В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Роман Петренко
Генеральный директор канала ТНТ
Роман Петренко родился в Мурманске. По окончании мореходного училища работал начальником корабельной радиостанции на рыбацких сейнерах. Затем в Калининградском высшем военно-морском училище получил специальность радиотехник-электронщик. Занятие бизнесом Петренко начал с должности Роман Петренко управляющего филиалом Генеральный директор канала ТНТ финской фирмы по прокату автомобилей. Окончив курс обучения менеджменту в Санкт-Петербургском учебном центре LETI-Lovanium, занимался маркетингом в представительствах компаний Unilever, Mars, Unilever и R.J. Reynolds International. В апреле 1998 года Роман Петренко занял пост генерального директора канала СТС - телекомпании, созданной американской корпорацией StoryFirst Communications. Петренко — руководитель новой формации. За семь лет он сделал карьеру, на которую у менеджера в Америке ушло бы как минимум 20-25 лет. Сегодня Роман Петренко руководит каналом ТНТ. Мы попросили его, как профессионального маркетолога, занимающегося телевизионным бизнесом, поделиться с читателями секретами успеха
— Роман, журналистское сообщество признало Вас "Персоной сезона 2001—2002 гг." за "профессиональное управление телевизионным каналом". Как Вы считаете, какие принципы управленческого профессионализма — стратегическое видение, умение контролировать бизнес, способность управлять коллективом — позволили коллегам выделить Вас среди остальных претендентов?
— Эта награда не имеет жестких технических критериев, скорее, она приз симпатий: журналисты просто назвали несколько кандидатур, которые им нравятся именно как профессионалы. Меня же выбрали из числа руководителей телеканалов потому, что наш коллектив создал новое телевидение — СТС, не похожее на другие телекомпании. Надо отметить, что мне присудили приз все-таки за руководство именно этим каналом, а не ТНТ.
Главный принцип работы СТС состоял в том, что телевидение — это бизнес. А так как убыточный бизнес не имеет смысла, то мы стали зарабатывать на телевидении деньги. Мне кажется, это и является главной причиной того, что журналистское сообщество сочло возможным наградить меня этим почетным титулом.
— И все-таки какие принципы управления для вас являются главными?
— На эту тему можно говорить, наверное, часа два, но я попробую ответить кратко. Хорошему менеджеру, во-первых, необходима подходящая команда, во-вторых, важно иметь свое видение. То есть сначала появляется команда, а потом у этой команды появляется видение развития компании в перспективе на 5-10 лет.
— Какие основные проблемы, на Ваш взгляд, мешают сегодня развитию телевещания в России вообще и канала ТНТ в частности?
— Для начала поясню, что я вкладываю в понятие "развитие". В условиях свободного рынка телевидение прогрессирует достаточно быстро. Принцип следующий: после того как появляется третий канал, становится тесно и приходится изобретать что-то новое, чтобы удержаться на плаву. И чем больше телеканалов существует, тем изобретательнее они становятся, ведь для того, чтобы выжить, им нужно найти и занять новую нишу. Чем больше телеканалов будут доступны для зрителя, тем больше у него будет выбор. Вот это я и называю "развитием телевидения".
Развитие телевидения ограничивается двумя факторами. Количество каналов не может все время увеличиваться, во-первых, из-за величины рекламного рынка и, во-вторых, из-за того, что не все игроки на рынке телерадиовещания работают по реальным рыночным правилам. Присутствие государства на телевизионном рынке серьезно мешает развитию телеканалов.
Несмотря на то что Газпром принадлежит государству, ТНТ работает как частная компания, у которой поставлены четкие задачи по получению прибыли. И конечно, нам не нравится тот факт, что государственные компании, получая субсидии от государства, просто мешают развиваться всем остальным участникам рынка, поставленным в неравные рыночные условия.
— Что, на Ваш взгляд, значит "успешный канал"? Какие факторы могут служить мерилом эффективности работы канала?
— Мне кажется, есть только два мерила эффективности работы телеканала: его популярность, то есть рейтинг, и его коммерческая состоятельность, то есть прибыльность.
Что касается аудитории телеканала, то я хочу сказать, что некоторые каналы не нацелены на получение максимальной аудитории по всем возрастным группам. Например, MTV я считаю достаточно успешным проектом, несмотря на то что у него нет больших рейтингов. Если же взять рейтинги по избранной группе, то есть подростковую аудиторию канала, то она, я думаю, достаточно велика.
— И все-таки при какой доле аудитории канал можно считать успешным?
— По большому счету, так вопросставить нельзя, потому что для нишевых каналов типа MTV это одно пороговое значение, а у каналов "широкого профиля" (ТНТ тоже достаточно "широкий" канал) это значение совсем другое. Но я считаю, что российский рынок телерадиовещания вырос настолько, что канал "широкого" формата может стать прибыльным с 5%-ной долей аудитории.
— На чем основывается Ваше мнение?
— Судите сами: 5% от рынка размером в $1 млрд (который, кстати, прогнозируется на 2003 год) составит $50 млн. Даже если телеканал с 5%-ной долей аудитории соберет не $50, а, скажем, $40 млн, то на эти деньги он не только сможет существовать, но и будет развиваться.
— Почему Вы считаете нишевый канал коммерчески более прибыльным? Ведь такие "общеполитические" каналы, как, например, НТВ, не говоря уже об ОРТ и РТР, имеют в регионах большую популярность, чем нишевые?
— Возьмем, к примеру, все тот же канал MTV — достаточно успешный проект, несмотря на то что у него нет большой доли аудитории. Специализация канала — музыка, и ее показ не требует значительных вложений. Поэтому MTV не несет значительных расходов по стоимости контента, программного направления, потому что вещание MTV — бесплатные музыкальные клипы. Работа диджеев в эфире тоже не требует больших расходов. Так что, несмотря на небольшую общую долю аудитории MTV , которая не превышает 2%, этот канал достаточно прибыльный и состоятельный, так как у него нет тех операционных издержек, которые есть у полноформатных каналов.
— В телевизионной среде о Вас говорят как о стороннике коммерческого развлекательного телевидения, концепция которого не требует огромных затрат. Вы согласны с этим?
— Повторяю, что я считаю телевидение бизнесом, который должен приносить прибыль. Главная экономическая формула очень проста: прибыль равна сумме доходов минус расходы. Мы понимаем, какие доходы можем получить, соответственно этому нам нужно соразмерять нашу расходную часть таким образом, чтобы получить прибыль. При этом я бы не сказал, что развлекательное телевидение дешево.
Эффективное ТВ — не прихоть, а абсолютная необходимость. Какой-либо другой подход был бы странен для руководителей каналов большинства зарубежных государств. Для них не существует вороса о том, что нужно жить по средствам.
— При Вашем руководстве канал СТС впервые стал прибыльным и занял 4-е место (после ОРТ, РТР и НТВ) по доле аудитории. Почему Вы ушли именно на ТНТ, на канал, напрямую конкурирующий с СТС? Это вызов или Вы любите "трудные участки"?
— У меня появились разногласия с акционером, поэтому уход с канала СТС стал вынужденным. А если хочешь остаться на телевидении, то возможностей не так много: всего 7-8 каналов, на которых можно работать. Так случилось, что ТНТ, ближайший конкурент СТС, стал моим следующим местом работы, и как оказалось впоследствии, достаточно интересным. Хотя, возглавив ТНТ, я не сразу понял, что это канал, на котором интересно работать.
— Вы специалист по продвижению брендов. Считается, что менеджер-профессионал может продвигать и продавать на рынке все что угодно. Значит ли это, что продвижение телевизионного продукта ничем не отличается от раскрутки таких брендов, как, скажем, корм для домашних животных или марка новых сигарет?
— Конечно, отличается и, прежде всего, временными рамками. Например, Coca-Cola в банке (в отличие от ТВ-программ) — это продукт постоянный во времени. Телевидение (напротив!) — меняющийся продукт, причем утренние программы не похожи на вечерние, а сегодняшние на завтрашние. К тому же на потребительских рынках существует возможность узкой специализации продукта, которой нет на телевизионном рынке.
В России, по данным Gallup, 60% семей имеют всего один телевизор, поэтому такие традиционные приемы маркетинга, как сегментация и целенаправленная атака на выбранный сегмент возможны только условно, поскольку все члены семьи смотрят один телевизор, и у них каждый вечер происходит консенсусное голосование, то есть они вместе решают, какую программу им смотреть. Это, конечно, одно из серьезных отличий потребительского маркетинга от телевизионного.
— СТС позиционировался как канал, ориентированный на молодежную аудиторию, самую привлекательную для рекламодателей. Скажите, на какую аудиторию рассчитаны программы ТНТ и какую нишу на телевизионном рынке России занимает канал?
— Молодежная аудитория СТС была выбрана не только из-за того, что это самая привлекательная, с точки зрения рекламодателей, аудитория, но и потому, что она самая мобильная. У более старшего зрителя (как и вообще у потребителя любого товара) уже сформировался жесткий телевизионный репертуар. Это на языке маркетологов называется "репертуар товаров" или "репертуар каналов". Чтобы привлечь на свой канал уже состоявшегося взрослого зрителя, нужно затратить в три раза больше энергии. Молодой, более мобильный зритель представлял собой не занятую другими каналами аудиторию, к которой и обратился СТС.
Правда, на СТС мы совершили ошибку. Например, во времена безденежья, когда самой дешевой формой программирования были подростковые развлекательные сериалы, мы все эфирное время посвящали им. В результате среди аудитории СТС очень велика доля подростков и недостаточна доля зрителей старше 20 лет. На ТНТ мы хотим сместить баланс в направлении более взрослой аудитории, а именно 18-45 лет.
— Какова политика ТНТ в отношении сетевых партнеров? На СТС взаимоотношения с региональными компаниями значительно отличались от других каналов. Сохранили ли Вы подобные принципы сегодня?
— У нас недавно состоялся съезд сетевых партнеров ТНТ, на котром я как раз декларировал стратегию работы канала со станциями партнерами. Стратегия читается достаточно просто: ТНТ хочет стать самым привлекательным партнером для любой региональной станции.
— Что Вы подразумеваете под понятием "привлекательный партнер"?
— Привлекательность сетевого партнера измеряется четырьмя параметрами. Во-первых, это сила программирования. Надо сказать, что среди сетевых каналов мы здесь пока находимся на втором месте после СТС. Региональный партнер сегодня выбирает между каналами СТС, ТНТ, Ren-TV, ТВЗ, ДТВ, МузТВ и MTV. Федеральные каналы не имеют станций-партнеров, у них есть вещатели и ретрансляторы.
Во-вторых, важен объем рекламного времени, который мы выделяем для региональных партнеров на местную рекламу. По этому параметру ТНТ среди сетевых каналов сегодня занимает первое место. ТНТ лидирует и по третьему параметру - по объему регионального программного времени, который канал оставляет для своих партнеров. Четвертый параметр — это сервис, то есть непосредственно отношения с партнерами. Сейчас мы выстраиваем эту сервисную функцию.
Уже можно констатировать, что по совокупности параметров ТНТ занимает первое место, и это дает о себе знать: за последние полгода явственно ощущается приток новых региональных станций в сеть телеканала.
Кроме того, на канале ТНТ существует система жестких программных окон, которые должны будут удовлетворить практически всех. Мы сейчас изменили их структуру. Мы дали возможность региональным партнерам проголосовать за несколько предложенных сетью вариантов этих окон. И это был первый подобный опыт на российском телевидении.
Есть еще один принцип, который мы декларируем: что выгодно нам (сети) , то должно быть выгодно и нашим региональным партнерам, потому что таким образом мы совместно сможем улучшить качество нашего эфира.
— С какими правовыми проблемами в сфере сетевого вещания приходится сталкиваться?
— На сегодняшний день юридической базы работы с сетью региональных партнеров вообще не существует. То, как оформляют свои отношения сети и станции, с юридической точки зрения фиктивно. Я видел проект новой редакции закона о СМИ, который делал HAT при участии вещателей и который затрагивает все сферы деятельности СМИ. Если эта редакция закона будет принята, то у сетевых станций с их региональными партнерами никаких проблем вообще возникать не будет.
— Каковы принципы программирования канала ТНТ? Только ли коммерческими соображениями определяется показ на ТНТ в основном ток-шоу, спортивных программ и фильмов?
— Я бы поставил знак равенства между коммерческими соображениями и удовлетворением спроса телезрителей. Мы продаем рейтинги, так называемые GRP. То есть чем больше пар глаз смотрят передачи нашего телеканала, тем дороже мы можем продать эфир. И в одну из задач руководства телеканала входит увеличение доли аудитории и получение высоких рейтингов. Больше рейтингов — выше доходы. Поэтому все программы, какие можно видеть в сетке ТНТ, обусловлены ожидаемым зрительским интересом.
— Как, на Ваш взгляд, могут сочетаться такие понятия, как "рейтинг" и "культура" на ТВ?
— Если говорить о канале "Культура" , то это не очень сочетаемые понятия — достаточно посмотреть на рейтинг данного канала.
Я большой поклонник рынка и рыночного регулирования. Что происходит, когда появляется большое количество каналов и огромное количество программ? Эволюция телерынка идет быстро, но все равно не такими темпами, чтобы это было слишком заметно.
Посмотрите, что происходит в эфире в последнее время. Возник спрос на криминальные сериалы — и их появилось огромное количество. Фабрика запущена, и все каналы выпускают криминальные сериалы, которые стали новым увлечением аудитории, вкусы которой пытаются удовлетворить этим путем. Немногим ранее было повальное увлечение американскими сериалами и фильмами. Кстати, среди русских программ лет пять назад не было почти ни одного ток-шоу, да и вообще отечественные программы не были так востребованы, как сегодня.
Но может наступить такой момент, когда все телевидение станет "некультурным", а у зрителей возникнет усталость от этих программ, и тогда тяга зрителя к культуре неминуемо будет заполнена каким-то телеканалом. Кто будет этим первооткрывателем "культурного направления" и заполнит эту нишу, тот и получит все дивиденды.
Сейчас мы делаем перезапуск канала ТНТ, прекрасно понимая, что широкие ниши уже заняты. Мы не можем, например, работать с новостными программами потому, что на отечественном рынке уже есть три серьезных игрока этого направления, и те, кто попытаются конкурировать с ними, просто не получат аудиторию (достаточно посмотреть новости уважаемого мною канала Ren-TV ). Новости на канале Ren-TV уже достигли хорошего уровня и качества, но рейтинг у них на порядок ниже, чем у федеральных каналов, опять же потому, что на отечественном рынке новостей есть признанные лидеры, а рядовой телезритель не нуждается в пяти новостных каналах. Он просто не может сориентироваться в таком количестве.
Мы на ТНТ понимаем, что сегодня многие ниши уже безнадежно заняты, в том числе и легкое раз влекательное телевидение в стиле СТС, так что "ломиться туда" бесполезно. Приходится искать новые идеи, которые потом входят в концепцию нашего телеканала и которые выражены таким не совсем понятным вне контекста лозунгом: "ТНТ помогает". В нашем развлекательном телевидении появляется социальная составляющая, так как мы понимаем, что просто развлекательное телевидение уже существует. Нужно что-то добавлять в нашу концепцию, иначе можно в этой игре проиграть.
Поэтому ответ на вопрос, нужна культура или нет, мне кажется, должен быть следующим: если будет спрос, значит, найдется и предложение. Телевидение — самый демократичный бизнес из всех существующих, потому что зритель голосует каждый день, нажимая кнопки на своем пульте управления телевизором. Если же сегодня спроса на культуру нет, то абсолютно бесполезно "насиловать" каналы, правовым методом пытаясь сделать их более культурными. Такие программы все равно не будут востребованы.
Мы видим, что некоторые передачи, например "Антропология" Дмитрия Диброва или программа Александра Гордона на НТВ (кстати, замечательные программы), имеют 5%-ную долю аудитории. Это очень мало для НТВ (в 3-4 раза меньше, чем средняя доля аудитории канала). Но все-таки эти программы появляются в эфире, так как не все в действительности можно измерить абсолютными цифрами. И 5% зрителей, смотрящих эти программы, составляют интеллектуальную элиту или тех, кто тянется к ней.
— Какие новые проекты появятся в ближайшее время на ТНТ?
ТНТ скоро станет совсем новым каналом. То программирование, которое мы сделали за последние полгода, — это временная сетка. Канал еще не состоялся, настоящий отсчет времени работы нового ТНТ пойдет с 17 февраля 2003 года.
Напомню новую концепцию канала: "ТНТ помогает". Принцип ее состоит в том, что "уход в нишу" является самым эффективным методом конкуренции, так как таким образом телеканал отнимает у конкурента территорию более целенаправленного предложения. Проблема лишь в том, что полностью нишевые каналы не могут подняться выше определенной планки, задаваемой самой нишей, в которой этот канал находится. Поэтому ТНТ — широкий канал, и это уже не нишевый бренд, а целый набор нишевых брендов.
Один из этих брендов — первый в России ежедневный канал кинокомедии. В рамках нашей концепции на канале ежедневно в прайм-тайм можно будет посмотреть кинокомедию. Всем известно, что смех продлевает жизнь, поднимает настроение. Значит, ТНТ каждый вечер даст зрителям возможность посмеяться и продлить свою жизнь. "ТНТ помогает"!
Но не только смехом помогает ТНТ своей аудитории. Существует еще один ежедневный проект — "Завтрак с "Дискавери". Сам по себе канал "Дискавери" — известный бренд, содержащий качественно сделанные научно-познавательные программы. "Дискавери" — это вообще синоним качества в развлекательной документалистике. Каждый день на ТНТ смотрите "Завтрак с "Дискавери". Идея заключается в том, чтобы на завтрак вместе с калориями человек потреблял еще что-то полезное, и 365 подобных "завтраков" за год теоретически сделают человека намного умнее. "ТНТ помогает"!
Ток-шоу "Окна" остается в эфире, так как у программы средняя доля аудитории в эфире 16%, и по этому показателю программа приближается к федеральным каналам. Я искренне считаю, что если программу смотрят, значит, она нужна. Сейчас мы принимаем определенные меры по реабилитации этой программы, даже заказали исследования. Ток-шоу "Окна" — предлагает весь набор человеческих ошибок в одной программе. Следовательно, учись на чу жих ошибках. "ТНТ помогает"!
Помимо этого, на ТНТ масса других новых проектов. Мы запускаем программу " Список влюбленных Российской Федерации", которую можно (с натяжкой) назвать сериалом. Программа представляет собой реконструкцию реальных событий жизни разных людей. В проекте заняты не профессиональные актеры, а любители. Интересна эта программа еще и тем, что каждая серия снимается разными режиссерами. Тем самым мы даем многим молодым талантливым режиссерам возможность реализоваться. Правда, часть сериала будут снимать и известные режиссеры.
Таким образом, мы пытаемся делать такие программы, каких еще не было или нет в эфире в то время, когда мы их показываем. Мы также развиваем новый жанр, который называется "ситком" — ситуационная комедия. Первый сериал ситкома "Саша и Маша" скоро появится на ТНТ. Запускается масса развлекательных программ, таких, как "Запретная зона". Осуществляется интересный информационный проект "Москва. Инструкция по применению". В рамках этой программы будет подниматься масса тем, которые по тем или иным причинам не представлены на ТВ. Например, способы зарабатывания денег. Кто сколько зарабатывает — это предмет кухонных разговоров, но об этом никогда не говорили с экрана. Телевидение изобилует рассказами о том, как украли, но не о том, как заработали. У нас же в программе пройдут сюжеты, например, о том, как и сколько можно заработать на продаже семечек. В программе есть несколько постоянных рубрик,таких, как тема здоровья и экологической безопасности, которые, безусловно, всех интересуют. Один из сюжетов посвящен московским родникам. Передача дает ответы на вопросы: насколько безопасны эти родники, в каком из них самая чистая вода, из каких родников не стоит вообще пить. Об этом и о многих других проблемах современного мегаполиса мы расскажем в программе "Москва. Инструкция по применению".
Таким мы видим развитие ТНТ. Телеканал станет не только развлекательным, но и полезным телезрителю. Правда, быть буквально полезным наш канал все-таки не сможет. Это все равно, что сказать "полезный шоколад". В конце концов, человек ест шоколад не потому, что он полезен, а потому, что приятен. Так и телевидение потребляют, потому что приятно, а не потому, что полезно. Если же приятное при этом сочетается с полезным, то это в два раза вкуснее и интереснее.
Следуя этому правилу, мы планируем с конца мая выход линейки полезных программ, выстроенных одна за другой в одно и то же время по дням недели. Эту будут ток-шоу, дебаты с элементами reality, в которых зрители на реальных примерах получат ответы на многие вопросы.
— Появятся ли на ТНТ новые детские программы?
— Детские программы, безусловно, нам нужны. Мы группируем детские программы в один блок, который будет называться "Мультимир" (мир мультфильмов) и транслироваться два раза в день.
— Какое внимание будет уделяться спортивному вещанию?
— У нас сейчас есть спортивный блок по выходным, который называется "ТНТ-спорт", составляющий 7 часов спортивного вещания в неделю. На нашем канале спорта, наверно, больше, чем на любом другом канале, включая федеральные. Прямой эфир соревнований транслируется по 3,5 часа в субботу и в воскресенье. Правда, с точки зрения рейтинга, это абсолютно провальный проект. Наш зритель не хочет смотреть спортивные программы, и совершенно непонятно, как его заинтересовать ими.
— Как же в таком случае быть с идеей общероссийского спортивного канала? Сможет ли он существовать исключительно на средства от рекламы?
— Я считаю, что такой канал в открытом эфире не может выжить, и не только в России, но и в других странах, где больший объем рекламного рынка. Такой проект сможет существовать только при субсидиях и поддержке государства по двум причинам. Во-первых, общероссийский спортивный канал не соберет добровольную сеть станций-партнеров, которые будут его транслировать в регионах. Все региональные вещатели зарабатывают на рекламе, и если им дать неприбыльный продукт (не нужно питать иллюзию, что они смогут заработать на трансляции спортивных программ), то они его просто не возьмут. Во-вторых, у такого канала очень велики затраты на программирование, в особенности если делать его хорошо. А если еще и производить собственные программы (например, снимать футбольные матчи семью камерами), то необходимы затраты, которые даже не всем самым крупным каналам под силу. Поэтому я считаю, что такой проект невозможен, что это утопия, которая неминуемо ляжет тяжелым грузом на госбюджет. Возникает нормальная ситуация спроса и предложения на телевидении: если нет спроса на продукт, то незачем его навязывать. В противном случае спортивный канал просто умрет.
— Учитываете ли Вы при дальнейшем расширении своей аудитории внедрение цифровых технологий и распространение широкополосного доступа? Не помешает ли это развитию канала ТНТ или, наоборот, Вы приветствуете внедрение новых технологий?
— Для нас технологии доставки сигнала вообще не принципиальны. Мы будем вещать на любом оборудовании, которое дает возможность нашим программам попасть к зрителю. Мы определяем свой бизнес достаточно широко. Есть в английском языке хорошее понятие "inhome entertaiment" (домашнее развлечение). ТНТ — развлечение для дома, и нам все равно, каким образом мы эти развлечения будем доставлять зрителю: по кабелю, через открытый эфир или через спутники. Как только критическая масса каких-то технологий вырастет до того момента, когда ее внедрение будет выгодно, мы просто перейдем на другой носитель и продолжим вещание. Мы не думаем, что цифровое телевидение — это новая форма телевидения. Наоборот, цифра — это то же телевидение с единственной разницей: появлением большого числа конкурирующих каналов.
— Как Вы относитесь к интерактивному телевидению?
— Мне кажется, что когда телезритель смотрит кино, ему не хочется общаться с актерами, он просто смотрит фильм. Я пока не вижу спроса на интерактивность. Есть только зарубежный опыт в этой области. Думаю, что это очередное модное увлечение. Интерактивность — это те технологии, которые уже много лет применяются на телевидении, например, телефонные звонки в прямом эфире. Мы тоже собираемся на ТНТ применять эти технологии — и прямые телефонные линии, и Интернет-голосование, но мы не называем это громкими словами и не видим в этом нового феномена.
Мы даже закрыли несколько программ с прямыми телефонными звонками зрителей, так как считаем, что мнение отдельно взятых граждан не интересно всем остальным. Более того, эти включения утомляют основную массу телезрителей, отвлекают их от действия и в результате делают программу менее интересной.
— Способен ли региональный канал конкурировать с центральными каналами на местах?
— Надо сказать, что такая задача не ставится, так как каналов, которые не являются партнерами той или иной сети, крайне мало. Они составляют всего 0,1% от общего количества региональных телекомпаний. Едва ли в 20 крупнейших городах России наберется хотя бы 5 телеканалов, работающих самостоятельно. Вероятно, существуют в некоторых регионах олигархические проекты, созданные под предвыборные компании, но они проживут недолго.
Во всяком случае для того чтобыс кем-то конкурировать, необходимо понять минусы соперника. Слабая сторона центральных каналов в регионах заключается именно в том, что они федеральные. Способ победить на телерынке в борьбе с национальными каналами и телесетями для регионалов, не обладающих большими бюджетами, заключается в том, чтобы быть ближе к местному зрителю. Трансляция городских, районных и областных новостей, собственных программ, отражающих местные реалии, — вот средство конкуренции регионалов с федеральными каналами, и мы видим, что большое число региональных телекомпаний успешно работает на этом поле.
Но с каждым годом ситуация на телевизионном рынке усложняется и бороться за место под солнцем региональным каналам все сложнее: телевидение становится более "брендированным", а продукт — эксклюзивным. Если сегодня программный продукт, выпускаемый федеральными каналами, будет находиться у них в эксклюзиве и не пойдет в регионы, то многим местным каналам нечего будет показывать, кроме покупных американских фильмов.
— Какова, по-Вашему мнению, формула успеха для региональных компаний?
— Я не верю в независимое телевидение, и даже не в политическом смысле. Просто телекомпания не может существовать сама по себе, ни к кому не присоединившись. Я не вижу места на телевизионном рынке для таких телекомпаний в течение ближайших 5 лет, если только они не будут существовать на какие-то "политические" деньги. Поэтому мой совет региональной телекомпании: выбрать себе лучшего из возможных партнеров и затем обеспечить телеканалу свое лицо. Вместо того чтобы делать 20-часовое программирование среднего уровня, возьмите себе 2 часа времени в сети хорошего партнера и делайте отличные программы!
Беседу вели Ирина Ушакова и Сергей Телековский
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2003
Посещений: 31313
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций