В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В первую очередь, телекомпании потребуются права на контент для интернет-вещания. Проще всего решить этот вопрос, когда у телекомпании собственный контент, сложнее – когда покупной. В этом случае в лицензионном соглашении с правообладателем должен появиться пункт про дополнительные права для Интернета.
Если телекомпании удалось получить интернет-права не на 100% программ, а, например, на 80%, то это не значит, что телеканалу нельзя вещать в Интернете. На помощь спешат облачные телевизионные технологии. Телекомпания может самостоятельно, или обратившись в специализированную компанию, из эфирной версии телеканала сформировать его адаптированную интернет-версию.
Контент. В интернет-версии телеканала программы без прав для Интернета блокируются. Используется несколько технологий блокировки. Одна, например, по программе передач, когда в плей-листе отмечаются программы с правами и без, и, соответственно, программы без прав автоматически блокируются. Другая (более точная и надежная) – блокировка телепрограмм по меткам. Внутри телевизионного сигнала ставятся специальные метки в начале и в конце программы, которую нужно заблокировать. Оборудование, которое ретранслирует эфирный сигнал в Интернет, считывает эти метки и блокирует программы без прав. Понятная методика, но некомфортная для зрителей – включить трансляцию телеканала на сайте и увидеть заставку “Извините, данная программа заблокирована”. Конечно, интернет-зритель уже не удивляется подобным заставкам на заблокированных сайтах, но юзабилити телеканала станет выше, если он предложит зрителю более гуманный подход – заменять в интернет-версии телеканала контент без интернет-прав на контент с правами. Например, если это спортивный телеканал, то можно на время блокировки поставить нон-стоп из роликов “хайлай-тов” (highlights – англ., яркие моменты соревнований).
Технический формат. Интернет-версия телеканала отличается не только по содержанию, но и по форме. Исходный сигнал SDI, DVB или MPEG необходимо преобразовать в поток, пригодный для распространения в Интернете. Основным стандартом для передачи видео через Интернет стал HLS, который используется в 71% случаев (согласно исследованиям “Global Media Format Report 2016”). При этом существует еще несколько форматов, таких как RTMP, DASH и др., которые значительно реже, но тоже используются, то есть универсального формата не существует.
Еще одна особенность вещания телеканалов в Интернете – это негарантированная полоса пропускания сети. Для просмотра одного и того же телеканала один зритель подключился к домашнему Интернету на скорости 50 Мбит/с, другой – через мобильный телефон на скорости 0,2 Мбит/с. Но оба зрителя смогут телеканал смотреть. Для этого используется технология “адаптивный битрейт”, когда изначально формируется несколько (в среднем пять) потоков с разным битрейтом, и плеер на стороне зрителя автоматически выбирает тот поток, который соответствует его полосе пропускания. Таким образом, для интернет-вещания из одного исходного сигнала формируется не один, а около пяти потоков, содержащих интернет-версию телеканала.
Измерение телесмотрения. Технологии измерений на телевидении и в Интернете принципиально отличаются. Поэтому методика измерения телевидения в Интернете получилась тоже особенная. Подробно этому вопросу посвятим отдельную статью. В рамках сегодняшней темы речь пойдет о том, что нужно сделать с сигналом (потоком) телеканала, чтобы можно было измерить телесмотрение. Для таких целей интернет-версия телеканала маркируется особым образом, в поток данных добавляются специальные цифровые теги, по которым компания-измеритель сможет идентифицировать этот телеканал на любом интернет-ресурсе. Причем идентификация и измерение происходит не только, когда зритель смотрит вещание телеканала, но также когда он смотрит отдельные программы телеканала в режимах Catchup (отложенный просмотр) и VOD (видео по запросу).
Маркировка интернет-версии телеканала также может быть использована самим телеканалом для контроля того, что все операторы и контент-провайдеры используют правильную официальную интернет-версию телеканала, а не вещают в Интернете, например, самостоятельно взятый со спутника сигнал, который в Интернете не будет измеряться и нарушит лицензионные соглашения телеканала с правообладателями, что, в свою очередь, может привести к штрафам.
Реклама. Интернет-вещание можно рассматривать как региональное вещание в еще одном регионе: виртуальном. Реклама в виртуальном регионе продается за реальные деньги. Вставка рекламы в интернет-версию телеканала производится автоматически по тем же меткам DTMF или SCTE-104/35, по которым вставляют рекламу региональные партнеры телеканала.
Все перечисленные манипуляции над телеканалом для получения интернет-версии телекомпания может осуществить самостоятельно или получить как единую услугу от компании, специализирующейся на услугах медиалогистики, то есть на обработке и доставке телеканалов. В этом случае компания-партнер не только сформирует корректную интернет-версию телеканала, но также раздаст ее ТВ-операторам и контент-провайдерам.
Все больше зрителей смотрит телевизионные программы на web-сайтах, через приложения на Smart TV и мобильных устройствах, через ОТТ-приставки. Во всех этих случаях используется интернет-версия телеканала. И теперь мы знаем, чем интернет-версия телеканала отличается от эфирной и как ее сформировать.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2016
Посещений: 7812
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций