В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Система централизованного вещания в СССР отвечала реалиям того времени. У каждого была возможность услышать голос московского диктора, сообщающего об очередном снижении цен и других достижениях народного хозяйства. Точно так же и сегодня жители тысяч городов, городков и поселков ловят радиоволны из далеких столиц в AM-диапазонах, как во времена Бонч-Бруевича, Попова и Маркони. Хорошо ли это? Однозначно нет
Человек живет здесь и сейчас, и информационное поле, создаваемое вещанием, должно отражать современную жизнь. Надо что-то делать, но что именно?
Можно взять за образец для подражания концепцию вещания, реализованную в Европе. В домике, расположенном в небольшой голландской деревушке с труднопроизносимым названием Huizen, где автору довелось побывать, имелись розетки для подключения радиоприемника и телевизора - по три десятка каналов для того и другого. Цена этого удовольствия невелика по сравнению с прочими расходами: около 30 евро в месяц. Приятно и удобно, как и все остальное в этом домике, где помимо прочего имеются четыре телефонные линии: считается, что для одной семьи должно хватить.
Может, и нам стоит стремиться к подобному? Нет слов, цель хороша, но достанет ли средств? Или будем ждать, когда подрастет ВВП, и тогда вернемся к радиовещанию?
Есть в отечественном радиовещании и еще одна проблема: кадры. Никто не спорит с тем, что у микрофона хорошо бы видеть выпускника Щукинского училища, а в аппаратной - выпускника Университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, но такое возможно только в мечтах. Сегодня даже в столице трудно найти профессионала для работы на радио; что же говорить о небольших городах?..
Итак, люди и деньги. Признаемся себе: в районном центре невозможно создать радиодом с современным оборудованием и подготовленными кадрами.
Социальную значимость радиовещания трудно переоценить, но сегодня в центре внимания другие вопросы: переход на цифру, интерактивные сети высокоскоростного доступа, телевидение по заказу и так далее, вплоть до холодильника с дистанционным управлением и интеллектуальной скатерти-самобранки, самостоятельно обновляющей рецепты и покупающей продукты. Все эти блага цивилизации весьма привлекательны, и, вероятно, на Рублевском шоссе или Крестовском острове найдутся господа, способные оплатить удовольствие, но ведь есть еще и Волхов, и Центральный Хазан, и там тоже живут люди.
Хотя кто бы мог предположить всего лишь 15 лет назад, что сотовый телефон станет таким доступным сервисом? По статистике, сегодня около половины жителей Санкт-Петербурга пользуются мобильниками. Точнее, числятся абонентами, что, согласитесь, не одно и то же. Автор сам был свидетелем сцены в магазине, когда покупателя мобильного телефонного аппарата бесплатно подключили к еще двум конкурирующим сетям. Почти по Рай-кину: три пишем -два на ум пошло, точнее - в отчет о росте количества абонентов. Такие факты настораживают, заставляют задуматься. И ведь были уже случаи, когда деньги инвесторов, вложенные в Hi-Tech, растворились в нетях: платежеспособный спрос оказался недостаточным. Вспомните WorldCom -и он не одинок: экономику не обманешь. Экономика никому ничего не должна, она существует в соответствии с объективными законами, не обращая внимания на наши планы и амбиции. Возможности для снижения затрат на производство, доставку и трансляцию сигналов в рамках существующих технологий исчерпаны, и в небольших населенных пунктах вещание оказывается убыточным.
Стоит ли в данной ситуации ждать помощи от государства? Считать деньги в чужих карманах нехорошо, но ведь бюджет страны - не вполне карман и совсем не чужой. Ясно, что в казне средств на подобную программу нет.
Последние годы научили нас арифметике. Задачи простые: построить студию или починить водопровод; купить пульт для радиостанции или перекрыть крышу школы. А вот решения... непростые.
Что делать? Можно волевым решением уменьшить расходы, например, на электроэнергию, то есть не платить вовсе. Аналогично можно экономить и на персонале, но надолго ли этого хватит?
Как привести радио в провинцию? Возможно, в качестве стандарта "народного вещания" сможет выступить технология DRM, позволяющая покрыть вещанием большие пространства. Но нельзя упускать из виду тот факт, что передать звуковой сигнал по DRM-каналу с пропускной способностью 30 кбит/с без ощутимых искажений в обозримом будущем вряд ли удастся. Правда, неизвестно еще, нужно ли этому огорчаться, ведь невозможно предугадать, какими будут требования радиослушателей к качеству звука через десять лет. Не исключено даже, что радио будет "вытеснено на обочину", займет ту же нишу, что и шарманщик на деревенской ярмарке, - высокое качество не потребуется, и DRM вполне подойдет.
Автору статьи довелось побеседовать на эту тему с Кеном Ишиватой, одной из ключевых персон фирмы Maranz (крупного производителя аудиоаппаратуры). Господин Ишивата одновременно является еще и сотрудником нескольких радиостанций, поэтому с предметом знаком не понаслышке. Так вот, Кен Ишивата как сотрудник радио и как производитель бытовой аудиоаппаратуры просто обескуражен: спрос на качественные приемники упал почти до нуля. Но я не призываю создавать "радио для бедных", скромное по качеству и незатейливое по содержанию.
"Навигатор - Дорожное радио"
Закладывая в стратегию развития некую технологию, нужно очень внимательно изучить ее возможности и особенности, дабы не угодить в тупик. Ошибки, заложенные в фундамент, очень дорого обходятся, но история повторяется, так ничему нас не научив: пройдя полярную модуляцию и SECAM, мы получили NICAM.
Можно ли радикально снизить затраты, избежав потерь в качестве? Такое решение есть, и заключается оно в следующем: подготовка всех материалов осуществляется в центре (в качестве центра может выступать не только Москва), а на местную станцию передаются только обновления фонотеки и плей-листы, адаптированные к зоне вещания конкретного передатчика (рис. 2). В таком случае в региональном эфире будут звучать не московские или питерские программы, а местный продукт столичного качества.
При таком построении сети качество звука практически не зависит от пропускной способности канала связи. Никакого фокуса тут нет: просто в обычной сети по каналу передается много лишнего (рис. 3). Рекламные ролики (1) повторяются многократно. Элементы оформления эфира (2), то есть ID, отбивки и т.д., тоже используются в течение нескольких месяцев. Песни (3) остаются в плей-листе по нескольку лет. Все эти материалы достаточно один раз передать на местную станцию.
Основной трафик составляют новости и информационные сообщения (4), но их объем невелик, и своевременную доставку обеспечивает канал с пропускной способностью около 30 кбит/с. При пропускной способности канала 128 кбит/с можно работать с некомпрессированным звуком (РСМ или даже DSD).
Данный подход был реализован в проекте "Навигатор - Дорожное радио". Место действия - Северо-Западный регион: Ленинградская, Новгородская и Псковская области.
Отдел новостей проекта " Навигатор -Дорожное радио" тесно сотрудничает с корреспондентами на местах. В новостях этой станции находят отражение важнейшие мировые и российские события, но акцент делается именно на местных новостях.
Налаженное взаимодействие с ГИБДД и другими местными службами, обеспечивающими эксплуатацию и содержание дорог, позволяет оперативно выдавать в эфир достоверную дорожную хронику, причем информация дается с привязкой к конкретному месту.
Пришелся по вкусу слушателям и концерт по заявкам. Чтобы услышать в эфире любимую песню или сделать приятный сюрприз своим близким, достаточно позвонить на радио, и музыкальный редактор поставит заказанную песню в программу концерта, который выйдет в эфир именно в вашем городе или поселке.
Днем в студии "Навигатор - Дорожное радио" кипит работа: идет подготовка новостей, отбор песен для эфира. Делает свое важное дело отдел рекламы. Кстати, производством рекламных роликов для всей сети занимается одна студия, но она располагает самым современным оборудованием, а сотрудники здесь - настоящие профессионалы.
Вечером технические специалисты центральной станции отправляют сетевым партнерам новые песни, рекламу, специализированные программы и плей-листы, потому что днем канал загружен передачей новостей.
К сожалению, связь с небольшими населенными пунктами пока что не идеальна: случаются перерывы, которые, однако, не приводят к катастрофическим последствиям. При таких технических сбоях может быть задержана выдача в эфир выпуска новостей, но радио продолжит свою работу.
Сравнить новую технологию с традиционной помогает таблица. Единственный недостаток первой - отсутствие прямого эфира, однако по остальным параметрам она выигрышнее традиционной.
Комплект оборудования местной станции включает в себя следующие компоненты (рис. 4): компьютер; модем, обеспечивающий подключение к Интернету; радиопередатчик; антенно-фидерная система.
Теоретически в точке ретрансляции можно обойтись без обработки сигнала, но в этом случае необходимо готовить фонограммы к эфиру специальным образом, что не очень удобно в технологическом смысле.
Дополнив комплекс кодером RDS, мы получаем возможность передавать в эфир дополнительную информацию, которую можно регулярно обновлять.
В Западной Европе с помощью RDS обеспечивается автоматическое переключение приемника в движущемся автомобиле на сигнал следующего ретранслятора. Эта же технология реализована в проекте "Навигатор - Дорожное радио". Правда, оказалось, что не все так просто и понятно, приходится искать ответы на вопросы, о существовании которых раньше не задумывались. Затронутая тема сложна и интересна, она заслуживает отдельной подробной статьи.
Из прошлого в будущее
Жители небольших населенных пунктов постепенно свыклись с тем, что прием радиопрограмм в их местности проблематичен. Для них отрадно уже то, что хотя бы иногда удается прикоснуться к "цивилизованной жизни": например, за 101-м километром от Санкт-Петербурга в хорошую погоду можно принять пару-тройку телевизионных программ. Радио тоже бывает слышно. К советчикам, рекомендующим поставить спутниковый ресивер, относятся спокойно. Если и поколотят, то несильно: так, легкая разминка в рамках культурного досуга.
Когда в таком месте появляется радиопередатчик, равновесие оказывается нарушенным. Технические возможности суррогатных антенн, которые в народе окрестили метким словом "сушилка", весьма ограничены: нелинейность встроенного усилителя не позволяет принять слабый сигнал удаленного передатчика в присутствии нормального местного вещания. Поэтому, когда в эфир вышли станции сети "Навигатор - Дорожное радио", не все оказались довольны, назревали конфликты. И не всегда местная администрация и органы, контролирующие использование радиоэфира, в разрешении этих конфликтов оказывались на высоте. К сожалению, их вмешательство иногда даже усугубляло конфликт, корнями которого является извечное противостояние периферии и центра.
Частотное планирование и другие организационные вопросы решаются в Москве, а столичные эксперты далеко не всегда владеют исчерпывающей информацией о местных условиях. Возможно, что расширение полномочий на местах и сыграло бы положительную роль в развитии местного радио- и телевещания, если бы не один факт: административные границы района или области для радиоволн не преграда, и координирующая работа центра необходима.
Еще одно небольшое отступление связано с экономикой. Источником доходов радиостанции является реклама. А рекламное время продать тем проще, чем выше рейтинг станции. Положительно сказывается на рейтинге грамотно организованный PR с хорошим бюджетом, что могут себе позволить только очень крупные вещатели. В результате местные радиостанции даже в таких городах, как Санкт-Петербург, оказываются "сдвинутыми на обочину". Что уж говорить о райцентрах...
Какое-то время местные СМИ способны продержаться на плаву благодаря поддержке местных меценатов и спонсоров. Но рано или поздно настанет критический момент, и тогда конкуренция примет иные формы: в игру вступит местная санитарная инспекция, пожарные или районный уполномоченный министерства по налогам и сборам. Признаемся себе в том, что невозможно работать без накладок и нарушений в ситуации, когда по ходу пьесы меняются не только сценарий и актеры, но и авторы, да еще и сам театр начинают ремонтировать одновременно несколько бригад строителей. А ведь состояние бизнеса в России близко к описанному выше, и события последнего времени нам это наглядно продемонстрировали. Думается, было бы полезным проанализировать правила, регулирующие рынок электронных СМИ, и, возможно, внести в них коррективы и уточнения, которые облегчили бы развитие местного вещания.
С того момента, когда в эфире прозвучали позывные станции "Навигатор - Дорожное радио", прошел уже год. Этот год показал, что создатели станции выбрали правильное направление. Многое уже сделано, но многое еще впереди.
Старший научный сотрудник университета телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича
Михаил Сергеев
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2004
Посещений: 11922
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций