ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ

Реклама на сайте


Форум  / Глоссарий  / Энциклопедия  / Подписка  / Публикации  / iMag  / Объявления  / Журнал  / Медиакиты  / Мероприятия  / Услуги

Новости проекта

Слияния, поглощения

Назначения, кадры

Жизнь отрасли

Операторы доступа

Рекламный рынок

Контент

Закон и порядок


Карта активности

Энциклопедия

Исследование

Проекты и Решения

Стандарты

Объявления

Исторический календарь

Открытки


О журнале

Каталоги продукции

Спутниковая связь и вещание

Техника кино

Авторам!

Наши партнеры


Бесплатная подписка

Платная подписка

Контакты

Ссылки

Мероприятия

    Медиахолдинги: жаркое лето 2005 года

Реклама на сайте

Медиахолдинги: жаркое лето 2005 года


29.08.2005

Этот год, без всякого сомнения, станет рекордным по числу сделок на медиарынке России. Возможно, к событиям 2005 года и пресса, и политтехнологи будут еще не раз обращаться для того, чтобы объяснить результаты выборов 2001/2008 года. "Новости СМИ" решили выстроить хронологию крупнейших сделок, которые произошли с января по август 2005 года и попытаться ответить на вопрос, что же на самом деле происходит с медиа, к чему готовится рынок?

Рынок печатных СМИ в силу своей специфики - громадного числа, как изданий, так и издателей - похож на мегаполис. Здесь всегда что-нибудь происходит: запускаются новые проекты, закрываются газеты и журналы, появляются новые издатели и инвесторы. Не стал исключением и 2005 год.

Талантливый мистер Сауэр

Этого год для рынка прессы начался со знакового события. В январе стало известно, что скандинавская Sanoma Magazines, входящая в холдинг SanomaWSOY Group со штаб-квартирой в Хельсинки, поглощает издательский дом "Индепендент Медиа". Сумма, за которую западный медиа-холдинг выкупил 100% акций российского ИД - 142 млн. евро ($185 млн.), - впечатлила многих игроков рынка. Эксперты объясняют столь высокую цену тем, что SanomaWSOY очень спешила войти на российский рынок СМИ, пока продолжается его рост.

Поглощение ИД "Индепендент Медиа" участниками рынка было названо крупнейшей сделкой за всю историю российского рынка печатных СМИ. При этом высказывалось мнение, что вместе с финнами в Россию придут новые технологии, в том числе в области распространения изданий и сбора рекламы.

Руководство группы SanomaWSOY объяснило решение купить одного из ведущих игроков на российском рынке печати стремлением увеличить прибыль группы. Во всяком случае, акционеров группы (акции SanomaWSOY котируются на Хельсинской фондовой бирже) топ-менеджменту удалось убедить, что покупка ИД "Индепендент Медиа" - это реальный способ увеличить продажи, особенно на фоне замедления темпов роста в Скандинавии и Центральной Европе (продажи "Индепендент Медиа" в последние три года ежегодно росли на 25%), и сделка была одобрена.

По оценкам исследовательского агентства "Медиамарк", оборот "Индепендент Медиа" по итогам 2004 г. составил $140 млн.

Хотя факт продажи руководством ИД "Индепендент Медиа" во главе с Дерком Сауэром 100% пакета акций для участников рынка - неожиданность, все же приход стратегического партнера в ИД - иностранного или отечественною не суть важно - прогнозировался давно. Еще в 2003 г. руководство "Индепендента" уступило 35% акций издательскому дому "Проф-Медиа". Планировалось, что в будущем "Индепендент Медиа" и "Проф-Медиа" объединятся и создадут крупнейший медиахолдинг. Но через год с небольшим партнеры разошлись: основатели издательского дома выкупили долю обратно. По экспертным оценкам, от этих сделок в выигрыше остался ИД "Проф-Медиа": купили пакет за $35 млн, а продали за $5 млн.

Впрочем, в профессионализме Дерка Сауэра никто не усомнился. Наоборот. Сделку с SanomaWSOY участники рынка оценили весьма и весьма высоко. Так, генеральный директор ИД "Эдипресс-Конлига", Раиса Неяглова-Колосова считает эту покупку логичной: "Компания Sanoma вышла на российский рынок, купив очень устойчивую компанию - лидера рынка, и ей не пришлось начинать "с нуля" завоевание и без того конкурентного пространства. Мне кажется, что, несмотря на то, что это самая дорогая сделка, для покупателя, в конечном итоге, она окажется самой выгодной из всех произошедших в последнее время на медиарынке".

Генеральный директор ИД "Комсомольская правда" Владимир Сунгоркин смотрит на эту сделку несколько по-другому, полагая, что она была удачной, прежде всего, для прежних - голландских - владельцев. "Там, где "Индепендент Медиа", там всегда xopoший бизнec", - добавляет он.

Действительно, Дерку Сауэру удалось продать акции за весьма приличную сумму и при этом остаться у руля издательского дома.

"Я хорошо знаю работу этой компании (Sanoma Magazines - прим. ред.), - заявил в одном из интервью Дерк Сауэр - Я сам начинал работать в VNL в Голландии, где был редактором совместного с Sanoma журнала. Глава Sanoma Magazin - мой старый друг. Я понимал, что мы сможем работать вместе. Во-вторых, структура этой компании очень децентрализованная, и руководство не указывает менеджерам, как вести дела. И в-третьих, они предложили xopoшие деньги".

"Мертвый сезон" отменяется

Значительная активизация на рынке прессы пришлась в этом году как раз на три летних месяца - июнь, июль и август. Продажа контрольного пакета акций газеты "Известия", продажа журналов "Огонек", "Компания" и "Крестьянка", продажа газет "Московские новости" и "Независимая газета". После таких событий вряд ли кто-то осмелится назвать лето 2005 года "мертвым сезоном".

О том, что холдинг "Проф-Медиа" продаст "Газпром-медиа" 51% пакет акций ОАО "Редакция газеты "Известия", официально было объявлено в начале июня. Сумма сделки, по оценкам экспертов, составила порядка $25 млн.

Руководство "Гапром-Медиа" покупку контрольного пакета акций газеты объяснило намерением укрепить свое положение на рынке прессы (см Диаграммы 3 и 4). По словам генерального директора "Газпром-Медиа" Николая Сенкевича, этой сделкой медиа-холдинг закрывает практически последний сегмент рынка, в котором он не был ранее представлен.

Как выяснилось, о готовящейся сделке знали многие участник рынка. Ряд экспертов издательского рынка посчитали, что в этой сделке преобладает политическая составляющая. Так бывший главный редактор "Известий" Раф Шакиров заявил, что покупка газеты - это продолжение зачистки медийного поля, проводимой Кремлем. Подобную точку зрения высказал прессе и руководитель группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин. По его словам, в расчете на будущие выборы Кремль решил получить монополию на либеральные, но в меру СМИ, сосредоточив их в руках"Газпром-Медиа.

"Огонек" меняет прописку

Не успели утихнуть споры вокруг продажи газеты "Известия", как на рынке произошла еще одна сделка, связанная с не менее известным брендом. Издательский дом "ОВА-Пресс" в середине июня объявил, что продал журнал "Огонек" Петербургскому холдингу "Телекоминвест". Трудно сказать, что больше удивило в этой сделке: сам факт продажи или имя нового владельца. Поскольку сумма сделки не была названа ни тем, ни другим участником, были выдвинуты ряд экспертных оценок Наиболее часто встречаемой из них были - $2 и $3,5 млн.

"Огонек" - явно не профильный актив для телекоммуникационного холдинга, - таково было единодушное мнение участников рынка. Действительно, решение "Телекоминвес-та", специализирующего на рынке телекоммуникаций, стать владельцем столь непростого медийного актива как журнал "Огонек" выглядит довольно смелым.

Управляющий партнер и соучредитель инвесткомпании Russian Media Ventures (владелец ИД "ОВА-Пресс") Питер Герви в качестве основной причины продажи "Огонька" назвал то, что журнал был убыточным активом, который мешал развиваться издательскому дому. В свою очередь, руководство "Телекоминвеста" объяснило приобретение "Огонька" "стремлением поддержать старейший журнал России".

Металлурги укрепили ИД Родионова

Одновременно с известием о продаже журнала "Огонек" руководство ИД Родионова объявило, что сделка по приобретению журнала "Компания" близка к завершению. Как и в случае с продажей "Огонька" сумму сделки стороны не разглашали. По экспертным оценкам она могла равняться $2-3 млн.

На этот раз участники рынка посчитали сделку с покупкой логичной. Правда при этом отмечалось, что издательский дом все же приобретает не самые привлекательные активы на рынке.

Анатолий Ходоровский, директор по аналитике и информации инвестиционной группы "Регион", считает, что покупка журнала "Компания" и логичная, и нет: "С одной стороны, два журнала ("Компания" и "Профиль"- прим. ред.) оказываются в одной нише, но с другой стороны они будут дополнять друг друга. Если учесть то, что в нише деловых изданий рекламный рынок и круг рекламодателей не очень большой, то эта покупка позволит сконцентрировать определенные финансовые ресурсы".

Как известно, вслед за покупкой "Компании", в августе ИД Родионова поглотило ИД "Крестьянка". Столь серьезные приобретения были связаны с изменением состава акционеров издательского дома.

В сентябре 2004 г. крупный бизнесмен Искандер Махмудов ("Уральская горно-металлургическая компания", "Кузбас-сразрезуголь") совместно со своим деловым партнером Андреем Бокаревым выкупили у владельца ИД Родионова Сергея Родионова 50% акции. Таким образом у Сергея Родионова в настоящее время 50% акций издательского дома, а у Искандера Махмудова и Андрея Бокарева - по 25%. Новые совладельцы заверяют, что не намерены вмешиваться в редакционную политику издательского дома. И хотя сделка по покупке акций состоялась осенью 2004 года, вплоть до покупки ИД Родионова журнала "Компания" о новых акционерах никто из участников рынка и не догадывался.

Следует отметить, что в отличие от приобретения журнала "Компания" покупку ИД "Крестьянка" (экспертная оценка суммы сделки - $3 млн.) участники издательского рынка восприняли неоднозначно.

Сам глава ИД Родионова Алексей Волин объясняет новое приобретение тем, что у журнала "Крестьянка" хороший рейтинг, стабильная база лояльных читателей. По его словам "Крестьянка" позволит ИД закрепиться в массовом сегменте.

Раиса Неяглова-Колосова полагает, что покупка ИД Родионова журнала "Домовой" (в конце 2004 года) - это логичный шаг по развитию бизнеса ИД, все продукты которого были рассчитаны на мужскую аудиторию.

А вот целесообразность покупки "Крестьянки" вызывает у Раисы Неягловой-Колосовой некоторые сомнения: "Крестьянка" давно искала покупателя, но это издание несет на себе отпечаток старой, возрастной аудитории. На мой взгляд, издателю потребуется приложить большие усилия по перепозиционированию журнала".

Владимир Сунгоркин, в свою очередь, считает, что все покупки ИД Родионова являются логичными с точки зрения бизнеса.

Участь общественно-политических газет

В июле-августе сменили своих владельцев сразу две газеты - еженедельник "Московские новости" и "Независимая газета".

В начале июля Леонид Невзлин продал "Московские новости" украинскому медиамагнату Вадиму Рабиновичу, который возглавляет холдинг Media International Group (MIG).

По экспертным данным, объем рекламных поступлений, привлеченных "Московскими новостями" в 2004 году мог составлять $200 тыс.

По мнению ряда издателей, стоимость "Московских новостей" вряд ли могла превысить $ 1 млн.

"Приход в это издание непрофессионального коллектива привел к тому, что издание неоднократно переходило из рук в руки и в итоге потеряло аудиторию", - комментирует эту ситуацию Анатолий Ходоровский.

Вслед за Леонидом Невзлиным продал в августе "Независимую газету" и другой опальный российский олигарх Борис Березовский. Впрочем о сделке по продаже газеты стало из вестно в начале июня, когда во время кадровых перестановок в ИД "Коммерсанть" Борис Березовский сообщил прессе о своем твердом намерении избавиться от этого актива. По словам г-на Березовского, причина продажи проста, - ему необходимо сконцентрироваться на развитии ИД "Коммерсанть". Новым владельцем газеты стал помощник министра экономического развития Константин Ремчуков.

Анатолий Ходоровский считает продажу "Независимой газеты" не очень понятной: "У Березовского хотели выкупить ИД "Коммерсанта", но он его не продал. А продажа "Независимой" - это отказ от игрушки, так как, на мой взгляд, политического влияния СМИ в данном случае уже не имеет. Политическое влияние печатных СМИ постепенно снижается, и Березовский, отказываясь продавать "Коммерсантъ", продал "Независимую".

По оценкам экспертов, стоимость этого актива может составлять от $ 1,5 млн до $5 млн.

"Промсвязькапитал" строит медиа-холдинг

Группа "Промсвязькапитал", управляющая активами "Промсвязьбанка", решила громко заявить о себе на медиа-рынке. В августе она стала единоличным владельцем издательства "Труд", выкупив у менеджеров газеты 50% акций (экспертная оценка суммы сделки - $8 млн.). Группа планирует объединить имеющиеся в ее распоряжении медиа-активы в единый холдинг. Таким образом, в скором времени на газетном рынке может появиться серьезный игрок.

Из медиа-активов, помимо акций газеты "Труд", "Промсвязькапитал" управляет контрольными пакетами издательского дома "Аргументы и факты", сетей распространения печатной продукции "Метропресс" в Петербурге, "Мособлпечать" и "АиФ", а также владеет контрольным пакетом типографии "Медиа-Пресса".

Следует отметить, что для "Промсвязькапитала" необходимость получения полного контроля над издательством "Труд", скорее всего, связана с семиэтажным зданием в Настасьинском переулке. Его ориентировочная стоимость может составлять $10-11 млн.

Опрошенные "НСМИ" эксперты разделились в своих оценках причин происходящих на медиа-рынке событий.

С одной стороны, многие не исключают того, что неясные и вызывающие вопросы сделки, такие как покупка "Московских новостей", "Независимой газеты", журнала "Огонек", газеты "Труд" - объясняются подготовкой к предвыборным кампаниям.

"В приобретении газет есть не только рыночные мотивы, но и, по-видимому, политические причины", - считает Раиса Неяглова-Колосова. С ней согласен и Владимир Сунгоркин: "Бизнес-сделки (покупка "Индепендент Медиа", приобретения ИД Родионова) не имеют никакого отношения к началу подготовки к предвыборным кампаниям 2007/2008. И наоборот, только политическими надеждами можно объяснить остальные сделки".

Однако Анатолий Ходоровский отрицает какую-либо связь этих событий с приближающимися выборами: "Оживление на рынке, на мой взгляд, не объясняется политическими причинами. Нельзя говорить о подготовке к предвыборной кампании, т. к. влияние изданий с тиражом - 10 - 15 тыс. довольно несущественно".

С другой стороны, логичные бизнес-сделки эксперты объясняют развитием рынка печатных СМИ. Раиса Неяглова-Колосова полагает, что оживление на рынке объясняется процессом его укрупнения. "Рынок стал очень насыщенным, в результате, работать на нем могут только компании с хорошим финансовым положением. Рынок сейчас требует очень качественного продукта, больших затрат по распространению и продвижению, - считает она. - Сегодня за те деньги, на которые 5 лет назад можно было запустить 5 продуктов, можно запустить лишь один. Чтобы прочно стоять на ногах, запускать и развивать новые продукты - нужна финансовая помощь".

Владимир Сунгоркин полагает, что оживление на медиарынке (имеются в виду бизнес-сделки) объясняется быстрым ростом рекламного и потребительского рынков. Идет не только процесс структурирования рынка, но и накапливается у нормальных рыночных изданий кредитная история. Появляется возможность покупать и продавать издания, у которых есть какая-то история - история прибыли, история финансовой отчетности. Четыре года назад у многих изданий не было никакой кредитной истории, сейчас рынок становится более прозрачным, растет доверие инвесторов. Четыре года назад почти все печатные СМИ были "котами в мешке".

"Звезда" и "Домашний"

Событий на телевизионном и радийном рынках было на порядок меньше, чем в печатных СМИ. Но если учитывать капиталоемкость сделок, то телевидение оставляет далеко позади за собой весь рынок прессы.

В феврале-марте были запущены два новых телеканала: Министерство обороны РФ в конце феврала начало вещание в дециметровом диапазоне государственно-патриотического канала "Звезда", а холдинг "СТС-Медиа" в начале марта на частоте канала "Ml" запустил "Домашний". Совпадение в сроках запуска государственного и частного телеканалов наглядно продемонстрировало отношение участников рынка и журналистского сообщества к инициативам государства в области телевидения.

Согласно бизнес-плану, на первый год вещания каналу "Звезда" выделено $15 млн., а уже на втором году работы затраты заметно возрастут и составят около $60 млн. (большая часть средств пойдет на развитие сети канала). Большинство участников рынка скептически оценили планы военного ведомства. Наиболее часто высказывалась мысль, что выделенные из бюджета деньги освоят, а результат достигнут не будет.

В свою очередь руководство "СТС-Медиа" для запуска канала "Домашний" обращалось за кредитом в Европейский банк реконструкции и развития и в итоге получило от банка кредит на $60 млн.

В отличие от телеканала "Звезда" медийное сообщество в целом положительно оценило инициативу "СТС-Медиа". В частности руководитель Аналитического центра ГК "Видео Интернешнл" Виктор Коломиец полагает, что уже до конца года "Домашний" способен получить 5 % доли всей аудитории.

Bertelsmann пришел в Россию

Переговоры создателей канала "Ren-TV" Ирэны и Дмитрия Лесневских о продаже 30% пакета акций привели в итоге к полной смене владельцев. В начале июля Ирэна и ДмитрийЛесневские объявили о продаже акций RTL Group, входящей в крупнейший немецкий медиа-холдинг Bertelsmann AG. Владелец оставшихся 69, 99% акций - РАО "ЕЭС России" - тут же продал свой пакет группе "Северсталь". По официальной информации, сумма сделки РАО "ЕЭС России" и "Северстали" составила $ 100 млн.

Однако большинство участников рынка считают, что "Ren-TV" обошлось группе "Северсталь" сравнительно недорого. По оценке фонда DeltaPrivateEquityPartners стоимость всего "Ren-TV" превышает $300 млн.

По словам Ирэны Лесневской, в течение последних двух лет к ним поступало большое количество предложений об участии в "REN-TV" от российских и зарубежных компаний, но остановили они свой выбор именно на RTL Group.

В свою очередь президент RTL Group Герхардт Цайлер объяснил приобретение акций "REN-TV" тем, что российсский рынок - один из наиболее быстро развивающихся рекламных рынков в мире.

Сразу после сделки перспективы развития канала "REN-TV" оценивалась очень высоко. Участники рынка отмечали, что смена собственника "REN-TV" положительно скажется на российском медиабизнесе. Так, генеральный директор телеканала "MTV-Россия" Леонид Юргелас считает продажу "REN-TV" самой удачной и наиболее логичной из всех сделок, произошедших на телевизионном рынке в этом году.

Дальнейшие события показали, что смена владельцев телеканала может оказаться неокончательной. С одной стороны Ирэна и Дмитрий Лесневские вновь выразили желание стать акционерами канала и отправили в "Северсталь" предложение о покупке 19% акций. Также в "Северсталь" поступило предложение о покупке 35% пакета акций со стороны "Сургутнефтегаза". Таким образом, можно предположить, что "Северсталь" в скором времени может перепродать акции "REN-TV".

Тектонический сдвиг

Вначале августа медийные активы "Газпрома" формально сменили собственника и перешли под контроль дочерней компании - "Газпромбанка". Под управление банка перешел крупнейший медиа-холдинг страны с годовым оборотом, превышающим $500 млн.

Для медиа-рынка эта сделка сенсацией не стала. О том, что подобный обмен должен состояться, глава газового концерна Алексей Миллер заявлял еще на собрании акционеров "Газпрома" в июне, и стороны постепенно шли к реализации намеченного плана. В частности, в июле возглавляющий "Газпром-Медиа" Николай Сенкевич был назначен на пост вице-президента Газпромбанка.

Стоимость медиа-активов, переданных "Газпромбанку", оцениваются более чем в $700 млн. Таким образом, эта сделка претендует на звание крупнейшей в сфере медиа в 2005 году. Впрочем, следует оговориться, речь идет не о реальных сделках купли-продажи, а о равноценном обмене активами. Стоимость медийных активов "Газпрома" была приравнена к стоимости 5,3 % акций РАО "ЕЭС России". По текущим рыночным котировкам она составляет примерно $730 млн. Участники рынка не исключают, что со временем медийные активы могут быть проданы "Газпромбанком" стороннему инвестору. Как отмечают финансовые аналитики, телевизионный рынок достиг стадии, когда телеканалы можно покупать и перепродавать со значительной выгодой. Уже через полгода их стоимость может вырасти на 30-40%.

В целом можно отметить, что телевизионный рынок привлекает к себе все больше и больше инвесторов, в том числе и тех, которые преследуют спекулятивные цели. Активизацию на рынке ТВ эксперты склонны относить не к политическим факторам (подготовка к предвыборным кампаниям 2007/2008 годов), а к все более возрастающей привлекательности телеканалов как активов для инвестирования. Так генеральный директор телеканала "MTV-Россия" Леонид Юргелас прошедшие сделки по купле-продаже связывает с ростом рынка (рост телерекламы в I полугодии составил 30%) и процессом его укрупнения.

В Багдаде все спокойно

Радийный рынок, в отличие от телевизионного, не может похвастаться столь крупными сделками. В этом году на столичном радиорынке как таковых сделок с активами не проходило. Скорее всего, это можно объяснить тем, что период активных покупок активов остался позади. Радиохолдинги делают ставку на повышение эффективности работы уже имеющихся у них радиостанций. Именно с этим процессом можно связать переформатирование радиостанций "Спорт FM", "Тройка" и "Русское радио - 2".

Так, в феврале "Радиодом" ("Газпром-Медиа") объявил о реструктуризации радийных активов. Радиостанция "Спорт FM" прекратила свое существование - на ее частоте (90,8 МГц,) начала вещание радиостанция "Тройка". Место последней на частоте 105,2 МГц заняла новая молодежная станция Next.

Руководитель "Радиодома" Юлия Яковлева объяснила закрытие "Спорт FM" тем, что радиостанция оказалась нерентабельной. Занявшая ее место станция Next начала вещание музыки в стилях рэп и R&B.

Решение об изменении формата радиостанции "Тройка" "Радиодом" принял после прихода в компанию Михаила Эйдельмана. В конце апреля он был назначен руководителем компании ЗАО "М-Пул+", управляющей "Тройкой" и "До-Радио". Планируется, что к концу года место "Тройки" займет новая "разговорная" станция, название которой еще неизвестно.

Главным редактором "Тройки" был назначен Александр Герасимов из "НТВ".

Помимо "Тройки" с осени этого года с музыкального на информационный формат также должна перейти радиостанция "Русское радио-2" ("Русская медиагруппа"). На самой радиостанции новый формат определяют как news-talk. Новости должны занять 40% эфирного времени станции.

Поскольку примеров успешной работы радиостанций в информационном формате практически нет (исключение - радиостанция "Эхо Москвы"), участники рынка склонны видеть в процессе переформатирования "Тройки" и "Русского радио -2" политический фактор.

Подпись: Александр Войтюк, Максим Алексеенко, Михаил Урицкий

 

"Новости СМИ"


Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код:









Реклама на сайте


Вызов консультанта


Регулирование и стандарты
Оборудование и технологии
Экономика и менеджмент
Контент
Новые продукты
Гуманитарные технологии
Оборудование для передачи сигнала
Профессиональное HDTV-производство
Малобюджетное производство в HD-формате



Социальная реклама


Rambler's Top100

Яндекс цитирования


Бесплатная подписка | Форум | Контакты | Ссылки | Реклама на сайте

Copyright © 2003-2013, ООО "ГРОТЕК"
Использование материалов сайта возможно при указании активной гиперссылки на главную страницу этого сайта. Ссылка должна выглядеть так: Broadcasting.Ru.