Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

80 лет отечественному телевидению

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

80 лет отечественному телевидению

Минувшие десять лет с радиовещанием прошли для нас как сто лет, но будущие десять лет с телевидением будут значить для людей, возможно, как тысяча лет!
Д.А. Сарнов
Вынесенную в эпиграф знаменательную фразу в 1934 году произнес глава Американской радиокорпорации (RCA), почитаемый как создатель американского радиовещания и электромузыкальной индустрии, выходец из России Давид Сарнов на первой публичной демонстрации системы электронного телевидения, созданной на RCA под руководством другого выходца из России, Владимира Зворыкина
Владимир Маковеев
Заслуженный работник связи РФ

Современное телевидение инженеры разных стран придумывали почти сто лет, но этому предшествовали многие столетия накопления знаний. Первая система передачи неподвижных изображений по проводной линии электросвязи была разработана в Англии в 1843 году А. Беном и продемонстрирована в 1851 году на Лондонской всемирной выставке. Однако первая действующая замкнутая система (то есть без выхода в эфир) передачи сигналов телевидения (движущихся изображений) была создана англичанином Д. Бердом (с применением немецкого изобретения – диска Нипкова) только в 1925 году. Первые передачи в эфир состоялись несколько позже: в 1927 году в США, 1928 году в Англии и в 1929 году в Германии.

В России такая передача состоялась 29 апреля 1931 года: из Москвы в Ленинград через коротковолновый передатчик Всесоюзного электротехнического института (56,6 м) был передан сигнал телевизионного изображения с разверткой на 30 строк при 12,5 кадра в секунду, успешно принятый на Ленинградском радиоцентре. Руководил работами П.В. Шмаков. Мы можем с полным правом считать, что отечественное телевидение как разновидность радиосвязи родилось именно 29 апреля 1931 года!

Теперь нам непросто понять настроения людей начала 1930-х годов: они были просто без ума от радиовещания и звукового кино! На разрабатывающих телевидение инженеров давили успехи смежников – казалось бы, нет ничего невозможного, нужно “всего лишь” совместить кино и радиовещание в приемлемом виде. Но, понимая сложность задачи, многие специалисты предлагали для начала создать нечто среднее – “иллюстрированное радиовещание”: сменяющиеся неподвижные картинки на экране должны были дополнять радиопрограмму.

К тому времени благодаря успехам кино и полиграфии уже сложилось понимание о минимально допустимом качестве ТВ-изображения по (принципу “отсутствия зрительского дискомфорта”): формат кадра 4:3 (таково поле ясного видения глаза); число кадров с секунду не менее 12 (чтобы не искажалось движение в кадре); число полей не менее 40 (чтобы изображение не мерцало); число строк в растре не менее 300 (чтобы при нормальном расстоянии от экрана не мешала строчная структура).

Задачу предельно четко сформулировал упомянутый выше глава RCA Д. Сарнов, финансировавший телевизионные разработки в США: “Несмотря на растущий интерес общества, коммерческое применение возможно только для системы телевидения с изображением высокого качества”.

Штурм проблемы в мировой науке и технике шел по двум направлениям:

– Консерваторы верили, что создать такое изображение можно с помощью старой доброй и понятной механики, нужно только еще немного подумать… Мешала инерционность: просто решалась система на 30 строк, в экспериментах достигали 120, мечтали о 240, и… не успели – электроника победила! Возродилось же механическое телевидение четверть века спустя на новом витке диалектической спирали в советских аппаратах исследования дальнего космоса (например, “Луна-9”, 1966 год).

– Новаторы учились управлять не имеющим инерции электронным лучом, развивая идеи русского ученого Б.Л. Розинга. В итоге в 1931 году в США, Германии и России были созданы три разные по принципам полностью электронные лабораторные системы телевидения. В 1935 году в Германии началось электронное вещание в эфир, а в 1936 году уже велись электронные телетрансляции с берлинской Олимпиады.

Но это было потом, а в 1931 году более чем в десяти странах велось опытное телевизионное вещание с механической системой развертки (30 строк при 12,5 кадра в секунду). Этот формат, созданный в Германии с участием упомянутого выше Д. Берда, стал в то время фактически международным стандартом, поскольку хорошо сопрягался с обычным вещательным радиоканалом. Хотя на экране размером со спичечный коробок лишь с некоторым энтузиазмом можно было узнать знакомых, отличить мужское лицо от женского, однако интерес к такому телевидению усиливался возможностью дальнего радиолюбительского приема (2–3 тыс. км) и относительной простотой телевизионной приставки к радиоприемнику, вполне доступной для повторения радиолюбителю-конструктору средней квалификации. В радиолюбительских журналах, например, печатался чертеж диска Нипкова на 30 строк, который нужно было наклеить на жесткий картон и вырезать. Можно было купить или выписать специальные неоновые лампочки и другие детали.

Вернемся, однако, в Москву. После целого ряда других опытных сеансов телевизионной связи (как теперь говорят, “точка – точка”) было решено провести по примеру европейских стран пробные передачи телевизионного вещания (“точка – многоточие”). Для этой цели аппаратура была перенесена в здание Московского радиотрансляционного узла (МРТУ) на Никольскую 7, откуда имелась возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия (в этом историческом для нас здании позже располагалась Московская дирекция радиосвязи и вещания – МДРСВ, а теперь размещается руководство РТРС).

Такая передача состоялась в ночь на 1 октября 1931 года во время технического перерыва в штатной работе через радиостанцию Московского совета профсоюзов (МОСПС) на волне 379 метров. Сколько ее в этот момент принимало телевизоров, документы умалчивают, но современники в беседах утверждали, что их было не менее десяти! Содержательная сторона этой передачи специально не готовилась. Это была самодеятельность в очень несложной форме, поскольку выступать приходилось в практически темной студии, освещаемой лишь “бегущим лучом”, создаваемым светом мощной кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова с 30 квадратными отверстиями. Отраженный свет от объектов передачи воспринимался фотоэлементами, превращавшими его в сигнал изображения. Звукового сопровождения на данном этапе еще не было. На приемной стороне сигнал изображения модулировал свет точечной газосветной лампы, между ней и глазом зрителя вращался синхронно и синфазно такой же диск Нипкова, и за счет инерционности зрения строчки сливались в полный кадр. Поскольку в телевизоре применялись обычно неоновые лампочки с красноватым свечением, то такое телевидение именовалось в шутку “черно-красным”!

Сведения об этой первой вещательной телепередаче в эфир 1 октября 1931 года попали во все центральные газеты, и дата эта оказалась занесенной в “святцы”! В 1981 году “золотой” 50-летний юбилей отечественного телевизионного вещания впервые торжественно отмечался на государственном уровне. С предложением официально отметить эту дату обратились Гостелерадио СССР, Академия наук, Министерство связи СССР и пять промышленных министерств. Торжество по поводу юбилея состоялось 28 ноября 1981 года в Колонном зале Дома Союзов. В президиуме находились заместитель Председателя Совета министров СССР, восемь министров и три маршала. С докладом на торжественном заседании выступил председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию Совета министров СССР С.Г. Лапин. На заседании было оглашено “высочайшее” приветствие от тогдашнего руководства страны “работникам советского телевидения, связи и телевизионной промышленности”.

Вернемся же на полвека назад. Даже это кратковременное полуночное телевещание (специального передатчика выделить не удалось) из Москвы вызвало бурю энтузиазма среди радиолюбителей – самодельных телевизоров стало намного больше, чем промышленных. Московские передачи принимались в Томске и Берлине, берлинские – в Москве, Харькове, Ленинграде… Уже в том же 1931 году начались передачи из Ленинграда, Томска и Одессы. Летом 1932 года из Москвы стали передаваться кинофильмы, а осенью 1934 года к телевизионному изображению был добавлен звук, и состоялась первая постановочная звуковая телепередача – концерт мастеров искусств. Если бы в те времена была известна современная терминология, то эту передачу наверняка назвали бы в газетах “мультимедийной”! Хотя бы потому, что для ее приема нужно было одновременно использовать два радиоприемника, настроенные на разные радиовещательные станции: 379 метров – сигнал изображения, 720 метров – звуковое сопровождение. К этому времени на нескольких заводах был организован выпуск телевизоров-приставок, но наиболее удачным оказался телевизор “Б-2” ленинградского завода им. Козицкого. (Вспоминается популярная шутка тех времен: “Телевизор размером с почтовый ящик, картинка – с почтовую марку!”) Выпускались также комплекты деталей для радиолюбителей. Хотя именно к 1934 году всем в мире уже стало ясно, что механические системы телевещания так и останутся интересным техническим аттракционом, но передачи по механической системе благодаря радиолюбительскому интересу продолжались до апреля 1940 года.

К этому же времени стали ясны фундаментальные преимущества более высококачественного электронного телевидения, на технической базе которого и родилось современное телевизионное вещание как система массовой информации.

Первый бесспорный реальный шаг в электронное телевидение сделал в 1907 году в Петербурге Б.Л. Розинг (кстати, один из учителей В.К. Зворыкина), который доказал, что именно электронный луч в вакуумной колбе будет тем “безинерционным пером”, которое способно нарисовать высококачественное телевизионное изображение. Хотя Розингу удалось сформировать электронным путем только очень простые изображения (крест и решетку), но “семена” были посеяны и начали прорастать.

Однако последователей у Розинга оказалось так много, что приоритет в изобретении электронного телевидения – дело небесспорное. В США господствует мнение, что электронное телевидение изобрел в 1931 году выходец из России В.К. Зворыкин по поручению другого выходца из России Д.А. Сарнова. Но есть также сведения о приоритете от 1929 года американца Ф.Т. Фарнсуорта. В мои молодые годы я уверовал, что электронное телевидение началось в 1931 году с изобретения нашего соотечественника С.И. Катаева, однако есть много публикаций о попытках создания в 1928 году системы электронного телевидения изобретателем из Ташкента Б.П. Грабовским. В Германии же убеждены, что первую полностью электронную систему телевидения создал в начале 1931 года М. фон Арденне.

Однако В.К. Зворыкин сообщил о завершении своей работы лишь в 1933 году, публичная же демонстрация электронного телевидения состоялась только в 1934 году, на которой его шеф, Д.А. Сарнов, произнес речь, дважды процитированную выше. Первые упоминания в печати о работах Ф.Т. Фарнсуорта появились только в 1931 году, а возможность провести публичную демонстрацию появилась у него в 1932 году. Приоритет С.И. Катаева на изобретение передающей трубки с накоплением зарядов, мозаичной мишенью и коммутацией с использованием вторичных электронов (авторское свидетельство от 24.09.1931 года) юридически бесспорен. Но такую трубку (позже ее Зворыкин назовет иконоскопом и именно с нее начнется настоящее электронное телевидение) в СССР удалось изготовить только в 1934 году, а официальная демонстрация для Государственной комиссии состоялась в 1935 году. Что же касается работ Б.П. Грабовского, то, к великому сожалению, работоспособность его “радиотелефота” не доказана ни документами, ни показаниями непосредственных свидетелей. Все позднейшие попытки повторить его опыты оказались безуспешными.

Заметим, что все изобретатели в воспроизводящих устройствах использовали по-разному доработанные осциллографические трубки немецкого ученого К. Брауна; отличия были только на передающей стороне.

Наиболее плодотворным в итоге оказался путь с применением иконоскопа с таким распределением ролей: С.И.Катаев – автор изобретения, В.К. Зворыкин – создатель действующей системы на базе иконоскопа, разработавший его самостоятельно, но получивший патент лишь после долгой судебной тяжбы. Путь Фарнсуорта оказался тупиковым: его “диссектор” имел недопустимо низкую для вещательных целей чувствительность. Фон Арденне пошел по “боковой дорожке” – он передавал кинокадр, просвечивая его “бегущим лучом”, создаваемым с помощью кинескопа. Этот способ применяется и сейчас для передачи кинофильмов, слайдов, картинок. Тем не менее следует признать, что именно фон Арденне первым осуществил публичную демонстрацию действующей полностью электронной системы телевидения в 1931 году в рамках Берлинской радиовыставки на стенде фирмы Loeve, кстати, возрожденной несколько лет назад.

Полагаю, что о фон Арденне стоит рассказать отдельно – его имя мало известно у нас даже специалистам, хотя он десять лет плодотворно работал в нашей стране. В 20-е годы прошлого века, будучи еще студентом, он придумал первую в мире вакуумную интегральную радиосхему (трехкаскадный усилитель в одном баллоне), а в начале 1940-х работал в рамках гитлеровского атомного проекта. Паразитный поток отрицательных ионов (“проклятое явление” для разработчиков первых кинескопов) был им использован для разделения изотопов, в результате чего в физике появилось целое направление – масс-спектроскопия. С 1945 по 1955 годы он работал уже в рамках советской ядерной программы: фон Арденне был самым ярким “научным трофеем” Советской армии. Для него в Сухуми на базе санатория “Синоп” был создан “Институт промышленного разделения изотопов”. Его работы были удостоены Сталинских премий в 1947 и 1953 годах.

В конце жизни он стал известен своим вкладом в развитие медицинской техники. При жизни его называли немецким Эдисоном, после смерти – последним энциклопедистом, именем фон Арденне назван один из городских парков Дрездена, где он жил и работал с 1955 по 1997 год.

Успех электронных телетрансляций с прогрессивной разверткой на 180 строк с Олимпиады 1936 года в Берлине, подготовленный более чем годовым опытом регулярных передач для довольно многочисленной аудитории, стимулировал аналогичные работы во многих странах. Например, уже в августе 1936 года в Лондоне благодаря объединенным усилиям упомянутых выше Д. Берда и Ф.Т. Фарнсуорта начались телепередачи с прогрессивной разверткой на 240 строк, а в ноябре того же года знаменитая ВВС начала вещание по стандарту с чересстрочной разверткой на 405 строк, в разработке которого решающее участие принимал выходец из России И. Шенберг.

Успех телетрансляций с “забытой” берлинской Олимпиады 1936 года, который убедил правительства и общественность во многих странах в преимуществах электронного телевидения, дал старт почти всем масштабным телевизионным проектам в мире. В СССР уже осенью 1936 года была начата разработка плана телефикации страны с использованием уже весьма успешного опыта радиофикации. Центральным звеном телевизионной системы СССР должен был стать высотный Дворец Советов, который с 1931 года проектировался в Москве. В проекте этого огромного здания, по объему в семь раз большего, чем АСК-1 ТТЦ (7,5 млн куб. м против 1,07 млн куб. м), был предусмотрен большой двухпрограммный телецентр, внутренняя система кабельного телевидения на 20 тыс. абонентов, а в венчающую дворец статую Ленина на высоте 420 м предполагалось встроить антенны телепередатчиков.

В марте 1939 года “План телефикации СССР” был одобрен XVIII съездом ВКП (б). Он предполагал строительство телецентров в 10 крупнейших городах, а также охват двухпрограммным телевещанием “в основном всего населения страны”, причем в связи с успешным развитием в СССР систем проводной радиофикации, планировалось большую часть населения охватить телевидением с помощью домовых кабельных сетей. Одну из таких построенных в 1939 году экспериментальных сетей на 30 квартир (Москва, Петровский бул., 17) я видел в рабочем состоянии в 1956 году.

Великая Отечественная война задержала реализацию этого плана на 12–15 лет. Дворец Советов так и не был построен, его место в телевизионной системе СССР занял Общесоюзный телецентр (теперь ТТЦ). К 1956 году были построены предусмотренные планом телецентры в крупнейших городах страны, а к 1965 году телецентры были построены еще в 130 регионах СССР (из 170). В последующее десятилетие (1965–1975 гг.) строительство местных телецентров было временно прекращено, а средства и ресурсы были направлены на строительство Общесоюзного телецентра в Останкине, создание сетей связи для распространения программ Центрального телевидения по стране и взаимодействия с местными студиями телевидения.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2011
Посещений: 13527

Статьи по теме

  Автор

Владимир Маковеев

Владимир Маковеев

Заместитель председателя редакционного совета

Всего статей:  69

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций