В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Современное телевидение инженеры разных стран придумывали почти сто лет, но этому предшествовали многие столетия накопления знаний. Первая система передачи неподвижных изображений по проводной линии электросвязи была разработана в Англии в 1843 году А. Беном и продемонстрирована в 1851 году на Лондонской всемирной выставке. Однако первая действующая замкнутая система (то есть без выхода в эфир) передачи сигналов телевидения (движущихся изображений) была создана англичанином Д. Бердом (с применением немецкого изобретения – диска Нипкова) только в 1925 году. Первые передачи в эфир состоялись несколько позже: в 1927 году в США, 1928 году в Англии и в 1929 году в Германии.
В России такая передача состоялась 29 апреля 1931 года: из Москвы в Ленинград через коротковолновый передатчик Всесоюзного электротехнического института (56,6 м) был передан сигнал телевизионного изображения с разверткой на 30 строк при 12,5 кадра в секунду, успешно принятый на Ленинградском радиоцентре. Руководил работами П.В. Шмаков. Мы можем с полным правом считать, что отечественное телевидение как разновидность радиосвязи родилось именно 29 апреля 1931 года!
Теперь нам непросто понять настроения людей начала 1930-х годов: они были просто без ума от радиовещания и звукового кино! На разрабатывающих телевидение инженеров давили успехи смежников – казалось бы, нет ничего невозможного, нужно “всего лишь” совместить кино и радиовещание в приемлемом виде. Но, понимая сложность задачи, многие специалисты предлагали для начала создать нечто среднее – “иллюстрированное радиовещание”: сменяющиеся неподвижные картинки на экране должны были дополнять радиопрограмму.
К тому времени благодаря успехам кино и полиграфии уже сложилось понимание о минимально допустимом качестве ТВ-изображения по (принципу “отсутствия зрительского дискомфорта”): формат кадра 4:3 (таково поле ясного видения глаза); число кадров с секунду не менее 12 (чтобы не искажалось движение в кадре); число полей не менее 40 (чтобы изображение не мерцало); число строк в растре не менее 300 (чтобы при нормальном расстоянии от экрана не мешала строчная структура).
Задачу предельно четко сформулировал упомянутый выше глава RCA Д. Сарнов, финансировавший телевизионные разработки в США: “Несмотря на растущий интерес общества, коммерческое применение возможно только для системы телевидения с изображением высокого качества”.
Штурм проблемы в мировой науке и технике шел по двум направлениям:
– Консерваторы верили, что создать такое изображение можно с помощью старой доброй и понятной механики, нужно только еще немного подумать… Мешала инерционность: просто решалась система на 30 строк, в экспериментах достигали 120, мечтали о 240, и… не успели – электроника победила! Возродилось же механическое телевидение четверть века спустя на новом витке диалектической спирали в советских аппаратах исследования дальнего космоса (например, “Луна-9”, 1966 год).
– Новаторы учились управлять не имеющим инерции электронным лучом, развивая идеи русского ученого Б.Л. Розинга. В итоге в 1931 году в США, Германии и России были созданы три разные по принципам полностью электронные лабораторные системы телевидения. В 1935 году в Германии началось электронное вещание в эфир, а в 1936 году уже велись электронные телетрансляции с берлинской Олимпиады.
Но это было потом, а в 1931 году более чем в десяти странах велось опытное телевизионное вещание с механической системой развертки (30 строк при 12,5 кадра в секунду). Этот формат, созданный в Германии с участием упомянутого выше Д. Берда, стал в то время фактически международным стандартом, поскольку хорошо сопрягался с обычным вещательным радиоканалом. Хотя на экране размером со спичечный коробок лишь с некоторым энтузиазмом можно было узнать знакомых, отличить мужское лицо от женского, однако интерес к такому телевидению усиливался возможностью дальнего радиолюбительского приема (2–3 тыс. км) и относительной простотой телевизионной приставки к радиоприемнику, вполне доступной для повторения радиолюбителю-конструктору средней квалификации. В радиолюбительских журналах, например, печатался чертеж диска Нипкова на 30 строк, который нужно было наклеить на жесткий картон и вырезать. Можно было купить или выписать специальные неоновые лампочки и другие детали.
Вернемся, однако, в Москву. После целого ряда других опытных сеансов телевизионной связи (как теперь говорят, “точка – точка”) было решено провести по примеру европейских стран пробные передачи телевизионного вещания (“точка – многоточие”). Для этой цели аппаратура была перенесена в здание Московского радиотрансляционного узла (МРТУ) на Никольскую 7, откуда имелась возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия (в этом историческом для нас здании позже располагалась Московская дирекция радиосвязи и вещания – МДРСВ, а теперь размещается руководство РТРС).
Такая передача состоялась в ночь на 1 октября 1931 года во время технического перерыва в штатной работе через радиостанцию Московского совета профсоюзов (МОСПС) на волне 379 метров. Сколько ее в этот момент принимало телевизоров, документы умалчивают, но современники в беседах утверждали, что их было не менее десяти! Содержательная сторона этой передачи специально не готовилась. Это была самодеятельность в очень несложной форме, поскольку выступать приходилось в практически темной студии, освещаемой лишь “бегущим лучом”, создаваемым светом мощной кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова с 30 квадратными отверстиями. Отраженный свет от объектов передачи воспринимался фотоэлементами, превращавшими его в сигнал изображения. Звукового сопровождения на данном этапе еще не было. На приемной стороне сигнал изображения модулировал свет точечной газосветной лампы, между ней и глазом зрителя вращался синхронно и синфазно такой же диск Нипкова, и за счет инерционности зрения строчки сливались в полный кадр. Поскольку в телевизоре применялись обычно неоновые лампочки с красноватым свечением, то такое телевидение именовалось в шутку “черно-красным”!
Сведения об этой первой вещательной телепередаче в эфир 1 октября 1931 года попали во все центральные газеты, и дата эта оказалась занесенной в “святцы”! В 1981 году “золотой” 50-летний юбилей отечественного телевизионного вещания впервые торжественно отмечался на государственном уровне. С предложением официально отметить эту дату обратились Гостелерадио СССР, Академия наук, Министерство связи СССР и пять промышленных министерств. Торжество по поводу юбилея состоялось 28 ноября 1981 года в Колонном зале Дома Союзов. В президиуме находились заместитель Председателя Совета министров СССР, восемь министров и три маршала. С докладом на торжественном заседании выступил председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию Совета министров СССР С.Г. Лапин. На заседании было оглашено “высочайшее” приветствие от тогдашнего руководства страны “работникам советского телевидения, связи и телевизионной промышленности”.
Вернемся же на полвека назад. Даже это кратковременное полуночное телевещание (специального передатчика выделить не удалось) из Москвы вызвало бурю энтузиазма среди радиолюбителей – самодельных телевизоров стало намного больше, чем промышленных. Московские передачи принимались в Томске и Берлине, берлинские – в Москве, Харькове, Ленинграде… Уже в том же 1931 году начались передачи из Ленинграда, Томска и Одессы. Летом 1932 года из Москвы стали передаваться кинофильмы, а осенью 1934 года к телевизионному изображению был добавлен звук, и состоялась первая постановочная звуковая телепередача – концерт мастеров искусств. Если бы в те времена была известна современная терминология, то эту передачу наверняка назвали бы в газетах “мультимедийной”! Хотя бы потому, что для ее приема нужно было одновременно использовать два радиоприемника, настроенные на разные радиовещательные станции: 379 метров – сигнал изображения, 720 метров – звуковое сопровождение. К этому времени на нескольких заводах был организован выпуск телевизоров-приставок, но наиболее удачным оказался телевизор “Б-2” ленинградского завода им. Козицкого. (Вспоминается популярная шутка тех времен: “Телевизор размером с почтовый ящик, картинка – с почтовую марку!”) Выпускались также комплекты деталей для радиолюбителей. Хотя именно к 1934 году всем в мире уже стало ясно, что механические системы телевещания так и останутся интересным техническим аттракционом, но передачи по механической системе благодаря радиолюбительскому интересу продолжались до апреля 1940 года.
К этому же времени стали ясны фундаментальные преимущества более высококачественного электронного телевидения, на технической базе которого и родилось современное телевизионное вещание как система массовой информации.
Первый бесспорный реальный шаг в электронное телевидение сделал в 1907 году в Петербурге Б.Л. Розинг (кстати, один из учителей В.К. Зворыкина), который доказал, что именно электронный луч в вакуумной колбе будет тем “безинерционным пером”, которое способно нарисовать высококачественное телевизионное изображение. Хотя Розингу удалось сформировать электронным путем только очень простые изображения (крест и решетку), но “семена” были посеяны и начали прорастать.
Однако последователей у Розинга оказалось так много, что приоритет в изобретении электронного телевидения – дело небесспорное. В США господствует мнение, что электронное телевидение изобрел в 1931 году выходец из России В.К. Зворыкин по поручению другого выходца из России Д.А. Сарнова. Но есть также сведения о приоритете от 1929 года американца Ф.Т. Фарнсуорта. В мои молодые годы я уверовал, что электронное телевидение началось в 1931 году с изобретения нашего соотечественника С.И. Катаева, однако есть много публикаций о попытках создания в 1928 году системы электронного телевидения изобретателем из Ташкента Б.П. Грабовским. В Германии же убеждены, что первую полностью электронную систему телевидения создал в начале 1931 года М. фон Арденне.
Однако В.К. Зворыкин сообщил о завершении своей работы лишь в 1933 году, публичная же демонстрация электронного телевидения состоялась только в 1934 году, на которой его шеф, Д.А. Сарнов, произнес речь, дважды процитированную выше. Первые упоминания в печати о работах Ф.Т. Фарнсуорта появились только в 1931 году, а возможность провести публичную демонстрацию появилась у него в 1932 году. Приоритет С.И. Катаева на изобретение передающей трубки с накоплением зарядов, мозаичной мишенью и коммутацией с использованием вторичных электронов (авторское свидетельство от 24.09.1931 года) юридически бесспорен. Но такую трубку (позже ее Зворыкин назовет иконоскопом и именно с нее начнется настоящее электронное телевидение) в СССР удалось изготовить только в 1934 году, а официальная демонстрация для Государственной комиссии состоялась в 1935 году. Что же касается работ Б.П. Грабовского, то, к великому сожалению, работоспособность его “радиотелефота” не доказана ни документами, ни показаниями непосредственных свидетелей. Все позднейшие попытки повторить его опыты оказались безуспешными.
Заметим, что все изобретатели в воспроизводящих устройствах использовали по-разному доработанные осциллографические трубки немецкого ученого К. Брауна; отличия были только на передающей стороне.
Наиболее плодотворным в итоге оказался путь с применением иконоскопа с таким распределением ролей: С.И.Катаев – автор изобретения, В.К. Зворыкин – создатель действующей системы на базе иконоскопа, разработавший его самостоятельно, но получивший патент лишь после долгой судебной тяжбы. Путь Фарнсуорта оказался тупиковым: его “диссектор” имел недопустимо низкую для вещательных целей чувствительность. Фон Арденне пошел по “боковой дорожке” – он передавал кинокадр, просвечивая его “бегущим лучом”, создаваемым с помощью кинескопа. Этот способ применяется и сейчас для передачи кинофильмов, слайдов, картинок. Тем не менее следует признать, что именно фон Арденне первым осуществил публичную демонстрацию действующей полностью электронной системы телевидения в 1931 году в рамках Берлинской радиовыставки на стенде фирмы Loeve, кстати, возрожденной несколько лет назад.
Полагаю, что о фон Арденне стоит рассказать отдельно – его имя мало известно у нас даже специалистам, хотя он десять лет плодотворно работал в нашей стране. В 20-е годы прошлого века, будучи еще студентом, он придумал первую в мире вакуумную интегральную радиосхему (трехкаскадный усилитель в одном баллоне), а в начале 1940-х работал в рамках гитлеровского атомного проекта. Паразитный поток отрицательных ионов (“проклятое явление” для разработчиков первых кинескопов) был им использован для разделения изотопов, в результате чего в физике появилось целое направление – масс-спектроскопия. С 1945 по 1955 годы он работал уже в рамках советской ядерной программы: фон Арденне был самым ярким “научным трофеем” Советской армии. Для него в Сухуми на базе санатория “Синоп” был создан “Институт промышленного разделения изотопов”. Его работы были удостоены Сталинских премий в 1947 и 1953 годах.
В конце жизни он стал известен своим вкладом в развитие медицинской техники. При жизни его называли немецким Эдисоном, после смерти – последним энциклопедистом, именем фон Арденне назван один из городских парков Дрездена, где он жил и работал с 1955 по 1997 год.
Успех электронных телетрансляций с прогрессивной разверткой на 180 строк с Олимпиады 1936 года в Берлине, подготовленный более чем годовым опытом регулярных передач для довольно многочисленной аудитории, стимулировал аналогичные работы во многих странах. Например, уже в августе 1936 года в Лондоне благодаря объединенным усилиям упомянутых выше Д. Берда и Ф.Т. Фарнсуорта начались телепередачи с прогрессивной разверткой на 240 строк, а в ноябре того же года знаменитая ВВС начала вещание по стандарту с чересстрочной разверткой на 405 строк, в разработке которого решающее участие принимал выходец из России И. Шенберг.
Успех телетрансляций с “забытой” берлинской Олимпиады 1936 года, который убедил правительства и общественность во многих странах в преимуществах электронного телевидения, дал старт почти всем масштабным телевизионным проектам в мире. В СССР уже осенью 1936 года была начата разработка плана телефикации страны с использованием уже весьма успешного опыта радиофикации. Центральным звеном телевизионной системы СССР должен был стать высотный Дворец Советов, который с 1931 года проектировался в Москве. В проекте этого огромного здания, по объему в семь раз большего, чем АСК-1 ТТЦ (7,5 млн куб. м против 1,07 млн куб. м), был предусмотрен большой двухпрограммный телецентр, внутренняя система кабельного телевидения на 20 тыс. абонентов, а в венчающую дворец статую Ленина на высоте 420 м предполагалось встроить антенны телепередатчиков.
В марте 1939 года “План телефикации СССР” был одобрен XVIII съездом ВКП (б). Он предполагал строительство телецентров в 10 крупнейших городах, а также охват двухпрограммным телевещанием “в основном всего населения страны”, причем в связи с успешным развитием в СССР систем проводной радиофикации, планировалось большую часть населения охватить телевидением с помощью домовых кабельных сетей. Одну из таких построенных в 1939 году экспериментальных сетей на 30 квартир (Москва, Петровский бул., 17) я видел в рабочем состоянии в 1956 году.
Великая Отечественная война задержала реализацию этого плана на 12–15 лет. Дворец Советов так и не был построен, его место в телевизионной системе СССР занял Общесоюзный телецентр (теперь ТТЦ). К 1956 году были построены предусмотренные планом телецентры в крупнейших городах страны, а к 1965 году телецентры были построены еще в 130 регионах СССР (из 170). В последующее десятилетие (1965–1975 гг.) строительство местных телецентров было временно прекращено, а средства и ресурсы были направлены на строительство Общесоюзного телецентра в Останкине, создание сетей связи для распространения программ Центрального телевидения по стране и взаимодействия с местными студиями телевидения.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2011
Посещений: 13795
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций