диска и стоимостью не более 15 тыс. руб. Одним из преимуществ данных устройств являются их компактные размеры, что позволяет легко реализовать даже скрытый монтаж.

Автоматизация

Поломка носителя данных случается неожиданно. Вчера у вас был жесткий диск, а сегодня он даже не раcпознается операционной системой, и все данные потеряны. Чтобы не оказаться у разбитого корыта, необходимо заранее продумать и подготовить все механизмы автоматического копирования.

Резервное копирование оптимально проводить ночью, когда общая нагрузка на систему снижается. Если мы собираемся организовать копирование видеоданных, то процесс копирования нескольких терабайт может занять не одни сутки, и здесь придется использовать все современные IT-технологии для быстрой передачи и чтения/записи данных. На помощь придут оптические каналы передачи данных и выделенные серверы, подключенные к сети на скоростях более чем 1 Гбит/с.

Восстановление

Немаловажным аспектом резервного копирования я бы назвал и процесс восстановления. Резервные копии должны иметь “человеческий вид” и структуру – сортировку по дате копирования, типу данных и т.п.

В идеале восстановление данных должно быть по силам линейным сотрудникам, без привлечения к работе вашего технического директора и всей команды системных администраторов. На практике это означает, что даже отпуск вашего технического специалиста и больничный его заместителя не повлияют на линейные бизнес-процессы вашей компании в случае аварии.

Не забудем и про необходимость прозрачности вашей технической структуры. Все процессы должны быть описаны, а на основные типы аварий должны быть подготовлены простые доступные инструкции.

Взгляд со стороны

Во многих компаниях взгляд на рабочие бизнес-процессы зачастую замылен. Большинство процессов работают по одному алгоритму годами. Руководители не стремятся менять и оптимизировать работу, потому что это определенные риски – старые сотрудники не освоят новую технологию, сам руководитель не разберется с новой системой или в результате обновления будет потеряна работоспособность комплекса. А кому хочется рисковать?

Для исследования слабых мест медиахолдинга и минимизации простоев стоит пригласить внешнего специалиста. Проанализировав информационные потоки внутри компании, аналитик подскажет, на что стоит обратить внимание, так как свежий взгляд на устоявшиеся годами бизнес-процессы часто дает отличный результат. Такой сотрудник получает денежное вознаграждение не за процесс, а за конечный результат. Поэтому в его интересах сделать работу максимально быстро и качественно. На практике это означает, что иногда обнаруживается база данных, резервные копии которой никогда не создавались.

Заключение

Развитие технологий изменило модели потребления и поведения пользователей, изменились бизнес-процессы компаний. Уходят в прошлое сейфы и папки с документами. Во многих отраслях (а особенно в медиасфере и в IT) поставщики услуг предлагают своим клиентам переходить на электронный документооборот, чтобы полностью избавиться от бумажных документов. Все это меняет и принципы резервного копирования и безопасности ваших данных. Цифровой формат упрощает передачу информации – за считанные секунды финансовый отчет или архив данных оказываются на другом конце земного шара. Как следствие, появляются и новые способы незаконного получения чужой информации. Чтобы украсть документ, уже не надо взламывать двери – можно сделать это через Интернет.

Именно по этой причине задача современного руководителя и топ-менеджера – активно изучать цифровую среду со всеми ее плюсами и минусами, внедрять новые инструменты и повышать надежность функционирования вашего бизнеса.

А я, завершив редактирование статьи, уже привычным образом сохраняю готовый файл на жестком диске, делаю копию на флешке и загружаю в облачное хранилище. И этот метод еще никогда не подводил!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4+5, 2016
Посещений: 6773

  Автор

Антон Сергеев

Антон Сергеев

Руководитель службы вещания
"Дорожного радио", "Радио для двоих",
"Радио Ваня", Санкт-Петербург

Всего статей:  16

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций