Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Рекомендательный сервис

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Рекомендательный сервис

Телевидение перестало быть прерогативой телеком-операторов. В стройной пищевой цепочке производитель контента–вещательная телекомпания–оператор–зритель теперь любое звено может взаимодействовать сразу напрямую со зрителем – через общедоступный Интернет. Телекомпании и производители контента уже запускают собственные ОТТ-видеосервисы и устанавливают прямой контакт со зрителем через сайт, мобильное и Smart TV-приложения, предоставляют зрителям возможность просмотра контента в трех режимах: прямой эфир, отложенный просмотр и видео по запросу
Григорий Кузин
Руководитель направления цифровых медиа компании CTI

Самый простой и экономный способ построения видеосервисов – воспользоваться облачной ОТТ платформой. На рынке есть предложения как зарубежных, так и российских компаний. Базовые возможности облачной ТВ-платформы (подготовка, хранение и управление контентом) мы разбирали в предыдущих публикациях в рубрике “Облачное телевидение”. Сегодня же речь пойдет о рекомендательном сервисе. Это уже не базовый функционал, потому что смотреть видео можно и без него, но это обязательный функционал для тех, кто хочет на видеосервисе заработать.

Можно ли обойтись без рекомендательного сервиса?

Важный результат внедрения рекомендательного сервиса – рост ARPU, поскольку после просмотра телешоу или фильма зрителю будет предложено посмотреть еще одно шоу, которое ему тоже точно должно понравиться (по мнению рекомендательной программы). В результате зритель потребляет больше контента. Следовательно, при рекламной бизнес-модели растет количество показов рекламы, а при платном контенте растут его продажи. В проектах, в которых были добавлены рекомендации, продажи TVOD выросли на 30–50%.


Персональные рекомендации – лучшее средство для удержания аудитории. При внедрении персональных рекомендаций отток пользователей снижается на 25-50%, то есть уменьшается с 20 до 12%. Согласно результатам опроса, проведенного Cox Communications (США):

  • 32% пользователей: стали смотреть телевидение больше,
  • 56% пользователей: через рекомендации узнали о контенте, о котором ранее не знали,
  • 99% пользователей: воспринимают рекомендации как неотъемлемую часть современного потребления видеоконтента.

Таким образом, чтобы дать (продать) зрителю то, чего он хочет, чтобы не потерять аудиторию и победить конкурентов по коммерческим показателям, рекомендации нужно обязательно включать в видеосервис.

Как рекомендательный сервис догадывается, что я хочу посмотреть?

Магия предсказания, какой контент нам будет интересен, базируется на программном обеспечении, которое одновременно просчитывает рекомендации сразу по нескольким методам и выдает консолидированный результат. Вот некоторые из методов:

  • Персональные рекомендации – базируются на личной информации из профиля пользователя, такой как возраст, пол, увлечения, а также на активностях пользователя: история просмотров, проставленные оценки в рейтингах, отметка о том, что контент был досмотрен до конца, и др.
  • Рекомендации, базирующиеся на контенте, – алгоритм сопоставляет одинаковые метаданные, такие как жанр, актеры, режиссер, год релиза. Например, если зритель посмотрел боевик с Дэниелом Крейгом, то рекомендательный “движок” поищет в каталоге другие фильмы в этом жанре и/или с этим актером. Чем больше будет найдено совпадений в метаданных, тем больше вероятность того, что именно такой фильм будет рекомендован.
  • Совместные рекомендации – основаны на принципе: “люди, которые смотрят это, также смотрят…”. То есть подбираются пользователи с похожим поведением. Например, 10 пользователей посмотрели одинаковый набор из 5 фильмов, и 9 из них уже посмотрели одно и то же шоу на ТВ. Система сделает вывод, что десятому тоже понравится это шоу, и рекомендует его.
  • Рекомендации, зависящие от используемого устройства. Если у вас есть мультиэкранный доступ к одному видеосервису с различных устройств, например с планшета и Smart TV, то рекомендации будут учитывать, что вы на планшете больше смотрите новости, а на Smart TV – кино.
  • Геозависящие рекомендации — учитывают, откуда и куда приехал пользователь. Например, если москвич приехал в отпуск на Камчатку, то ему может быть предложено посмотреть передачу про камчатских крабов.
  • Групповые рекомендации – это новый функционал, представленный в 2014 году. В случае, если собралась у телевизора компания друзей, то сервис предложит посмотреть фильм, который устроит всех собравшихся (если они все являются пользователями данного видеосервиса).
  • Социальные рекомендации, основанные на анализе активностей в социальных сетях.
  • И даже рекомендации, учитывающие настроение.

В завершение обзора: особый алгоритм “бизнес”-рекомендаций. Это рекомендации, которые настраивает владелец видеосервиса “вручную” в соответствии со своими бизнес-задачами. Например, можно настроить приоритетную рекомендацию ТВ-шоу собственного производства, за которое не нужно отчислять внешним правообладателям, то есть контент с максимальной маржинальностью. Важно отметить, что сервис позволяет настраивать баланс между бизнес- и реальными рекомендациями, чтобы найти золотую середину, одновременно поддерживая лояльность аудитории и решая свои бизнес-задачи.

После того, как рекомендательная система провела анализ по всем этим методикам, пользователю предлагает ся несколько единиц контента, который ему захочется посмотреть. И даже если у него нет времени посмотреть сразу, то зритель вернется в видеосервис и посмотрит позже.

Рекомендательная система хоть и управляет персональными рекомендациями, но не передает и не обрабатывает персональные данные в трактовке соответствующего закона. Никаких фамилий (кроме фамилий актеров) или номеров телефонов. Внутри рекомендательного сервиса каждый пользователь – это только ID.

Как и другие облачные ТВ-системы, рекомендательный сервис не требует покупки дополнительного оборудования или программного обеспечения со стороны медиакомпании. Таким образом, рекомендательный сервис – способ повысить эффективность медиабизнеса без необходимости капитальных затрат.

Продолжение следует

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2015
Посещений: 10389

Статьи по теме

  Автор

Григорий Кузин

Григорий Кузин

Директор по интерактивным технологиям "АФ Медиа"

Всего статей:  14

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций