В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Олег Урушев
Генеральный директор ОТРК "Югра", член правления Национальной ассоциации телевещателей
Олег Урушев родился в 1959 году в Перми. В 1983 году окончил Пермский государственный университет по специальности "филология" и три года работал в областной молодежной газете "Молодая гвардия". В 1983 году переехал в Сургут, где стал издавать Олег Урушев Генеральный директор ОТРК "Югра", член правления Национальной ассоциации телевещателей многотиражку треста "Запсибэлектросетьстрой". В 1988 году возглавил видео-редакцию "Новости Сургута". В ноябре 1990 года организовал одну из первых в Западной Сибири независимых телерадиокомпаний "СургутИнформ-ТВ". В 1999 году HAT признала "СургутИнформ-ТВ" лучшей региональной телекомпанией России. С 2000 года - Генеральный директор окружной телерадиокомпании "Югра", член Академии Российского телевидения. На "ТЭФИ-2001" телерадиокомпания "Югра" стала лауреатом в номинации "Дизайн и оформление канала". В 2002 году Национальной ассоциацией телевещателей России ОТРК "Югра" признана лучшей телерадиокомпанией года
— Олег Александрович, какие, на Ваш взгляд, основные проблемы мешают сегодня развитию регионального вещания? Как с ними справляется компания "Югра"?
— Основные проблемы развития региональных компаний сегодня — это прежде всего отсутствие профессиональных кадров. Когда у телеоператора проходят первые минуты эйфории от того, что по телевизору показывают снятый им сюжет, он начинает задумываться: почему картинка получилась не такая, как на Первом канале, НТВ и даже не как на М1? При таких результатах работы невольно приходишь к мысли, что "кадры решают все". Если 12 лет назад можно было сказать, что все решает техника, так как тогда невозможно было купить ни видеокамеру, ни видеомагнитофон, то сегодня новые цифровые форматы позволяют даже в регионах делать фильмы, которые будут интересны центральным каналам. Так, свой первый телевизионный игровой фильм "Золото Югры" мы сняли видеокамерой системы DVCam дол., стоимостью 3,5 тыс. однако он с успехом прошел на НТВ, СТС, ТНТ и других телеканалах. Так что на сегодняшний день главное — профессиональные кадры: операторы, инженеры, режиссеры, осветители, куаферы, корреспонденты, ведущие...
В подготовке своих кадров мы ис пользуем прежде всего семинары "Интерньюс", "Школу Познера", курсы Би-би-си, центра "Практика" ; направляем людей учиться во ВГИК. Кинопроизводство познаем, работая плечом к плечу с уже известными мастерами. Так, в качестве режиссера цикла телефильмов по произведениям Василия Шукшина с нами сотрудничал Аркадий Серенко, который одновременно является и деканом режиссерского факультета ВГИКа. Наши молодые специалисты очень многому научились у этого мастера. Работа рядом с профессионалом — лучшая школа.
— Что представляет собой сегодня рынок вещания в Ханты-Мансийске? Какую аудиторию охватывает вещанием ОТРК "Югра"?
— Сегодня телекомпания "Югра" ведет трансляцию в Ханты-Мансийском округе, который включает Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Сургут, Когалым, Нефтеюганск и другие города, а также в Уральском федеральном округе (Челябинск, Магнитогорск). Несколько собственных информационных программ выходят на телеканале "Ермак" в Екатеринбурге и Тюмени. Наша потенциальная аудитория — 3 млн человек.
— Как Вы решаете вопросы технического переоснащения телеканала?
— На данном этапе телекомпания использует в работе три формата: информационная служба — формат Д-9 фирмы JVC , а производство художественных программ и телесериалов идет в формате Digital Betacam , Betacam SP.
В Шукшинском цикле снимались известные актеры: Л. Гурченко, А. Роговцева, М. Башаров, А. Панин, В. Сухорукое и др.
Сотрудники нашего отдела кинопроизводства обеспечили съемки но вых телесериалов "Черная лошадка", "Московская сага" также в формате HDcam . "Новинка" оказалась для нас достаточно рентабельной.
— Олег Александрович, каковы технологические и административные причины перехода вашей компании со спутника "Интелсат" на "Экспресс-бА"?
— Главной причиной этого перехода явилась экономия средств. Эксплуатация российского спутника оказалась на 200 тыс. дол. в год дешевле. Оказало влияние и постановление Правительства РФ, регламентирующее работу государственных предприятий на зарубежных спутниках.
"Интерспутник", в отличие от NSS , может предоставлять для нашей мобильной спутниковой станции аренду частотного ресурса по требованию, что расширяет возможности информационного вещания телеканала "Югра". Сегодня мы можем предложить услуги центральным каналам: например, мы готовы оперативно установить телемост "Москва — Западная Сибирь", если это будет необходимо. Уже проведена экспериментальная трансляция, получены необходимые лицензии.
— ОТРК "Югра" осуществляет вещание по своей спутниковой се ти. С какими правовыми проблема ми в сфере сетевого вещания Вам приходится сталкиваться?
— Ханты-Мансийский округ занимает территорию по площади чуть меньше Франции, поэтому для обеспечения устойчивой телефонной связи, телевизионного вещания во всех населенных пунктах округа, между которыми только болота и реки, в 1997 году было принято решение правительства округа "О создании спутниковой сети "Югория". Благодаря этому сегодня телефонная связь и телевидение пришли в самые далекие национальные поселки округа: Няксимволь, Игрим, Березово, Ларьяк и другие. Очевидно, что это не коммерческий проект, а прежде всего социальный.
Правовых проблем здесь не было. Единственная проблема — это остатки монополии ОРТПЦ, который никак не хочет переходить от старых диктаторских позиций к цивилизованному бизнесу. Надеемся, что новое руководство РТРС — сторонники рыночной экономики.
— Какова политика компании в области программирования? На какую аудиторию рассчитаны программы?
Телекомпания "Югра" — это семейный канал, который стремится быть интересным всем "от мала до велика". У нас в сетке вещания есть "линейки" из советского телевидения — "Телешкола", "Литературный экран". В вечернем праймтайме — только отечественное кино; 7% вещания вот уже три года отдано спорту, 16% — детям.
Дети — наш особый зритель; у нас в Ханты-Мансийске работает детская студия игровых и мультипликационных программ при Центре искусств для одаренных детей Севера. Наши юные корреспонденты и актеры сами делают программы "Детский мир", "Одни дома", участвуют в создании детских сериалов. Программа "Говорун-шоу", нацеленная на освоение знаний по русскому языку, стала лауреатом "ТЭФИ-регион'2002". Сейчас молодежная студия совместно с Югорским научно-исследовательским институтом информационных технологий производит программу "Цифровые новости". Конечно, имея такую человеческую" телесетку, порой трудно тягаться с боевиками на других каналах, но трехгодичный опыт показал, что зрительский интерес к нашему каналу вырос почти в два раза и в нашем округе мы уступаем только Первому каналу и РТР.
— Принято считать, что детские передачи редки на ТВ из-за их низкого рейтинга. В то же время Вы продюсировали детскую спортивную передачу на одном из центральных каналов. С Вашей стороны это была благотворительная акция, или здесь присутствовал коммерческий интерес?
— Детская программа " STAR -старт" для меня, как для продюсера, самый успешный проект. Главная заслуга этого проекта в том, что вот уже четыре года в него играют дети. Про НТВ и стала лауреатом "ТЭФИ- 2000" как лучшая детская программа.
Конечно, о коммерческом успехе детских программ говорить не приходится. Была идея, чтобы программа " STAR -старт" стала движением, как, к примеру, КВН. Но сегодня проект идет только на телеканалах "Югра" и "СургутИнформ-ТВ". Для детворы он и сегодня успешный. Такого количества участников нет ни у одной детской телепрограммы.
— Почему спортивным программам на Вашем канале отдано до 7% эфирного времени, при том что другие каналы (даже центральные) выделяют спорту максимум 2%. Расскажите об организации соревнований по биатлону в Ханты-Мансийске.
Но главный вид спорта у нас — это, конечно же, биатлон. Телекомпания "Югра" стала официальным бродкастером 38-го чемпионата мира по биатлону в Ханты-Мансийске с 12 по 24 марта 2003 г. В истории России это первый подобный чемпионат. Телекомпания "Югра" прошла все тесты "Евровидения" и будет вести трансляцию гонки с помощью 32 цифровых камер Digital Betacam для всех телекомпаний мира. На трассе установлены 20-метровый кран, автоматическая тележка с длиной пробега 50 м. В ПТС задействовано семь длиннофокусных объективов фирмы ANJANIE , а в обеспечении трансляции — 15 км (!) триаксиального кабеля. Изюминкой гонки станет своеобразный вольер для северных оленей, на фоне которого будут пробегать стреляющие лыжники.
Нашими партнерами по трансляции будут телекомпании ARD и ZDF (Германия). В России телетрансляции пройдут на Первом канале и РТР.
— В ближайшем будущем должен появиться общероссийский спортивный канал. Как Вы оцениваете его перспективы? Сможет ли он (и должен ли) существовать исключительно на средства, получаемые от рекламы?
— Я думаю, что время спортивного телеканала пришло. У него есть своя потенциальная аудитория: это подтверждают рейтинги чемпионатов мира и крупных соревнований. Трансляции соревнований с Кубка мира по биатлону в Германии уже занимают устойчивое место в вечерней сетке телеканалов ARD и ZDF. Их рейтинги сопоставимы с рейтингами блокбастеров. Уверен, что и на российских центральных каналах спорт может стать рейтинговым, если его будут показывать регулярно и перенесут трансляции с ночного времени на дневное.
Специализированный канал, я думаю, первое время вряд ли будет существовать только за счет рекламы.
У нас еще нет той культуры спонсорства, которая существует в Европе и Америке.
— Уже в течение нескольких лет ваша компания снимает телесериалы. Почему Вы этим занимаетесь? Как решаются организационные и финансовые вопросы производства фильма?
— Производством телесериалов мы занимаемся всего два года. Кроме названных выше сериалов мы сняли юмористический цикл "Писаки" (8 серий по 26 минут). В 2001 году он стал номинантом ТЭФИ. По заказу РТР произведено 44 серии молодежного фильма "FM и ребята". Сейчас по заказу Первого канала заканчиваем 13 серий юмористического сериала, где главную роль исполняет Ефим Шифрин. Премьера должна состояться в апреле этого года на Первом канале.
В производстве находится 12-серийный фильм "Буровая". Это дебют народного артиста СССР Леонида Кулагина в качестве кинорежиссера сериалов. В апреле-мае на НТВ состоится премьера сериала "Сокровища мертвых" (6 серий по 52 минуты), режиссер Игорь Шавлак. В апреле на канале RenTV выйдут новые 20 серий "FM и ребята". Снимается полнометражный фильм по HD-технологии — новогодняя сказка "Четвертое желание", режиссер Ольга Перуновская. В роли югорского Деда Мороза снялся "антикиллер" Гоша Куценко. Если первые проектыснимались за счет спонсорских денег, то последние — за счет средств НТВ, РТР и Первого канала. За последние полтора года из Москвы в Ханты-Мансийск на кинопроизводство привлечены средства в размере $1 млн.
— Только что в Ханты-Мансийске прошел Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня". Вы были генеральным директором этого фестиваля. Как удалось собрать столь звездный состав: П. Ришар, М. Мерсье, К. Занусси, А. Абдулов, С. Соловьев и многие другие? Расскажите об организационной стороне фестиваля. Какие цели Вы ставили и все ли удалось осуществить?
— Кинофестиваль "Дух огня" можно рассматривать как один из этапов работы телекомпании "Югра" в кинопроизводстве. Надеюсь, что в будущем фестиваль станет своеобразной кинобиржей, куда будут съезжаться продюсеры в поисках новых талантов. Но это мечты, а пока результат фестиваля — наш дебют с Сергеем Соловьевым и Евгением Гришковцом в новом кинопроекте "О чем не хотят знать женщины",снятом по HD-технологии. А слухи о гонорарах кинозвезд очень преувеличены. Благополучие фестиваля всецело зависит от благополучия спонсоров — нефтяных компаний ТНК, "ЮКОС", "ЛУКойл", "Сургутнефтегаз", авиакомпании "UTair".
— Известно, что ОТРК "Югра" - одна из самых оснащенных в техническом плане компания. Производство программ идет в цифре. Имеется новый комплекс автоматизированного вещания. Собираетесь ли Вы переходить на цифровое вещание и какие сложности в связи с этим у Вас могут появиться? Можно ли сегодня рассматривать цифровое телевидение как бизнес-модель?
— Сегодня о цифровом вещании можно говорить только как об эксперименте. В его организации нет никаких проблем, а вот замена парка телевизоров у жителей России, думаю, затянется лет на десять. В нашей стране многие только недавно "Рубины" и "Рекорды" поменяли на современные модели. Эта программа даже в Америке, при правительственной поддержке, застопорилась. Цифровое телевидение — очень далекий, но перспективный бизнес.
— Сейчас идет много споров по поводу необходимости появления окружного телевидения. Ваша компания — один из учредителей телевидения Уральского федерального округа. Возможно ли появление подобного типа телевидения в других округах и что мешает активизации этого процесса?
— Сегодня уже созданы сети "Ермак" и "Сибирь". Взят правильный курс на то, что это коммерческие каналы с государственным лоббированием. Такое сочетание может принести успех. Участвуя в конкурсах на частоты в крупных городах, они имеют фору в два голоса - представителя федерального округа и представителя субъекта. При правильном менеджменте эти проекты могут принести коммерческий успех, так как малые города, поселки, как правило, их не интересуют.
— Собираетесь ли Вы вводить систему интерактивного телевидения и какие элементы интерактива уже используются в программах? Видите ли Вы в этом направлении определенные коммерческие перспективы?
— За интерактивным телевидением большое будущее. Но это платное коммерческое телевидение; мы же строим модель общественного телевидения, доступного всем. А вот элементы интерактива мы используем. Телезрителю эта "игрушка" понравилась. Например, во всех программах прямого эфира мы используем интерактивное голосование. Сегодня в течение часа к нам могут дозвониться около 4 тысяч телезрителей, и это не предел. Коммерческое использование интерактива еще не достигло своего пика. Оно не сводится только к плате за телефонные звонки. Многие возможности еще не раскрыты.
— Как Вам удается совмещать работу сразу по нескольким направлениям и зачем Вам это?
— Я являюсь организатором международного музыкального фестиваля "Югра", театрального фестиваля "Чайка", фестиваля кинематографических дебютов "Дух огня" — и все это делаю для того, чтобы телеканал "Югра" был интересным. Новые встречи, новые герои, новые люди способствуют этому. Во время проведения фестивалей рейтинг телеканала "Югра" повышается. Первыми зрителями наших телесериалов становятся тоже жители Югры.
— Что для Вас значит понятие "успешный канал"? Из чего складывается эта успешность?
— Я думаю, любой продюсер мечтает, чтобы его продукт был успешным. Угодить всем невозможно. Но когда твой продукт нравится большинству и собственная деятельность приносит удовлетворение — это и есть успешная работа. Телеканал "Югра" я сегодня могу назвать успешным телеканалом.
Уважаемая редакция!
Хотел бы поблагодарить вас за опубликованную в журнале "Broadcasting" № 8 за 2002 год беседу с Леонидом Егоровичем Варакиным, которая очень удачно и содержательно показала его большой вклад в российскую науку и технику. Его деятельная натура блестяще характеризуется двумя короткими фразами из текста беседы: "Нужно работать" и "В России нельзя брать пессимистом" . В последней фразе, вынесенной, кстати, на обложку журнала, прячется скромность Леонида Егоровича. Я знаю его много лет, и на самом деле его основное жизненное правило звучит немного иначе: "В России нужно быть оптимистом!"
С уважением
Генеральный директор
Международной организации
космической связи "Интерспутник"
(экс-министр связи СССР)
Кудрявцев Геннадий Георгиевич
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2003
Посещений: 14209
Автор
| |||
В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций