В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
На примере блок-схемы, предложенной на рис. 1, расскажем вкратце о сути процесса. Head-End OTT, или головная станция, – первое, что вам потребуется в начале пути. Оригинальный цифровой студийный контент, IPTV-сервисы по своей природе не пригодны для передачи в глобальной сети Интернет, а также для воспроизведения на мобильных смартфонах и фиксированных OTT-приставках. Головная станция выполняет роль преобразователя широковещательной программы в юникаст-потоки, понятные для OTT-приемника. Можно считать, что если у вас есть Head-End, то вы уже готовы предоставить соответствующую услугу абоненту.
Профессиональная головная станция сама создает на выходе не только контент-стримы и манифест-файлы (HLS, SS и так далее), но и соответствующие url-ссылки в качестве адресов, по которым можно получить доступ к желанной телепрограмме, видеоролику и т.д. В системе управления головной станции всегда реализована возможность воспроизведения и мониторинга сформированных на выходе потоков на персональном компьютере и даже вашем личном гаджете путем прямого считывания url-адреса искомого сервиса. В большинстве слу чаев абонент пользуется собственным гаджетом. Ему нужно только подключиться (например, по Wi-Fi) к Интернету и набрать url-адрес в стандартном web-браузере своего гаджета. Сервис-провайдеру остается позаботиться о том, как оповестить абонентов о наличии в его сети сервисов с такими url-адресами.
Маркетологи, умеющие экономить деньги своей компании на этапе пуска, могут найти сравнительно простые способы проинформировать абонентов о наличии услуги и инструментов, о том, как ими воспользоваться. Упростить формат пользования услугой можно при помощи встраиваемого плеера/приложения, загружаемого на гаджет пользователя. Все остальные элементы инфраструктуры сервис-провайдер может “прикручивать” по ходу возникновения желаний, факту необходимости и наличию возможностей
Гаджет – абонентское устройство, предназначенное для выполнения авторизации на право доступа к услуге на портале провайдера контента (телеканал, вещатель, частный агрегатор) и, собственно, воспроизведения медиаконтента. Примеры гаджетов – персональный компьютер, iPhone, iPad, семейство смартфонов на платформе Android, Windows Phone, встроенные в STB медиаплееры, PlayStation-приставки. Даже простое перечисление этих устройств наталкивает на мысль, что работают они не совсем одинаково, так как были разработаны разными производителями – Android, Apple, Microsoft и пр. Провайдер OTT-сервиса дает абоненту возможность установить на своем гаджете уникальное приложение/плеер, так называемое клиентское программное обеспечение. При помощи такого “клиента” абонент проходит авторизацию на право пользования услугой и получает очень удобный интерфейс для доступа к нужной ему телепрограмме или материалу из видеобиблиотеки. Плеер представляет собой как бы делегированную на гаджет частичку платформы управления – CMS. В общем случае можно обойтись без “клиента” на гаджете, а для доступа к услуге набирать значение url-ссылки, соответствующей данному сервису в браузере. Это не очень удобно, но зато бесплатно. В крайнем случае компромиссом могут служить так называемые бар-коды. Гаджет просто автоматически считывает бар-код, сформированный на головной станции, и воспроизводит ассоциированную с ним программу. Обычный сотовый телефон, даже смартфон, построенный на операционных системах предыдущего поколения Symbian, Windows Mobile, MeeGo и т.д., не пригоден для воспроизведения OTT-сервисов.
CDN (content delivery network) – наложенная сеть, состоящая из набора кэширующих серверов. Обещает гарантированную доставку “тяжелого” медийного контента на участке от провайдера услуги до пользователя в условиях использования неконтролируемого канала связи в Интернете. Задача решается за счет репликации больших массивов данных на распределенных узлах и путем конвертации юникаст-сессий в мультикастовые потоки данных. Сеть CDN может быть как частной Off-net CDN, так и построенной оператором широкополосного доступа на базе собственной первичной сети on-net CDN. Теперь понятно, что OTT далеко не всегда обозначает передачу трафика по неуправляемому каналу связи в открытом Интернете.
Три обязательных фактора, вынуждающие задуматься о наличии распределенной CDN-сети, – это сокращение издержек от юникаст-трафика внутри вашей собственной сети передачи данных, лимитированная для HTTP-адаптивного потокового вещания (ABR), величина времени распространения tcp-пакетов между точкой их генерации и приемом на абонентском устройстве и минимизация времени восстановления потерянных/сброшенных tcp-пакетов. Если все эти условия не являются критичными для вашей конкретной системы (обычно так и бывает на первоначальном этапе), то вполне достаточно предусмотреть один централизованный CDN-сервер для ограничения числа одновременных сессий от абонентов, балансировки служебных запросов и трафика с разных направлений, реализации функций прокси-сервера в направлении вашей головной станции. Если вы построили или арендовали CDN, но не в состоянии предложить своим абонентам оформить контрактное соглашение на предоставление OTT-сервисов с учетом гарантированного качества и класса обслуживания, то деньги вы потратили зря.
CMS/Web-portal (Content management system and web portal) – система управления контентом – используется для:
Эти и многие другие “фишки”, любимые маркетологами, могут быть реализованы на базе CMS-платформы в качестве функций, полезных для продвижения услуги на рынок. Имеет смысл ориентироваться на модульные платформы, которые разрешают добавлять каждую функцию по отдельности в соответствии с вашими желаниями и потребностями.
Здесь все как обычно. DRM выполняет генерацию ключей для шифрования, как файлов, так и телепрограмм. Само по себе скремблирование контента происходит на пакетайзере внутри головной станции. Устройства DRM и пакетайзер общаются между собой на известном им обоим языке путем обмена служебными сообщениями. Различают несколько алгоритмов криптования Play ready DRM /AES-CTR (Smooth и HLS), AES-128-CBC (HLS), Adobe Access (HDS), CENC (DASH). Сейчас наибольшее распространение получил AES-128-CBC. Все популярнее становится Play Ready, где данные хранятся на гаджете в зашифрованном виде и могут быть воспроизведены только через назначенный ранее интерфейс, например HDMI. Мультимедийные файлы, содержащие сегменты потока, могут быть зашифрованы на пакетайзере одним из указанных протоколов. Головная станция публикует ссылки на ключи дешифрации в виде url-адреса внутри плейлиста. Кстати, оборудование головной станции может самостоятельно генерировать кодовые ключи и выполнять шифрование без использования дорогостоящей DRM-системы. Согласитесь, достаточно оправданный выбор на начальном этапе развития услуги.
Перечисленные выше Head-End, CMS, DRM, CDN и клиентское приложение на гаджете можно в целом расценивать в качестве пяти фундаментальных элементов OTT-инфраструктуры. На момент написания этой статьи не существует ни одного производителя в мире, у которого все они были бы своими. Почему? Да потому, что производителю нет никакого смысла заниматься всерьез и инвестировать в непрофильные для себя активы. Поэтому если вы приступаете к выбору решения, то полагайтесь не только на посторонние обещания, но и на свои знания, проверенные бренды, потрудитесь обратить внимание на уже существующие аналогичные проекты, успешно реализованные этим поставщиком оборудования в комплексе с партнерами. В серьезной компании не будут скрывать своих технологических партнеров, включая список услуг и приложений, которые были ранее успешно интегрированы. В зависимости от предполагаемой услуги и роли конкретного игрока в бизнес-процессе можно отказаться от части этого списка, но только Head-End будет обязательной составляющей в любом случае. Самостоятельно провести интеграцию всего комплекса и проверку его работоспособности довольно сложно по целому ряду причин – это и необходимость иметь квалифицированных специалистов в телевидении, телекоме и программировании, и затрата свого времени и денег на эти процедуры. Поэтому иногда лучше довериться профессионалам, которые могут выполнить весь объем необходимых мероприятий. К тому же сейчас таких компаний становится все больше. Казалось бы, дело сделано – и вы, имея в своем распоряжении понимание обо всех элементах, на мажорной ноте, важной походкой вступаете в почетный ряд OTT-сервис-провайдеров. Но это заблуждение… Поговорим об этом в следующем номере журнала.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2014
Посещений: 16354
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций