В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Антон Шалейников
Руководитель компании SemiDevices
Ни для кого не секрет, что высокая стоимость решений – один из основных входных барьеров рынка IPTV, его преодолевают только крупные компании. Решив эту проблему, мы получим надежную точку роста для новых игроков рынка – малых и средних операторов. От перестановки сил выиграют и российские производители электроники, если смогут предложить рынку новые технологические решения по более низкой цене – это главный фактор для роста аудитории IP-телевидения.
Многие операторы обратились к услугам IP-телевидения как к наиболее интересной платформе доставки контента. Причины такого интереса состоят в следующем:
Андрей Любин, директор департамента по связям с общественностью и инвесторами компании “Ростелеком”, дает IPTV самый благоприятный прогноз на фоне развития остальных технологий, поясняя, что “впереди период насыщения рынка, совершенствование и удешевление технологий, масштабная работа с правообладателями по развитию контентного наполнения – все это приведет к увеличению конкуренции, слияниям и поглощениям, в результате чего, конечно, выиграет пользователь”.
А какова нынешняя ситуация с развитием IPTV в России и мире? По результатам исследования Digital TV Research, общемировой годовой доход от этой услуги составил 6 млрд долларов США и уже через 5 лет он достигнет планки в 17 млрд (рис. 1). В целом на долю IPTV приходится около 5% рынка платного ТВ в мире.
В России технология доставки IPTV пока составляет только 2% абонентской базы платного ТВ и 3% рынка из расчета по выручке. Показатель ARPU у клиентов IPTV составляет чуть более 220 рублей.
По результатам последнего исследования DISCOVERY Research Group, количество домохозяйств, подключенных к платному ТВ в России, в прошлом году выросло до 16,3 млн (в 2009 году эта цифра составляла 14,5 млн). Данные по уровню проникновения варьируются в зависимости от источника от 31 до 40%.
Крупнейшим сегментом рынка остается кабельное телевидение, его смотрят около 10 млн человек, аудитория в 6 млн – у растущего сегмента спутникового ТВ, а технология IPTV в прошлом году завоевала около 500 тыс. зрителей (рис. 2).
Нынешний рост IPTV обусловлен появлением новых HD-каналов, выходом на рынок профессиональных операторов и снижением ценового барьера для пользователей. Если раньше эта услуга была рассчитана на потребителей с высоким уровнем дохода, то сейчас она становится более привлекательной и для среднего класса. Так, в феврале этого года компания “ВымпелКом” (сеть “Билайн”) объявила 0 переходе рубежа в 100 тыс. абонентов. А объединенный “Ростелеком” сегодня оказывает услуги IPTV более чем 400 тыс. человек (рис. 3).
Рост сегмента IPTV привел к ряду изменений и перестановке сил. Сейчас игроки рынка платного ТВ могут наблюдать следующие тенденции:
Среди препятствий для развития IPTV все игроки рынка выделяют стоимость оборудования и проблемы с контентом.
Действительно, пока не отточены вопросы правоприменительной практики, поэтому возникает целый ряд вопросов с трансляцией и записью ТВ-программ, с организацией серверов с фильмами и музыкой. С этой проблемой сопряжена нехватка качественного легального контента для IPTV. О такой привилегии, как трансляция мировых блокбастеров в день премьеры, операторы пока могут только мечтать. А между тем это был бы хороший источник дохода (например, эта практика широко используется в Великобритании).
Еще один бесспорный сдерживающий фактор – высокие затраты на приобретение готового решения и сравнительно низкий ARPU. Обычно компании повышают выплаты пользователей IPTV за счет предоставления дополнительных сервисов, но в России они пока не очень популярны. Сама инфраструктура не везде готова для предоставления таких услуг на должном уровне.
В итоге, несмотря на все возможности развития IPTV, мы получаем затратную и трудно прогнозируемую бизнес-модель, “поднять” которую под силу только крупным операторам. Что мы и видим на практике: всего три компании занимают 97% рынка. Оставшиеся 3% рынка IPTV, которые сейчас приходятся на долю малых и средних операторов, потенциально могут перерасти в гораздо большую цифру за счет новых игроков, в частности операторов ШПД, у которых по умолчанию есть техническая база для организации доставки IPTV-контента.
В то же время лидеры IP-телевидения – “Ростелеком”, “ВымпелКом” и МТС – на рынке ШПД занимают гораздо меньший сегмент, примерно половину рынка. Так что у остальных игроков есть возможности повлиять на расстановку сил. По данным аналитиков iKS-Consulting, в России около 19 млн абонентов широкополосного интернет-доступа (из числа физических лиц) – это большой потенциал для роста клиентской базы IPTV.
Малые и средние операторы смогут сформировать конкурентоспособное предложение за счет снижения рисков, сокращения расходов и уменьшения сроков внедрения новых услуг. Но это можно сделать только наряду с решением названных проблем.
Эффективная борьба с контрафактным видео и развитие законодательства в области авторского права – это вопрос времени, в этом заинтересованы и операторы, и правообладатели контента. А вот создание доступных программных и аппаратных платформ для малых и средних операторов IPTV – задача для отечественных разработчиков и производителей. Такие решения должны отличаться привлекательной ценой и отвечать следующим потребностям:
Все эти особенности можно свести к единой идее: бюджетное IPTV-решение для малых и средних операторов должно обеспечивать базовый функционал, который можно легко нарастить в будущем за счет прибыли.
Запуск IPTV разнообразит услуги операторов широкополосного интернет-доступа и повысит лояльность абонентов. На первом этапе особое внимание придется уделить набору и поддержке абонентской базы. Эффективным инструментом может стать включение в пакет IPTV уникальных сервисов, ради которых абоненты смогут пренебречь более доступными по цене предложениями операторов спутникового и кабельного ТВ. Так, например, особый интерес для пользователей представляет услуга видеонаблюдения, она широко используется для обеспечения безопасности. Простая установка недорогой веб-камеры во дворе дома позволяет следить за безопасностью детей, сохранностью автомобиля и т.п. Пользователь в любое время может включить видеотрансляцию с камеры на экране своего телевизора.
Малые и средние операторы могут организовать адресную работу с абонентами, оперативно реагировать на их запросы и таким образом оказаться в выигрышной позиции по сравнению с крупными компаниями. Таким образом, новые бизнес-модели, бюджетные IPTV-решения и внедрение инновационных услуг станут для провайдеров ШПД точкой роста в новой области. Время покажет, смогут ли малые и средние операторы изменить расстановку сил на рынке IPTV и этим запустить новый этап его развития.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2011
Посещений: 12726
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций