В понедельник Сейм принял законопроект, согласно которому на LRT запрещается коммерческая реклама.
За изменение в законе проголосовали 92 парламентария, воздержались – 4.
С 2015 года в эфире LRT будут допускаться только сообщения о спонсорстве культурных и спортивных мероприятий, и в тех случаях, когда рекламу необходимо транслировать согласно международным соглашениям.
Установлено, что LRT будет финансироваться из госбюджета, средств от продажи программ, сообщений о спонсорстве, а также средств от издательской или коммерческой деятельности.
Доходы не сократятся
Министерство финансов прогнозирует, что в этом году будет собрано 1,826 млрд. подоходного налога жителей, а доходы от акцизов должны составить 3,522 млрд. литов.
Если государству удастся собрать прогнозируемый размер доходов, LRT может рассчитывать примерно на 73,2 млн. из госбюджета.
В прошлом году бюджет LRT составил 71,644 млн. литов.
В 2012 году государство выделило LRT 46,382 млн. литов. Из коммерческой деятельности получено 21,882 млн. литов. Также получено почти 4 млн. литов дотаций и 0,477 млн. литов помощи.
В эфире могут остаться не все деньги
Директор агентства планирования СМИ Carat Рита Ермакайте утверждает, что, когда поправки вступят в силу, наибольшая вероятность, что деньги от рекламы разделят MG Baltic Media, владеющая телеканалами LNK, TV1 и BTV, а также Modern Times Group, владеющая каналами TV3, TV8, TV6.
Но она отметила, что не все деньги, которые достигают LRT, могут остаться на рынке телевидения.
"Роль интернета растет, и происходит перераспределение денег", – сказала она.
И все же, она сказала, что заказчики рекламы не ощутят больших потерь, когда будет запрещена реклама на LRT, так как целевой аудитории они могут достичь через специальные передачи на коммерческих каналах.
"После запрета рекламы на LRT, я думаю, возможны три сценария: деньги перейдут другим СМИ, заказчики рекламы будут усиливать рекламу на коммерческих каналах, или будут экономить", – сказала она.
Слишком мало, чтобы изменить рынок
Директор агентства Media House Роландас Рагаляускас считает, что часть рекламного рынка, которую занимает LRT, слишком маленькая, чтобы изменить весь рынок.
"Те, кто выбирает телевидение, и дальше будут выбирать телевидение. Если предприятия уже предусмотрели бюджеты для телевидения, то и потратят на него. Просто будут искать, чем заменить LRT", – сказал собеседник.
Директор агентства Inspired UM Васарис Оржекаускас уверен, что то, что LRT не будет конкурировать на рынке рекламы, будет выгодно самым крупным телеканалам. Вместе с тем, он отмечает, что реклама на телевидение для заказчиков может подорожать.
Будут выбирать другие небольшие телеканалыLRT, как основной канал для рекламы, выбрало предприятие Birstono mineraliniai vandenys.
Представитель предприятия Аусте Пранцкуте сказала, что этот канал достигает ту аудиторию, которая нужна предприятию.
По ее словам, будет обсуждаться возможность рекламироваться на других, более мелких телеканалах, возможно, региональных.
Компания Teo для рекламы уже сейчас выбирает не один телеканал. Представитель компании Антанас Бубнялис утверждал, что, когда на LRT запретят коммерческую рекламу, придется думать, как сохранить эффективность рекламы.
"Цель рекламы – представить информацию для определенной аудитории. Это можно сделать разными способами или каналами. В любом случае, если один канал изымается из рынка рекламы, придется искать другие способы, чтобы достичь тех же целей".
Будет продолжать конкурировать
Между тем, директор телеканала LRT Римвидас Палецкис утверждает, что телеканал будет продолжать конкурировать с другими, но не за деньги от рекламы, а за аудиторию.
"Мы будем продолжать стремиться не только сохранить, но и увеличить аудиторию. (…) Для качественной продукции нужны профессионалы, а они дорого стоят", – сказал собеседник.
На вопрос, изменит ли запрет на рекламу лицо телеканала, Палецкис ответил, что сетка телевизионных программ кардинально не изменится.
"Не хотелось бы, чтобы у LRT был один процент зрителей. Все равно надо думать о том, чтобы люди находили здесь то, что ищут", – сказал глава LRT.