В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Технология ОТТ (Over the Top, от англ. "поверх") представляет собой технологию доставки видео- и аудиоконтента на воспроизводящее устройство пользователя (компьютер, TV-приставку, планшетник, мобильный телефон) через сеть Интернет, используя HTTP-протокол.
Основное отличие от услуг IPTV заключается в том, что в случае IPTV сигнал доставляется через управляемую (закрытую) оператором сеть с гарантированным качеством сервиса и постоянной скоростью трафика, тогда как OTT-TV применяет способ доставки через неуправляемую сеть общедоступную для всех устройств, поддерживающих HTTP-протокол (отсюда и название — "поверх").
Главным преимуществом технологии ОТТ является возможность доставки контента на любое воспроизводящее устройство, имеющее функцию доступа к сети Интернет и поддерживающее HTTP-протокол, то есть контент может быть доступен любому пользователю сети Интернет.
Наряду с этим OTT-TV обладает теми же полезными "способностями", что и IPTV, как то:
Данные преимущества позволяют в первую очередь охватывать более широкую аудиторию потенциальных абонентов, а также дают возможность производителям контента напрямую, минуя операторов, предоставлять потребителям доступ к своему продукту.
Кроме того, при использовании в большинстве случаев рекламной модели организации ОТТ-сервисов (подробнее данная модель будет рассмотрена ниже) контент для конечного пользователя бесплатен, что, несомненно, является еще одним плюсом привлечения аудитории клиентов.
Конечно же, как и у любой технологии, обладающей рядом преимуществ, у OTT-TV есть и определенные недостатки. Основным из них является тот факт, что сеть Интернет изначально является "неуправляемой" сетью, в которой ширина полосы до конечного пользователя неконтролируема. Как производное, основной поток видео иногда имеет низкое качество и периодически приостанавливается для буферизации, что, в свою очередь, отрицательным образом влияет на отношение пользователя к качеству услуги. Особенно актуальна эта проблема для мобильных сетей. Хотя следует отметить, что для борьбы с этим недостатком операторы используют различные технологии, в частности адаптацию битрейта, которая позволяет кодировать контент с разным значением битрейта и передавать абоненту в разные промежутки времени данные с учетом пропускной способности сети, что помогает избежать буферизации видео и оптимизировать качество изображения.
Применительно к использованию технологии OTT-TV в сетях мобильного беспроводного доступа стоит упомянуть, что 12 июля 2012 года состоялся конкурс Роскомнадзора на получение права на оказание услуг связи в сетях четвертого поколения при использовании стандарта LTE. Технология данного стандарта позволяет осуществлять передачу данных со скоростью до 326 Мбит/с на прием (в теории). Победителями конкурса стали операторы "большой четвертки" ("Ростелеком", "Вымпел-Ком", МТС, "МегаФон"), в связи с чем можно предположить, что в ближайшее время при активной модернизации сетей операторов и внедрении технологий четвертого поколения недостаток, связанный с невысокой скоростью передачи данных в сетях сотовой связи, будет устранен.К недостаткам технологии ОТТ также можно отнести и то, что в качестве транспортного протокола должен быть использован протокол HTTP для всех типов контента и всех услуг, в том числе при оказании услуги "Видео по запросу". Соответственно технология ОТТ должна быть адаптирована с учетом особенностей всех типов абонентских устройств (компьютеры, TV-приставки, мобильные устройства и т.п.) для качественного и бесперебойного оказания услуг.
Но несмотря на вышеперечисленные минусы, многие эксперты предрекают активное развитие технологии OTT-TV на рынке платного телевидения, как альтернативы IPTV, а некоторые даже говорят о вытеснении им традиционного кабельного телевидения. Поэтому неудивительно, что компаний, выходящих на рынок платного телевидения и использующих данную технологию, становится все больше и больше.
При реализации бизнес-проектов с использованием технологии OTT-TV применяется несколько основных моделей: подписка, плата за просмотр (pay-per-view) и рекламная модель. Возможны также различные варианты с одновременным использованием нескольких моделей.
Каждая из моделей применяется в зависимости от потенциальной аудитории сервиса, вида контента либо от содержания пакета услуг, предоставляемых абоненту. Самая распространенная модель — рекламная, поскольку данный вариант наиболее интересен для привлечения и расширения клиентской аудитории ввиду безвозмездности контента для конечного потребителя.
Технически ОТТ-сервисы, как уже говорилось выше, реализуемы на всех устройствах, имеющих доступ к сети Интернет и поддерживающих HTTP-протокол, однако отдельное внимание нужно уделить возможности просмотра "полноценного" OTT-TV на телевизорах. Для использования ОТТ-сервисов с помощью телевизора необходимо использовать TV-приставку, либо, если это позволяет модель TV-приемника, функцию Smart TV или Connected TV. В последнее время производители телевизоров увидели положительные перспективы интернет-телевидения и практически все современные модели TV-приемников оснащаются этой функцией. Согласно исследованиям ComScore, в 2011 году количество TV-приемников с подобной функцией в России равнялось 1,5 млн, из которых 1 млн был продан в течение этого же года. По прогнозам, в 2012 году их будет уже 3,5 млн, в 2013 году — 5,1 млн, в 2014-м - 7,1 млн, в 2015-м - 8,8 млн, а в 2016 году — 10,8 млн.
Касаемо TV-приставок, на данный момент сегмент медиаприставок set-top-box находится в зачаточном состоянии, активное знакомство потребителей с этим оборудованием началось только недавно, в связи с переходом на цифровое эфирное телевещание в ряде регионов Российской Федерации. Поверхностный интерес абонентов объясняется достаточно ощутимой ценой приставки, как используемой при приеме цифрового эфирного телевещания, так и в сетях цифрового кабельного телевидения. Потребитель, привыкший к бесплатному традиционному эфирному вещанию, не готов психологически заплатить за подключение (TV-приставку) единовременно от 3 до 7 тыс. руб. Но в последнее время кабельные операторы решили эту проблему путем растворения стоимости set-top-box в ежемесячных абонентских платежах. В случае же с цифровым эфирным телевидением данный вопрос планируется решать организацией массового производства TV-приставок на территории РФ с целью создания конкурентных цен по сравнению с китайскими производителями.
С развитием ОТТ-технологии эволюционируют и сами TV-приставки, конкретно при решении вопроса защиты контента правообладателями и производителями применяются новые технические средства защиты авторских прав, наибольшее распространение в настоящее время получила система Digital Rights Management (DRM). Данная технология выигрывает у классической системы условного доступа Conditional Access System (CAS), требующей применения смарт-карт, благодаря возможности быстрого обновления системы и защите от копирования контента за счет наличия обратной связи между абонентскими устройствами и платформой предоставления услуг, что позволяет отказаться от использования и перевыпуска дорогих при изготовлении смарт-карт. Ввиду этого сами TV-приставки становятся дешевле.
В целом можно отметить, что все ведущие игроки на рынке производства и доставки цифрового контента в последнее время отдают предпочтение именно системе Digital Rights Management.
По данным аналитиков, развитие рынка платного телевидения и его деление по способам оказания услуг на настоящий момент имеет вид, показанный на рис. 2.
Поскольку технология OTT-TV позволяет производителю контента напрямую доставлять его конечному потребителю, не прибегая к услугам оператора кабельного телевидения как промежуточного звена, то становятся понятными опасения операторов, что они могут потерять часть рынка или вообще в долгосрочной перспективе выпасть из бизнес-процессов доставки контента. С учетом этого можно порекомендовать операторам-кабельщикам диверсифицировать свою деятельность в направление ОТТ-сервисов и начать самим оказывать данную услугу. Это подтверждается стремлением некоторых крупных игроков российского рынка кабельного телевидения и IPTV, таких как ОАО "Ростелеком"и ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), организовать в ближайшее время предоставление своим абонентам ОТТ-сервисов в дополнение к основным услугам. Также в пользу развития OTT-TV играет факт выхода на российский рынок платного телевидения крупнейших провайдеров ОТТ-сервисов, таких как NetFlix и Hulu.
Подводя итог, можно сказать, что будущее OTT-TV уже далеко не туманно и данную технологию нужно всерьез воспринимать в качестве следующего витка эволюции платного телевидения. Темпы дальнейшего роста и развития этого сегмента ограничены лишь степенью охвата населения широкополосным доступом в сеть Интернет и нехваткой в необходимом объеме в настоящее время качественного и интересного для потребителя контента. Что, в свою очередь, является лишь вопросом времени.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2012
Посещений: 20519
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций