Сборы кинотеатров за 2011 год подсчитали аналитики компании "Кинобизнес сегодня". По их данным, самыми кассовыми фильмами в прошедшем году традиционно были зарубежные, причем чаще всего зрители предпочитали смотреть продолжение уже известных голливудских фильмов. Лидерство в российских кинозалах захватили "Пираты Карибского моря: На странных берегах" с кассой в 63,7 млн долл. С большим отставанием вторым по сборам стал мультфильм "Кот в сапогах": он собрал в России 50,3 млн долл. Тройку кассовых лидеров закрывает заключительная часть трилогии "Трансформеры-3. Обратная сторона Луны", принесшая прокатчикам 45,2 млн долл.
Последняя картина о повзрослевшем волшебнике — "Гарри Поттер и Дары Смерти: часть 2" — стала лишь четвертой и принесла российским прокатчикам 37,2 млн долл. "Сумерки. Сага. Рассвет: часть 1" и мультфильм "Кунг-фу Панда-2" разделили пятое место по сборам (по 31,8 млн долл.). Российский рынок на фоне мирового выделяет повышенный спрос на анимационные продукты, отмечает Николай Ларионов, аналитик издания "Бюллетень кинопрокатчика". "Успех "Кота в сапогах" и "Кунг-фу Панда-2" в российском прокате показывает, что по-прежнему велика доля семейного просмотра", — говорит он.
По подсчетам аналитиков "Кинобизнеса сегодня", среди российских картин в 2011 прокатном году оказалось в три раза больше провальных фильмов, чем прибыльных. "Весь прошлый год доля отечественных фильмов в прокате держалась на уровне 10—13%, но в декабре ситуацию сильно скорректировали "О чем говорят мужчины", "Елки-2", "Высоцкий" и "Иван Царевич и Серый Волк", в итоге доля российских фильмов выросла до 16,3%", — говорит Николай Ларионов. Подсчеты издания несколько отличаются от данных "Кинобизнеса сегодня": общие сборы российских кинотеатров составили, по их данным, 1,22 млрд долл., а отечественных фильмов — 193 млн долл. Интересно, что прокатная выручка российских фильмов в 2011 году в денежном выражении стала рекордной за последние четыре года, при этом их посещаемость упала, отмечает аналитик. На такую обратную зависимость повлиял выход нескольких российских 3D-фильмов, билеты на которые намного дороже.
Среди отечественных лент самой успешной в прокате оказалась "Высоцкий. Спасибо, что живой": при бюджете 12 млн долл. фильм заработал в прокате в два с лишним раза больше (27,2 млн долл.). Четыре раза окупить свой бюджет в прокате смогли создатели исторического мультфильма "Три богатыря и Шемаханская царица": российские зрители купили билетов на 12 млн долл. при бюджете мультфильма в 3 млн. На прибыль сразу после кинопроката также вышли "Неадекватные люди" (из вложенных 100 тыс. долл. в прокате вернулось 600 тыс.) и "Елки" (4,4 млн и 22,8 млн долл. соответственно). "Стоит учесть, что половину выручки от проката забирают кинотеатры, в случае с отечественными фильмами — еще 10—15% достается дистрибьюторам, в результате на продюсера приходится 35—40% прибыли, — поясняет г-н Ларионов. — Кроме того, бюджет фильмов не включает рекламные расходы, они обычно составляют 20—30% от планируемой выручки".
РБКdaily