Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Завершился 2-й Национальный кинофестиваль дебютов "Движение"

Завершился 2-й Национальный кинофестиваль дебютов "Движение"


29.04.2014

Завершился 2-й Национальный кинофестиваль дебютов "Движение"

27 апреля 2014 года в Омске завершил свою работу второй Национальный кинофестиваль дебютов "Движение". За 5 фестивальных дней конкурсные и внеконкурсные показы посетили более 6 тысяч зрителей, которые отсмотрели 46 различных картин – от "короткого метра" до документального кино. Победителем фестиваля "Движение" стал выпускник ВГИКа Владимир Бек с эротической драмой "Без кожи". Эта же картина получила и приз за операторскую работу.

 Как отметил председатель жюри нынешнего фестиваля, режиссер Владимир Хотиненко, своим решением судейская коллегия отметила "молодость и новаторство". И действительно, среди всех участников фестиваля именно Владимира Бека наряду с якутским режиссером Михаилом Лукаческим только и можно назвать настоящими дебютантами в кино. Владимир Бек снял свой первый полнометражный фильм "Без кожи" за 30 тысяч рублей. По картине заметно, что Бек – парень, в первую очередь, образованный, отсмотревший немало как классических, так и экспериментальных фильмов. Сюжет картины "Без кожи" оригинальностью, конечно, не поражает: молодые люди – Петр и Лиза – знакомятся при поступлении в театральный университет. Она – столичная жительница, дочь погибшего художника, в одиночестве живущая в его мастерской. Он – приезжий парень, проваливший экзамен в театральный. Юность, первая любовь, первая трагическая потеря, первое расставание, живописные питерские улицы, заваленная монументами таинственная художественная мастерская, музыка Жака Бреля и все то, что многие из нас уже слишком часто видели в кино. Но не отметить смелость молодого режиссера и его умение работать как с оператором – тоже выпускницей ВГИКа Ксенией Середой, так и с молодыми, красивыми актерами, жюри не смогло.

 Другой дебютант – якутский режиссер Михаил Лукачевский – за свои старания над психологической драмой "Белый день" был удостоен диплома и специального упоминания жюри "за уникальный опыт рождения национального кино в XXI веке".  "Белый день" рассказывает историю о случайно застрявшей на заснеженной якутской дороге машине с семьей (парой среднего возраста и грудным ребенком), студенткой и старшеклассником. Водитель, предложивший довести всю эту компания до ближайшей деревни, оказывается алкоголиком и психопатом. Но это, кажется, мало смущает всю компанию, которая не только не пытается найти способ выхода из этой ситуации, но и полностью подчиняется командам своего неуравновешенного водителя. Режиссер при этом периодически показывает семью одного из пассажиров, которую, кажется, совершенно не волнует, почему их сын-старшеклассник добирается до дома уже почти сутки и не выходит на связь. В общем, якутская картина оказалась более чем странным зрелищем, где вполне классические психологические приемы кино щедро и не всегда обоснованно смешиваются с народными якутскими приметами, поверьями и легендами. Качество картины, конечно, оставляет желать лучшего, но то, что кинематограф развивается не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в далекой Республике Саха, уважение, безусловно, заслуживает.

 Второй блок фильмов основного полнометражного конкурса – кино документальное. Таких фильмов было два, причем оба представляли кинематограф совершенно разного качества. Первый фильм – "Русские гонки" Серика Бейсеуова и Сергея Дорогова – документалистика высокого качества, достойная участия не только в фестивалях дебютов, но и на конкурсах уже опытных кинематографистов. Спродюсировала картину, рассказывающую о проходящих на Камчатке гонках на собачьих упряжках, Юлия Мишкенене, сделавшая с Бейсеуовым и Дороговым несколько корпоративных фильмов. Режиссеры картины, что видно по качеству изображения, люди опытные и наблюдательные. Взятая за сюжет история с гонками на собачьих упряжках, конечно, лишь обрамляет портрет людей далекой заснеженной России, где подобные мероприятия – единственное громкое событие года. Бейсеуову и Дорогову удалось достаточно лаконично показать в своей картине и социальные проблемы далекого края, и их нелегкий быт, и нравы. Как результат – приз за лучшую режиссуру.

 Перед создателями другого конкурсного документального фильма "Выпрямительный вздох" - режиссерами Никитой Тихоновым-Рау и Ольгой Арлаускас – задача стояла приблизительно такая же. Они поехали с экспедицией на Дальний Восток и попытались там заснять не только красоту природы, но и портреты живущих на столь дальней территории людей. Но это катастрофически не получилось. Фильм представляет собой череду, кажется, совершенно случайно смонтированных кадров любительской съемки, и не более того. Материал, из которого можно было бы сделать достойное высказывание о проблемах Дальнего Востока и судьбах конкретных людей, в исполнении Тихонова-Рау и Арлаускас получился на удивление неживым. Что, впрочем, не помешало им получить на фестивале специальное упоминание жюри "за оптимистическое высказывание о достоинстве русского человека". Что интересно, эта не отличающаяся высоким качеством документальная работа была сделана при поддержке Министерства культуры РФ, в то время, как "Русские гонки" были сделаны без участия государства.

 Третий блок конкурсных картин – от режиссеров уже достаточно известных в киноиндустрии.  В первую очередь, это, конечно "сериальный дебют" Андрея Прошкина "Переводчик". Этот 4-х серийный телефильм Прошкин снимал со своим оператором Юрием Райским, и уже этот дуэт не вызывает сомнений в качестве картины. Действие сериала происходит во время Великой Отечественной войны. Главный герой – школьный учитель химии, прозванный своими учениками "Чарли" за сходство со знаменитым Чарли Чаплиным. Чарли не только знает химию, но и достаточно хорошо владеет немецким языком. Когда город захватывают немцы, они заставляют Чарли работать их переводчиком, что, конечно, вызывает неодобрение бывших учеников и соседей учителя химии. Роль Чарли сыграл Виталий Хаев, который в сериале Прошкина раскрылся в новом актерском амплуа. Это было отмечено жюри фестиваля: Хаев был удостоен награды за лучшую мужскую роль, а Карина Андоленко, сыгравшая в сериале жену переводчика, - приза за исполнение лучшей женской роли.

 Другая – тоже отчасти сериальная история – "Аптекарь" режиссера Александра Баршака. Для Баршака – это второй полнометражный опыт работы в кино, но "Аптекарь", в отличие от предыдущей работы режиссера фильма "12 месяцев" - это сокращенная версия телесериала, что, конечно, отразилось на качестве фильма. Занимательная фантасмагория по мотивам одноименного романа Владимира Орлова рассказывает о 80-х годах прошлого века. Четверо друзей, скинувшись на бутылку водки, вместо алкогольного напитка получают фею-берегиню (Светлана Ходченкова), готовую исполнить любые желания. Жизнь друзей после этого коренным образом меняется, да и страна тоже стоит на пороге перемен. Видно, что в сериале возможен и социальный, и политический контекст, но сокращенная версия, представленная на фестивале, представляет лишь краткий пересказ всей этой небезынтересной истории, а соответственно, некоторые сюжетные линии в нем просто "провисают". Впрочем, это не помешало жюри присудить Александру Баршаку, выступившему не только режиссером, но и автором сценария, приз за лучший сценарий.

 Завершающим конкурсный показ фильмом был давний проект студий "ТРИТЭ" и "Красная стрела" "Поддубный" режиссера Глеба Орлова. Орлов тоже в отечественной киноиндустрии человек, не сказать, что новый. Да и бюджет картины, созданной при поддержке Фонда кино,  явно не сопоставим с бюджетом ленты Владимира Бека. "Поддубный" рассказывает историю легендарного борца конца XIX-начала XX века Ивана Поддубного. Запорожский казак, работавший простым грузчиком в морпорту, однажды приходит в цирк, влюбляется в акробатку и сам становится артистом. Посмотреть на мощь и силу Поддубного собираются зрители, в числе которых оказываются и высокие чиновники, подыскивающие представителя России для международных соревнований. Поддубный превращается в национального героя, но жизнь его полна трагедий. В общем, история для современного массового кино потенциально успешная, что уже успел доказать предыдущий проект "ТРИТЭ" "Легенда № 17" Николая Лебедева. "Поддубный" в режиссерском плане выглядит намного скромнее "Легенды №17", а артист Пореченков, играющий силача, проигрывает красавцу Даниле Козловскому в образе Валерия Харламова. Но кажется, что это мало волнует зрителя. По крайней мере, омская аудитория осталась от картины в восторге и присудила фильму приз зрительских симпатий, что уже можно считать серьезной заявкой на будущий кассовый успех ленты.

 Хотя в целом омские зрители достаточно серьезно интересовались всеми фильмами из программы 2-го Национального кинофестиваля дебютов "Движение". Почти на каждом показе в зале не оставалось свободных мест, большинство зрители досматривали картины до конца и благодарно аплодировали даже не самым сильным картинам. Это внушает надежду, что отечественное кино, а в особенности кино дебютное, вопреки показателям прокатной статистики, все-таки может найти своего зрителя. Кинофестиваль "Движение" - яркое  тому подтверждение.

Предлагаем вашему вниманию полный список победителей 2-го Национального кинофестиваля дебютов "Движение":

  • Главный приз – "Без кожи", режиссер Владимир Бек

  •  Приз зрительских симпатий – "Поддубный", режиссер Глеб Орлов

  •  Приз за лучшую режиссуру – Серик Бейсеуов, Сергей Догоров, фильм "Русские гонки"

  •  Приз за лучшую операторскую работу – Ксения Середа, фильм "Без кожи"

  •  Приз за лучшую женскую роль – Карина Андоленко, фильм "Переводчик"

  •  Приз за лучшую мужскую роль – Виталий Хаев, фильм "Переводчик"

  •  Специальное упоминание жюри конкурса полнометражных фильмов – "Выпрямительный вздох", режиссеры Никита Тихонов-Рау и Ольга Арлаускас, "Белый день", режиссер Михаил Лукачевский

  •  Приз за лучший короткометражный фильм – "Любовь. Любовь. Любовь", режиссер Сандхья Сундарам

  •  Дипломы жюри конкурса короткометражных фильмов – "Свояси", режиссер Денис Колеров, "Проверка", режиссер Гала Суханова

  •  Приз за выдающийся вклад в историю российского кино – композитор Эдуард Артемьев

  •  Приз за достижения в профессии – продюсер Кира Саксаганская

Источник:
proficinema.ru