Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Поднимаемся на спутник

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Поднимаемся на спутник

В один прекрасный день ваш холдинг принимает решение – необходимо поднять один или несколько ТВ- или радиоканалов на спутник. Для 2015 года это даже не проблема, а простейшая задача, с которой успешно справилась не одна сотня компаний. В этой статье я постараюсь рассказать об основных подводных камнях и тонкостях, на которые стоит обратить внимание при организации спутникового вещания. Спутниковые каналы передачи данных можно использовать под самые различные задачи, мы с вами ограничимся только вопросом спутникового вещания ТВ/радиопрограммы с целью последующего приема региональными ретрансляционными центрами или, что менее важно, частными пользователями
Антон Сергеев
Технический директор М10 Media Санкт-Петербург Радио Для Двоих,
Радио Ваня, Радио Питер FM, Первый Интернет-Канал

Главный вопрос – зачем?

Единственно верным ответом на данный вопрос будет – доставка единого сигнала до 5–7 и более ретрансляторов. Если вам необходимо передать сигнал, допустим, до 3–4 объектов – не стоит ли подумать о наземном способе доставки сигнала? Например, доставка “по земле” потока данных со скоростью 256 кбит/с от Санкт-Петербурга до ретранслятора в Ленинградской области обойдется вам в 5–7 тысяч рублей ежемесячно. От Санкт-Петербурга до Москвы такой канал арендовать будет затруднительно, так как магистральные провайдеры не подключают на скорости менее чем 1 Мбит/с. Но за 1 Мбит/с придется заплатить все те же 5–7 тысяч рублей.

Если количество приемных станций для нашего сигнала составляет десятки и сотни единиц, то спутниковое вещание – единственно разумный вариант.

Отметим важность упомянутого нами выше “единого сигнала” – со спутника его можно раздать фактически неограниченному количеству наземных клиентов, но сигнал будет единым для всех.

В случае, если вы хотите передавать каждому клиенту свой вариант сетевой программы, спутниковое вещание – не лучшее решение, и стоит обратить внимание на системы управления и передачи контента через Интернет.

Территория

Мы определились с задачей – передать единый сигнал до большого количества ретрансляторов. Теперь нам необходимо поразмыслить о территории вещания. От принятого решения зависит выбор того или иного спутника. Технически вы можете поднять сигнал на любой из них и покрыть вещанием практически любой регион планеты. Один спутник создает зону уверенного приема в относительно небольшой области. Это может быть Центральная Россия, Дальний Восток, Европа, Азия и т.п.

Анализ рынка

Когда мы определились с зоной вещания, можно приступить к анализу уже работающих на спутнике проектов. На этом этапе необходимо понимать, что покупать спутниковый ресурс мы будем у одного из посредников, который покупает емкость на спутнике оптом, а продает в розницу. Таких компаний на территории РФ не менее десятка. И у каждой такой компании есть свои клиенты, которые приобретают услугу передачи данных через спутник. Иногда клиенты могут покупать ресурсы у разных компаний и, соответственно, подниматься на разные спутники. Отметим, что из-за наличия на рынке множества компаний-реселлеров емкость одного и того же спутника может продаваться в разных местах и цена на одну и ту же услугу может значительно отличаться.

Не стесняйтесь воспользоваться опытом коллег из других ТВ/радиокомпаний и уточните, услугами какого спутникового провайдера они пользуются, какие проблемы возникали и как они решались.

Хорошую пищу для размышлений дадут вам и специальные сайты, которые следят за изменением в спутниковых пакетах, – www.lyng-sat.com, www.flysat.com и многие другие. Там вы легко сможете найти технические параметры передачи ТВ-и радиопрограмм на всех доступных спутниках.

Коммерческое предложение

Когда у вас появился список операторов спутниковой связи, самое время сделать запрос и получить коммерческое предложение. В запросе необходимо указать следующие ключевые параметры:

  1. количество и скорость потока данных (битрейт) поднимаемых на спутник программ;
  2. желаемая зона распространения программ.

Битрейт программы имеет ключевое значение при ценообразовании, так как вы арендуете на спутнике именно канал передачи данных с фиксированной скоростью. Для аудиопрограммы я бы не советовал использовать скорость кодирования ниже 192 кбит/с, так как это дает заметные на слух искажения.

Стоит ли кодировать аудиопрограмму с битрейтом 256 кбит/с и выше? Решать вам, но стоит заметить, что не так уж много людей способны на слух отличить фонограмму, закодированную в MP3 со скоростью потока в 192 и 256 кбит/с.

Для вещания неспортивного канала в разрешении SD, передаваемого в формате MPEG-4, я бы посоветовал использовать скорости потока никак не менее 2 Мбит/с. Для HD-программы начальной цифрой может послужить 4 Мбит/с. А для получения максимального качества битрейт видео должен превышать значение 8–10 Мбит/с.

Теперь у нас на руках есть коммерческое предложение. Уверен, что вместе с ним вы получите и еще несколько встречных вопросов, как минимум – насчет оборудования и форматов сигнала. Расскажем обо всем по порядку.

Оборудование

Для формирования программы нам не обойтись без оконечного оборудования. И здесь все операторы спутниковой связи делятся на две группы: а) на стороне провайдера можно устанавливать оборудование и б) на стороне провайдера нельзя устанавливать оконечное оборудование.

В первом случае вы можете установить у провайдера в стойке свое “железо” и арендовать доступ в Интернет. Это могут быть резервные источники сигнала, кодеры, мультиплексоры, система мониторинга и т.п. Во втором случае провайдер спутниковой связи хочет получить от вас готовый IP-поток, полученный из ближайшей точки обмена трафиком или по сети Интернет.

При выборе оборудования обращайте внимание на фирму-производителя. Это должен быть надежный поставщик с системой поддержки и хорошим опытом запуска вещательных проектов. Что, впрочем, не запрещает нам сделать резерв на более дешевом и простом оборудовании.

Качество аудио- и видеопрограммы напрямую зависит от способа кодирования потока. Не стоит удивляться, если дешевый китайский кодер даже на 20 Мбит/с создает размытую и нечеткую картинку.

Формат сигнала

Вопрос формата сигнала является прямым следствием вопроса с оконечным оборудованием. Например, некоторые московские операторы спутниковой связи с удовольствием примут от вас цифровой аудиосигнал в формате AES/EBU, а все последующие преобразования произведут самостоятельно. Таким образом, подача звука на оборудование провайдера сводится к установке вещательного сервера и специализированной звуковой карты или звукового процессора с цифровым аудиовыходом. Возможна установка и Audioover-IP декодера.

Не забудьте уточнить тип разъема на стороне провайдера. Если это небалансный BNC, то вам может понадобиться преобразователь сопротивления 110 Ом – 75 Ом, например Canare BCJ-XJ-TRB. Вроде бы мелочь, а легко может сорвать запуск вашей программы на спутник.

Большинство провайдеров готовы принять от клиента ASI-сигнал, так как он является стандартом в отрасли спутникового вещания. Сигнал ASI вне зависимости от скорости входных потоков имеет постоянную скорость в 270 Мбит/с. Экономически невыгодно арендовать канал передачи данных с такой скоростью, поэтому ASI логичнее создавать вашим оборудованием, установленным в стойке спутникового провайдера.


Ряд компаний может потребовать от вас готовый транспортный поток. Для нас как для вещателей – это самая сложная задача. Необходимо закупить и установить кодирующее и мультиплексирующее оборудование, которое решит задачу по кодированию аудио- и видеопрограмм в отдельные транспортные потоки (SPTS – Single Program Transport Stream, транспортный поток с одной программой) с последующим объединением их в единый MPTS (Multiple Program Transport Stream, транспортный поток, состоящий из нескольких программ). Полученный транспортный поток MPEG и будет передаваться на спутник.

Минимальная скорость передачи данных в одном пакете – 2 Мбит/с. Если оператор спутниковой связи не имеет готового пакета, куда вас можно было бы добавить, готовьтесь к тому, что платить за все 2 Мбит/с придется только вам. Как вариант – собрать несколько желающих и подниматься на спутник вместе.

Выбор спутника

В коммерческом предложении вы получите несколько вариантов вещания через различные спутники. Прежде чем принимать решение, поищите в Интернете информацию о данном спутнике – дату запуска, срок службы, количество аварий, если они, конечно, были. На форумах можно найти приличное количество информации об аварийных отключениях или проблемах с приемом в тех или иных регионах страны.

Мониторинг

Если ваша компания поднимает сигнал на спутник, просто необходимо иметь под рукой приемный комплект, настроенный на ваш пакет. Очень рекомендую организовать и запись эфира ваших программ. Результат – вы видите и слышите реальный сигнал на спутнике. Зачем это нужно? Представим ситуацию – звонит разъяренный партнер и говорит, что сигнал вашей радиостанции постоянно затыкается и щелкает. Вы убеждаетесь, что на спутнике все в порядке, просматриваете и высылаете на почту региональному партнеру запись вашего “чистого” сигнала. Все это является лучшим доказательством того, что проблемы с сигналом являются локальными для конкретной точки вещания. Теперь можно порекомендовать проверить приемник, спутниковую тарелку, приемную головку или кабель. В моей практике был случай, когда регулярные щелчки в эфире были вызваны помехами от установленного поблизости комплекта спецсвязи. Решение было простым – переставить приемную тарелку на другую сторону здания, и щелчки прекратились.

Увеличение размеров вашей “тарелки” улучшает качество приема и уменьшает количество прерываний вещания при ухудшении погодных условий. Установка механизированного приемного комплекта не только позволит оперативно перестраиваться на другие спутники, но и увеличит бюджет.

Бюджет

К вопросу о формировании бюджета. Согласитесь, что не очень логично экономить 1 000 рублей на кабеле при затратах на спутниковое вещание, измеряемых в десятках и сотнях тысяч рублей? Дешевые и некачественные приемные головки – классическая причина плохого приема сигнала. Вывод – лучше один раз сделать хорошо, чем потом постоянно переделывать.

Если затронуть проблему выбора спутниковых тюнеров, то хотелось бы отметить, что я регулярно наблюдал ситуацию, когда одинаково стабильно работали тюнеры за 7 и за 170 тыс. рублей. Обратите внимание на поведение спутникового приемника при отключении электричества – как быстро и насколько корректно он возобновляет свою работу? Для автоматических удаленных объектов хорошим решением будет спутниковый тюнер с возможностью удаленного управления через Интернет.

Не стесняйтесь запросить возможность тестового периода вещания или временной аренды оборудования вместо его покупки. В случае технических проблем и нестыковок (например, оборудование разных производителей не хочет работать вместе) это позволит избежать лишних расходов.

Партнеры

Описывая подробности подъема сигнала на спутник, не стоит забывать, для кого мы это делаем. Для наших региональных партнеров, которые будут продавать рекламу в своих городах и платить нам за возможность ретранслировать наш качественный и рейтинговый продукт.

Поэтому на этапе запуска спутникового вещания необходимо продумать схему работы ваших партнеров. Подготовить сетку вещания, сформировать алгоритм врезок рекламных материалов партнеров, записать оформление эфира и создать плей-листы резервного вещания. Работа с партнерами и оперативное решение их проблем – залог успеха вашего сетевого вещания.

Вещание на спутнике сегодня не представляет особых проблем – ни технических, ни организационных. Есть возможность выбора как провайдеров спутниковой связи, так и форматов и технологий доставки сигнала. А выбор эффективного, экономически оправданного и надежного решения – за вами!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2015
Посещений: 9882

Статьи по теме

  Автор

Антон Сергеев

Антон Сергеев

Руководитель службы вещания
"Дорожного радио", "Радио для двоих",
"Радио Ваня", Санкт-Петербург

Всего статей:  16

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций