Кино в формате 3D теряет популярность, говорится в исследовании компании IHS Screen Digest. По данным компании, доля аудитории, которая готова доплачивать за просмотр 3D-лент, уменьшается.
За 2010 показатель просмотра 3D-фильмов в Америке снизился на 10%. Кассовые сборы в США упали на 2,6%, до $10,3 млрд с $10,6 млрд в 2009 году.
В 2010 году несколько картин, вышедших в прокат в формате 3D, провалились. Зрители теряют интерес к стереокино, и, "хотя фильмы ужасов могут получить выгоду от формата, подавляющее большинство продукции разочаровывает", считают аналитики компании BTIG.
В 2009 году фантастический блокбастер Джеймса Кэмерона "Аватар" собрал 80% дохода именно от просмотра 3D-версии. В 2010 году 3D-доля аудитории мультфильма "Шрек навсегда" составила 60%. Кассовые сборы "Как приручить дракона" в 3D составили 57% от общих.
В 2011 году бюджет мультфильма "Тачки-2" составил $200 млн, а его кассовые сборы в мире составили $270 428 000, причем кассовые сборы от формата 3D в первый уикенд составили 40%. Кассовые сборы от 3D "Пиратов карибского моря-3" за первый уикенд составили $260 400 000 (38% от выручки), 3D-показатели "Кун-фу Панды-2" и "Зеленого фонаря" – 45%.
Голливудские студии сделали акцент на 3D-технологиях – это спровоцировало рост цен на билеты. Билет на 2D-киносеанс в кинотеатре AMC в Лос-Анджелесе для взрослого после 15.55 стоит $13,5, в простом 3D он стоит на $4 дороже, а в формате IMAX 3D – на $6.
Очевидны и претензии к качеству 3D-кино, сетуют исследователи: при преобразовании 2D-фильма в объемный формат картинка теряет качество цвета, контраста, изображения.
"Чтобы избавиться от тенденции, когда аудитория восторгается "темной и грязной картинкой" при просмотре 3D, мы изобрели различные постпродакшн-процессы, никогда ранее не применявшиеся, для повышения резкости, контраста и насыщенности цветового ряда. Киномеханик в этом случае имеет важнейшее значение, поскольку его компетентность определяет ощущения аудитории. Давайте заставим ее снова нам верить", – написал режиссер "Трансформеров" Майкл Бэй.
"Уже произведено столько 3D-фильмов, что люди от них устали. И многих они уже не впечатляют", – говорит Роб Вейнер из Технического университета в Техасе .
Специалисты в области киноиндустрии сохраняют надежды на 3D. "Если его правильно использовать, формат имеет большой потенциал для открытия новой эры в киноиндустрии, рассказывает 3D-аниматор Яссер Хамед. – Люди больше не ходят в кино для наблюдения за развитием сюжета – им нужны впечатления".
Режиссер "Аватара" Джеймс Кэмерон тоже считает, что 3D не исчезнет: "В конечном итоге все кино будет в формате 3D. Конечно, это должна быть качественная технология. Думаю, люди должны научиться отличать качественное 3D от некачественного. Вы не будете платить за 3D-фильм, если не уверены, что получите действительно качественное впечатление от его просмотра".
Заместитель главного редактора издания "Киновидеобизнес" Евгений Володин считает, что 3D – это "не кино, а аттракцион". "Если у фильма низкая художественная ценность, 3D его не вытянет". В этом формате начали снимать, чтобы поднять доходы. С 1 декабря сборы с кино в формате 3D выросли на 5%, а количество билетов, наоборот, стало меньше – то есть билет на 3D подорожал", – замечает он.
В России из 32 картин, показанных в формате 3D в 2010 году, уровень в 1 млн посещений преодолели 18, говорится в исследовании Movie Research. 8 из 18 массовых проектов, вышедших в 2010 году либо исключительно в 3D, либо параллельно в двух форматах, являются мультфильмами известных мировых студий, в том числе "Шрэк навсегда", "Рапунцель: Запутанная история", "Как приручить дракона" и "Мегамозг". 7 фильмов (в том числе "Трон: Наследие", "История игрушек: Большой побег", "Кошки против собак: Месть Китти Галор" и "Шаг вперед 3D") являются продолжениями популярных проектов, а 16 фильмов из 18 можно отнести к ожидаемым фильмам-событиям. То есть для популярности этих картин были более чем весомые основания и без стерео-формата.
У 3D-работ, не собравших по 1 млн зрителей, не наблюдается никаких прокатных преимуществ по сравнению с проектами-аналогами, вышедшими исключительно в 2D (например, "Медведь Йоги" сильно проиграл "Мести пушистых", которая не демонстрировалась в 3D).
По данным компании, в 2010 году 7% респондентов
"отдавали безусловное предпочтение объемному показу, 21% опрошенных следят за стереоновинками и стараются их посмотреть, а наибольшая часть – около четверти опрошенных – выражает свое равнодушное отношение к 3D".
В крупных городах России на 3D продолжают ходить, объясняет Володин, но в России наблюдается та же тенденция, что и в Америке, с задержкой в 2–3 года.
Газета.ру