Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

ЗD-эйфория

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ЗD-эйфория

В конце прошлого года 3D-телевидение стало реальностью. Началась трансляция первого ЗТ)-канала, были увеличены объемы производства 3D-телевизоров, 3D-Blue-Ray плееров, ЗИ-проекторов и полной системы 3D домашнего кинотеатра. В России рынок 3D также набирает обороты. На ежегодном Digital форуме, который прошел в Сеуле, Джеймс Кэмерон (создатель "Аватара"), сказал: "Все очень просто: когда у аудитории был выбор, они предпочли самый подходящий способ просмотра фильма — они выбрали 3D как просмотр в самом высшем качестве". Он приравнивает 3D-возрождение к появлению звука и цвета в кино. Кэмерон с оптимизмом смотрит на перспективы развития 3D-формата и уверяет, что через 25 лет все фильмы будут только в 3D и вытеснят стандартный 20-формат не только из кинотеатров, ной с телевидения

Первые 3D-шаги уже сделаны

Олег Колесников
Технический директор “НТВ Плюс"

— Какой контент интересен в 3D?
Нашему зрителю в первую очередь интересны спорт и кино, никаких новых истин я не открываю - то же самое мы видели при начале HD-вещания. С приходом 3D-технологий наши абоненты все так же будут смотреть именно эти программы. Кроме того, чрезвычайно выигрышно смотрятся документальные фильмы о природе, животных. Сложно представить, что кто-то будет мечтать смотреть в ЗD-формате, например, новости, хотя и это тоже в конце концов придет.

— Какое влияние оказывает 3D-формат на зрение?
-  Новая технология сделана так, что необходимо привыкать к ней, учиться не только смотреть, но и снимать по-новому. Безусловно, если пытаться делать съемку, например, спорта в формате 3D, так же как это делали в 2D, то, очевидно, происходит “сбой" сознания: человек смотрит на экран, и вдруг точка фокусировки взгляда смещается вперед или назад со сменой плана, в зависимости от “глубины” кадра. Это было подтверждено, конечно, не медицинскими исследованиями, а собственными ощущениями. Просто, пока технология не получила достаточного распространения с точки зрения производства, не набралось еще необходимого количества опыта в том числе и у производящих компаний, то вполне возможны разные неудобства и непривычные ощущения. Что говорить -когда смотришь крупный, средний план, то ЗD-эффект проявляется в большей степени, чем когда показывают общий план. Мгновенное переключение между крупным и общим планом вызывает с непривычки дискомфорт. Но если соблюдать некоторые правила при производстве, то контент получается ярким и запоминающимся, особенно с точки зрения новых трехмерных ощущении, и вызывает совсем другие эмоции, нежели при просмотре в стандартном формате.

— Расскажите о создании 3D-контента. Чем принципиально отличаются съемки в 3D от обычных? Не проще ли просто переконвертировать фильмы и передачи, снятые в 2D, в ЗD-формат?
- Сначала хотелось бы сказать, что если мы обещаем нашему абоненту 3D, то мы даем именно ЗD-контент, производимый специально в формате 3D. Мы не пытаемся обмануть нашего пользователя и подсунуть ему “осетрину второй свежести". Сейчас многие говорят об автоматическом переводе 2D в 3D, но качество однозначно страдает, так как ЗD-контент отличается даже по правилам съемки и монтажа. Его третья составляющая - составляющая глубины - заставляет пользователей воспринимать и понимать тот самый контент немного по-другому. А для получения этой составляющей обычный съемочный процесс совершенно не подходит. Здесь одновременно, но отдельно снимается картинка для левого глаза, отдельно для правого. И в дальнейшем как уж эти два совершенно независимых сигнала, приходящие на телевизор, создав ЗD-картинку, качественно передать зрителю - это уже вопрос производителя телевизора. Если не учитывать все вышеперечисленное, то мы просто получим “прививку от 3D”, нам никто не будет верить и никто не будет это смотреть.

— Каковы перспективы 3D в России?
- Многое зависит от контента. Первый контент, который появится в 3D, будет очень дорогим. И это не удивительно, потому что это тренд, это новое, применяется другое оборудование, и надо понимать, что все новое всегда стоит больших денег. К примеру, в цене тех же самых ЗD-телевизоров, которые сейчас продаются, маркетинга гораздо больше, чем технологий, я имею в виду соотношение себестоимость/стоимость. Пока ЗD-контента мало, он будет ощутимо дороже, поэтому не исключаю, что для нашей компании будет выгоднее заняться производством самостоятельно, как это было в случае телевидения высокой четкости. Естественно, часть контента мы будем закупать, но некоторое количество будем производить сами, а впоследствии, возможно, и продавать.

О перспективах 3D пока говорить рано, технология еще на этапе развития и становления, но первые шаги на пути к ЗD-телевидению уже сделаны, и, я рад, что нашей компании удалось сделать одними из первых в стране очередной значительный технологический рывок.

3D – формат будущего

Сергей Орлов
Директор по связям с общест венностью корпорации “Дженерал Сателайт"

— Каковы перспективы 3D в России?
- Трехмерное телевидение - это новый тренд, а возможно, и новый формат вещания в будущем. Технологии будут совершенствоваться, но направление уже четко определено. Дело осталось за контентом, без которого полноценное ЗD-телевидение невозможно.

К слову, 2 февраля 2010 года был запущен первый в России канал в формате 3D, вещающий через оператора телевидения высокой четкости “Платформа HD”. 15 апреля наша компания совместно с Мари-инским театром организовали первую в России прямую ЗD-трансляцию. 21 мая корпорация “Дженерал Сателайт" дала старт европейскому ЗD-телеканалу 3DV. По словам Андрея Ткаченко, президента нашей компании, мы находимся в числе первых и немногочисленных корпораций в мире, привлекающих инвестиции в создание ЗD-контента, и предлагаем новейшие технологические решения для индустрии телевидения.

— Какой контент интересен в 3D?
- Еще на заре кинематографа один из лучших кинооператоров, Феликс Месгиш, писал: “Для изучения человеческого сердца хватит романа и театра. Кино - это динамика жизни, стихийные явления природы, сутолока людской толпы; все, что проявляется в движении, что зависит от него. Объектив кинокамеры смотрит в мир”. Лучше не скажешь. Интересны телезрителям кинофильмы, спортивные программы, путешествия, культура. 3DV будет в основном посвящен передачам о культуре и путешествиях, постановки Мариинского театра также составят важную часть программного наполнения канала.

— Чем принципиально отличаются съемки в 3D от обычных?
- Пока нет профессионального решения ЗD-съемки, реализованного в одном корпусе, в так называемых 3D-Kaмерах используются две профессиональные HD-камеры, установленные на 3D-pnr. Конструкция очень массивная и сложная в настройке, поэтому каждый план приходится достаточно долго отстраивать, калибровать камеры друг относительно друга, выбирать параллакс и конвергенцию. Контроль картинки на стадии съемки тоже усложняется. Выбор планов для ЗD-съемки также отличается от 2D, нужно учитывать глубину плана, выбирать объекты нулевого параллакса и учитывать, как они соотносятся с окружающими объектами. Это значит, что квалификация оператора должна быть довольно высокой. Также намного более трудоемок монтаж по сравнению со стандартным.

3D – это другая культура телесмотрения

Денис Лобанов

Управляющий директор
“Акадо-Столица"

— Какой контент интересен в 3D?
- Динамичный, спортивный, зрелищный контент, но не статичный. Вряд ли в 3D будут интересны новостные каналы. Фильмы, безусловно, но какие - это уже вопрос. Успех “Авата-ра" показал, что наиболее интересны фантастические, мистические жанры. Все дело в том, что 3D дает эффект вовлеченности, который в спортивном и фильмовом контенте проявляется ярче всего. Например, когда на тебя выбегает игрок - это одно, а вот присутствие ведущего новостей рядом с тобой - это совсем другие впечатления. На самом деле, стоит сделать опрос абонентов о том, что им интересно смотреть в 3D, - уверен, что будут довольно специфические запросы.

— Для просмотра фильма в 3D необходимо приобрести специальный телевизор, приставку, очки. В связи с этим такой вопрос: все это нужно покупать в комплекте от одного производителя? Или же составляющие универсальные и будут подходить к разным маркам?
- До телевизора довести сигнал наша сеть может, а как телевизоры расшифруют, как превратят в картинку - это уже второй вопрос. Каких-то ограничений по маркам телевизоров нет. Стандартный выход, полоса пропускания, такая же как для Full HD, полноэкранного телевидения высокой четкости, а дальше уже телевизор его расшифровывает и превращает в 3D, с очками, без очков, это уже не важно.

— Какое влияние оказывает 3D-формат на зрение? Есть ли ограничения по просмотру? Какие очки наиболее безопасные?
-  Направленных исследований по этому вопросу не проводилось. Мы основываемся на субъективных данных наших абонентов и сотрудников компании.

Как образуется эффект объемности? Это переключение с одного глаза на другой глаз видения картинки, а если еще при этом есть люминесцентная лампа, которая тоже мерцает и эти частоты каким-то образом сведены, то возникает довольно неприятный эффект. Часто кажется, что кружится голова, но возможно, что это индивидуальные ощущения или просто усталость.

— Каковы перспективы 3D в России?
- Мне кажется, 3D найдет свою нишу. Но пока контент не будет выгодным для операторов, это будет нишевой продукт. Если же процесс ЗD-съемки сильно подешевеет и ЗD-телевидение будет пользоваться спросом у абонентов, тогда 3D станет массовой услугой. А это, к сожалению, не год и не два. Пока надо использовать очки, что не совсем удобно, это будет исключительно нишевой продукт, причем нишевой на время: посмотрели, здорово и закрылись. Также минус 3D - нельзя использовать как визуальный фон, то есть включил, одним глазом посмотрел -и дальше занимаешься своими делами. Это тоже важно, это специфика телесмотрения. А тут, чтобы посмотреть, надо надеть очки, иначе будет размытая картинка. Это уже совсем не то. Надо сесть, приготовиться и посмотреть, но редко кто может себе это позволить: не просто пощелкать каналы, а настроиться, это должно быть однозначно долгожданным событием. Это совсем другая культура потребления телевизионного контента. А культура всегда формируется долго.

Самое важное – это содержание

Виолетта Гоф

Исполнительный продюсер телеканала
“Где и Кто"
(ООО “АФ-Медиа")

ЗD-формат обязательно должен выйти на качественно новый уровень. Успех последних 3D-фильмов вернул многих зрителей в кинотеатры. Я думаю, что самые активные пользователи Интернета должны оценить 3D. С телевидением сложнее, так как процесс производства ЗВ-контента -довольно дорогое удовольствие. Несомненно, смотреть научно-популярные фильмы, спортивные трансляции, художественное кино и мультфильмы

в 3D куда интереснее. И за этим будущее. Полагаю, через 5 лет 3D в кино станет вполне обыденным явлением, а через 10 у телезрителей появится возможность смотреть 3D, не выходя из дома.

ЗD-телевизор - недешевое удовольствие, к тому же надо приобрести дополнительное оборудование. Вопрос в том, кто это сможет себе позволить? Конечно, тот факт, что это более качественный, интересный способ увидеть своими глазами новое измерение, является однозначным стимулом.

Мир высоких технологий не стоит на месте. Насколько мне известно, сегодня 3D выбирают уже 55% зрителей. Фильм Джеймса Кэмерона “Аватар   только за первые выходные собрал 75 млн долл. Аналитики говорят, что этого мало, чтобы всерьез говорить о новой эре - эре ЗD-телевиде-ния. Если экраны кинотеатров в ближайшие годы можно превратить в современные, способные передать стереоэффекты, то с телевидением будет сложнее. В России рынок платного ТВ пока еще не так развит, как хотелось бы. Производители телевизоров также видят свое будущее в 3D и создают новые приемники со стереоэффектом. Но и цены на них вырастут не менее чем на 50%. По моей информации, в мире уже существует специальная пленка, которая наклеивается на экран и возникает ЗD-картинка. Это вполне доступно. Проблема в том, что смотреть более двух часов ЗD-формат сложно. Сейчас уже появляется и 50-формат. Недавно смотрела получасовой фильм в 5D. Впечатляет, но не настолько, чтобы отказаться от обычного просмотра.

В любом случае, самое важное - это содержание. Содержание определяет интерес зрителя, а потом уже 3D или 5D - не важно. Мое мнение, что просмотр 3D в ближайшее время будет актуален либо в качестве услуги Video on Demand, либо в кинотеатрах.

Революция 3D уже свершилась

Тимур Аляутдинов
И.о. директора по маркетингу массового рынка продуктов интернет-доступа и услуг фиксированной связи ОАО “ВымпелКом"

— Какие маркетинговые ходы вы планируете, чтобы заполучить российскую аудиторию?
- ЗD-телевидение является очень молодой услугой, и прежде чем заботиться о коммерческой привлекательности, ее необходимо сделать зрелой и востребованной пользователями. Поэтому говорить о маркетинговых ходах, на мой взгляд, еще рано. Необходимо познакомить зрителя с услугой, рассказать о ее возможностях, получить достаточно контента.

— Какой контент интересен в 3D?
- В первую очередь это кино, спорт и образовательные передачи. Если посмотреть Топ-10 хитов кинопроката за каждые выходные 2010 года, то среди них есть как минимум один фильм в формате 3D. Большая часть громких кинопремьер этого и следующего года анонсируется сразу в двух форматах - 2D и 3D. Вполне очевидно, что проблема недостатка ЗD-контента для домашнего просмотра решается. Возможно даже, что кинокомпании все-таки изменят политику предоставления контента и время между премьерой ленты в кинотеатре и релизом для домашних зрителей сократится. Самым очевидным способом предоставления зрителям таких новинок нам представляется услуга “Видео по запросу". Со своей стороны, как провайдер, мы уже подтвердили техническую готовность трансляции фильмов в 3D через “Видео по запросу".

Также для домашних пользователей интересны спортивные передачи в ЗD-формате. Технически это уже возможно реализовать. В этом году такие телеканалы, как Sky, Discovery, Eurosport и другие, объявили о запуске вещания в ЗD-режиме.

— Что абоненту необходимо для просмотра 3D у себя в квартире?
- Необходимый комплект оборудования зависит от выбранного типа 3D-формата. Самый простой вариант требует только наличия соответствующего ЗD-контента и очков со специальными светофильтрами. Однако качество при таком исполнении не самое лучшее. Из более качественных вариантов - 3D-телевизоры, плееры 3D-Blue-Ray и ЗD-телевизоры со специальными очками (идущими в комплекте).

- Какое влияние оказывает ЗD-формат на зрение?
- Этот вопрос стал активно обсуждаться сразу после появления в прокате ЗD-фильмов, а именно фильма “Аватар”, и однозначного ответа на него до сих пор нет. Вероятно, все зависит от индивидуальных особенностей каждого человека и от качества исполнения ЗD-фильма. В этом направлении еще необходимо проводить множество исследований и определять единые для всех стандарты.

— Расскажите о создании ЗD-контента.
- Идеальным способом получить стеpeo-3D-контент высокого качества является стереосъемка. В прошлом для этого использовались стереокамеры с 70-миллиметровой пленкой. На сегодняшний день большинство киностудий переходит на цифровое оборудование.

Основная проблема - это нехватка операторов, которые имеют навык снимать в стереоформате. 3D-анимация представляет идеальный способ быстрого получения качественного стерео-ЗD-контента. Так как сами модели в ЗD-редакторах являются объемными, их надо просто снять в двух ракурсах и получить готовое стереоизображение.

Такие мультфильмы, как “Монстры против пришельцев", "Ледниковый период 3D” и “Как приручить дракона" являются одними из самых качественных стерео-ЗD-произведений. Однако этих двух способов пока мало. Огромные библиотеки 20-фильмов представляют потенциальный источник 3D-Ma-териала. Для получения качественного ЗD-контента из уже готовых 20-фильмов в будущем будет использоваться стерео-ЗD-конвертация.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2010
Посещений: 17340

Статьи по теме

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций