Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Развитие современных мультисервисных сетей на базе интерактивных систем кабельного телевидения

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Развитие современных мультисервисных сетей на базе интерактивных систем кабельного телевидения

Павел Барабаш, Генеральный директор ГУ ТК "Санкт-Петербургское кабельное телевидение"
Олег Махровский, Начальник комплексного научно-исследовательского центра ГУП НИИ "Рубин"

Создание широкополосных мультисервисных сетей на базе интерактивных систем кабельного телевидения (КТВ), в основу построения которых положено использование широкополосных обратных каналов (ШОК), ATM-технологии (ATM — Asynchronous Transfer Mode), мультимедиа и других новейших телекоммуникационных и информационных технологий, является одним из основных направлений развития инфокоммуникационных сетей

В Западной Европе это направление легло в основу проекта "Интегральная широкополосная связь на широковещательных сетях" (IBCoBN) европейской исследовательской программы "Передовые технологии и услуги связи" (ACTS).

В настоящее время в США и Австралии сетями КТВ охвачено около 96% всех домов, в Бельгии - 98%, другие страны значительно отстают от вышеперечисленных.

Рисунок 1. Развитие интерактивного ТВВ США и в Западной Европе идеи и проекты, связанные с созданием сети интерактивного ТВ, реализуются согласно концепции "Информационной супермагистрали". Основная идея этой концепции состоит в том, что практическая реализация интерактивного ТВ и создание в результате этого принципиально новой, глобальной и полнофункциональной сети связи станет мощным двигателем развития экономики и стимулом экономического роста. В США в качестве иллюстрации обычно проводят параллель между созданием информационной супермагистрали на базе интерактивного ТВ и тем, как подъему экономики государства способствовало строительство автобанов. В США проект информационной супермагистрали стал частью национальной программы развития информационной инфраструктуры (N11) и получил активную финансовую поддержку со стороны частного капитала, в том числе транснациональных и региональных телефонных компаний и компаний — операторов кабельного телевидения.

Потенциально высокий спрос на интерактивные услуги в мировом масштабе приводит к возрастанию числа пользователей цифрового и интерактивного КТВ. Из прогноза развития интерактивного КТВ (рис. 1) видно, что число пользователей цифрового и интерактивного ТВ в мире к 2006 году приблизится к 300 млн. В Европе число семей, использующих цифровое кабельное телевидение, уже к 2005 году составит почти 20 млн.

Российские кабельные сети в настоящее время находятся пока что на ранней стадии своего развития. К началу 2002 года в России находилось в эксплуатации 2200 кабельных модемов. Для сравнения: число абонентов широкополосного доступа по сетям КТВ в Северной Америке в настоящее время составляет 10,7 млн.

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в России к настоящему времени в области кабельного телевидения.

По данным органов Государственного надзора за связью и информатизацией, в Российской Федерации к 2002 году было выдано около 700 лицензий на предоставление услуг по трансляции ТВ-программ по сети КТВ.

На основе изучения телекоммуникационного рынка Ассоциацией кабельного телевидения России (АКТР) получены следующие предварительные оценки абонентской базы сетей КТВ страны на середину 2002 года.

Анализ этих данных показывает, что услугами современных интерактивных сетей КТВ пользуется чуть больше 1 % потенциальных абонентов.

В чем причина таких низких темпов модернизации старых, а также создания новых современных мультисервисных сетей?

Прошло два года с тех пор, как Минсвязи России приняло Концепцию развития сетей кабельного телевидения и систем широкополосного беспроводного доступа. Факт принятия Концепции сыграл большую положительную роль, легализовав на российском телекоммуникационном пространстве кабельное телевидение как самостоятельную подотрасль. На период с 2000 по 2002 г. приходится основной прирост абонентов интерактивных услуг. Начаты и продолжаются проекты по созданию сетей в таких крупных российских городах, как Санкт-Петербург, Архангельск, Тверь, Тула, Барнаул, Сургут и др.

Подлинным двигателем этого процесса станет проект "Электронная Москва", на примере которого будут отработаны масштабные технические, организационные и некоторыенормативные и правовые аспекты создания и эксплуатации мультисервисной сети КТВ (МСКТВ).

В 2002 году в кабельном бизнесе заметно активизировались не только иностранные инвесторы, но и российские сырьевые компании. Так, объявлено об инвестициях, получаемых компаниями "РТР-сигнал" ($18 млн) и "Версател" ($20 млн). Финансово-промышленная группа "МЕНАТЕП" решила вложить около $100 млн в российский телекоммуникационный бизнес и создала холдинг, который выйдет на корпоративный рынок услуг связи в России и СНГ. Появились сообщения, что венчурная компания Baring Vostok создала Фонд прямых инвестиций в российскую экономику, в котором будет собрано $250 млн, и его первым проектом будет федеральная телевизионная сеть.

Однако в целом процесс модернизации и создания новых современных интерактивных сетей кабельного телевидения проходит медленно.

Рассмотрим некоторые из причин, тормозящих, по нашему мнению, именно процесс создания современных МСКТВ.

1. Отсутствие нормативной базы для создания и эксплуатации МС КТВ

Практически наше бизнес-сообщество существует в правовом вакууме. Большие надежды были связаны с быстрым принятием " Закона о кабельном телевидении", но прошел год, а Закон не принят.

Выходом из создавшегося положения может оказаться принятие Правительством РФ уже подготовленных в очередной (3-й) редакции Правил предоставления услуг на сетях кабельного телевидения. Кабельщики по-прежнему с нетерпением ждут выхода соответствующего ГОСТа.

В целом можно утверждать, что только наличие либерального простого и прозрачного законодательства в нашей подотрасли даст возможность по-настоящему развивать этот бизнес, будет способствовать вложению инвестиций, оградит от произвола чиновников в центре и на местах.

2. Отсутствие государственной поддержки

Анализ зарубежного опыта показывает, что сети КТВ успешно развиваются в тех странах, где на государственном уровне оказывается серьезная поддержка этому процессу, которая может быть выражена в предоставлении различного рода льгот компаниям, упрощению процедур получения разрешительных документов и т.д.

В России мы видим обратную картину. К примеру, до декабря 2001 года кабельные операторы имели 20%-ную льготу по НДС и прибыли, а с января 2002 года эта льгота отменена.

Закон "О ветеранах" требует предоставления 50%-ной льготы по оплате услуг, определяя механизм возврата доходов, не поступивших из местных бюджетов, однако на практике компаниям кабельного телевидения получить эти деньги практически невозможно.

3. Слабое развитие производства отечественного оборудования и компонентов для сетей кабельного телевидения

Современный рынок отечественных технологий и услуг пока невелик, поэтому в большинстве российских сетей КТВ используется зарубежное оборудование и технологии. Показательным примером здесь является московская компания "Комкор-ТВ". Благодаря использованию передовых технологий этот кабельный оператор обслуживает в настоящее время приблизительно 90 тыс. квартир в районе Чертаново-Хамовники и 20 тыс. в Центральном АО. По состоянию на декабрь 2002 года оператор имел около 5 тыс. подписчиков на услуги доступа в Интернет. В это число включено более 250 абонентов коллективного подключения.

Рисунок 2.1. Профили приоритетов новых услуг для населения

Российский рынок телекоммуникационного и телерадиовещательного оборудования проходит определенные стадии формирования. Отечественной науке и технике предстоит еще найти свою новую нишу в мировом разделении труда и закрепиться в своем секторе рынка. Присутствие на нем перспективных зарубежных технологий позволяет создавать нормальную конкурентную среду, которая для отечественных производителей важна с точки зрения оценки собственных достижений и определения планируемого уровня производства. Но в то же время операторам, готовым оказывать современные услуги, необходимо иметь соответствующий выбор технологий по наилучшим критериям и параметрам. К тому же не менее важное значение имеет возможность приобретения соответствующего оборудования сегодня, а не в какой-то далекой перспективе. В связи с этим приобретает большое значение развитие российских предприятий, выпускающих это оборудование, тем более что отечественная продукция дешевле и почти не уступает по качеству зарубежным аналогам.

4. Дефицит контента

Для большинства российских операторов интеграция услуг — это все же пока только перспектива, пусть и не такая отдаленная. Быстрый рост коммерческой привлекательности КТВ и его превращение в полноценную платную услугу возможны при информационном наполнении пакета каналов вещания.

Естественно, это относится прежде всего к операторам современных мультисервисных сетей, способных предоставлять несколько пакетов программ: от различных телеканалов "социального" пакета до десятков эфирных и спутниковых каналов, в том числе отдельно кодированных. Эти операторы уже сейчас столкнулись с проблемами избытка каналов передачи при дефиците источников программных материалов. Необходим достаточно широкий ассортимент телеканалов, позволяющий сформировать пакет кабельного телевидения.

Рисунок 2.2. Профили приоритетов новых услуг для населения

Список проблем можно продолжить, однако это не входит в задачи данной статьи.

С целью выявления платежеспособности населения и востребованности им новых услуг нами проведены маркетинговые исследования в Северо-Западном федеральном округе.

Пользовательские анкеты заполнялись экспертами кабельных операторов (за исключением операторов Пскова, которые проводили непосредственный выборочный опрос своих пользователей).

Используя терминологию маркетинга, можно сказать, что был проведен сбор первичной информации о рынке кабельных услуг путем экспертных опросов методом face-to-face.

Результаты опроса показывают, что эти сегменты существенно отличаются в разных регионах. Очевидно, что операторы СКТВ должны учитывать специфику своих клиентов. Выработка конкретных рекомендаций является предметом маркетинговых исследований в каждом регионе.

Рисунок 3. Распределение доходных сегментов населения по выборочным регионамНа рис. 2.1 и 2.2 представлены профили приоритетов новых услуг для населения, полученные также по результатам анкетирования. Приведенные диаграммы отражают мнения экспертов соответствующих операторов.

На рис. 3 приведена диаграмма распределения доходных сегментов исследуемого рынка по регионам охвата трех кабельных операторов: компаний "Твикс", "Аскатель" и "Телеинком".

Что касается бизнес-абонентов, то на данном этапе их предпочтения отмечены в диаграмме под названием "Бизнес-пользователь".

Результаты анкетирования показывают, что потенциальные потребители новых услуг наибольший приоритет (помимо просмотра ТВ-программ) отдают следующим услугам:

  • доступ в Интернет;
  • кино по запросу;
  • телеконтроль счетчиков коммунальных услуг;
  • телемедицина;
  • телефон через сеть КТВ.

Тенденцию в отношении спроса на Интернет подтверждают и другие независимые исследования. Так, по последним данным фонда "Общественное мнение", Интернетом в России пользуются 8% населения (около 8,8 млн чел.). Наибольший уровень проникновения Интернета в жизнь наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге — здесь Сетью пользуются соответственно 27 и 21% населения. Во всех без исключения федеральных округах (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) Интернет используют лишь 5-8% населения.

Выводы

1. Мультисервисные сети — это сети широкополосного доступа. По сути, они позволяют строить новую инфраструктуру, где широкополосные каналы Интернета будут предоставляться рядовым пользователям и сотни услуг станут объективной реальностью. Это будет новый инфо-коммуникационный мир в строящемся сегодня глобальном информационном обществе, и основой его будут являться широко развивающиеся мультисервисные сети на базе систем интерактивного цифрового кабельного телевидения.

2. В Северной Америке и Западной Европе в последнее время набирает темп процесс реконструкции старых и строительства новых мультисервисных сетей кабельного телевидения.

3. Маркетинговые исследования показали, что в России востребованы широкополосные услуги МСКТВ и население готово платить необходимую оператору абонентскую плату.

4. Развитие МСКТВ в России сдерживается:

  • отсутствием государственной поддержки;
  • отсутствием современной нормативно-правовой базы;
  • слабым развитием производства отечественного оборудования;
  • дефицитом контента.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2003
Посещений: 15567

  Автор

Павел Барабаш

Павел Барабаш

Главный научный сотрудник ФГУП "НИИ "Рубин"

Всего статей:  8

  Автор

 

Олег Махровский

Начальник комплексного научно-исследовательского центра ГУП НИИ "Рубин"

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций