Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Проникновение услуг ШПД в Петербурге приближается к 75%

Проникновение услуг ШПД в Петербурге приближается к 75%


27.04.2011

Проникновение услуг ШПД в Петербурге приближается к 75%

Уровень проникновения услуги широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в Петербурге приближается к критическим 75%, однако это не смущает операторов, которые продолжают выходить на частный рынок. Количество новых подключений в городе с 2009 года идет на спад, основные игроки давно определены, при этом каждый оператор, претендующий на федеральный охват, заявляет о необходимости подключить здесь значительное количество абонентов. В Петербурге продолжают строиться сети, так как возможные M&A-сделки не всегда устраивают новых игроков.

По данным ИАА TelecomDaily, за 2011 год в Петербурге будет подключено к проводному Интернету порядка 100 тыс. новых домохозяйств. Сейчас, по данным агентства, в городе интернет-доступ имеет более 1,24 млн квартир, а уровень проникновения услуги уже превышает 70%. Показатель ARPU (уровень среднего ежемесячного дохода оператора с одного абонента) зафиксировался на 340 руб., в то время как еще в 2009 году достигал 430 руб. При столь низкой доходности Петербург все равно остается городом обязательного присутствия, сюда выходят и будут выходить новые игроки, уверен гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.

В 2010 году на петербургский рынок ШПД для квартирных абонентов вышли "МегаФон" и МТС. Строительство сети начал "ЭР-Телеком", продолжил строиться в ближайших пригородах оператор "Транстелеком" (ТТК). Компания "Межрегиональный транзиттелеком" (МТТ) также собирается включить Петербург в свой проект регионального ШПД. Петербургский рынок b2c интересен не только федеральным операторам, но и местным игрокам, которые очень часто выходят сюда из b2b-сегмента, руководствуясь другими мотивами — желая максимально эффективно использовать возможности своих ВОЛС. О распределении сил на рынке ШПД между разными по структуре и масштабам компаниями рассуждали участники "круглого стола", проведенного РБК daily при поддержке TelecomDaily. Впрочем, необходимость сохранения доходности, а точнее, даже ее увеличения при текущем уровне конкуренции волнует операторов не меньше, чем гипотетическая доля рынка. В компаниях подтверждают, что при таком количестве M&A-сделок, какое в 2010—2011 годах наблюдалось в Петербурге, прогнозировать состав первой пятерки, а тем более десятки операторов даже на следующий год затруднительно.

Один из крупнейших федеральных ШПД-операторов — "ЭР-Телеком" (2,7 млн абонентов по услугам интернет-доступа и кабельного телевидения), объявив о том, что построит сеть в Петербурге своими силами и в 2014 году захватит лидерство в сегменте ШПД, на деле столкнулся с тем, что стройка в центральных районах города идет медленнее, чем предполагалось, а абоненты не спешат переходить к новому провайдеру, несмотря на более привлекательные по сравнению с конкурентами тарифы.

"Сомневаюсь, что этой компании удастся к 2014 году опередить по количеству абонентов традиционного лидера "Ростелеком-Северо-Запад", который и без учета приобретенных головной компанией активов контролирует около 30% ШПД-рынка Петербурга. Скорее всего, к этому времени доля "ЭР-Теле­кома" при условии стабильного инвестирования достигнет 12%", — говорит г-н Кусков.

В планы ТТК действительно входит создание федерального национального оператора ШПД-услуг, уточняет заместитель директора по розничным проектам петербургского филиала ТТК Андрей Елисеев. "Петербург относится к обязательным регионам присутствия, — подтверждает он. — Но выход в город очень дорог из-за высокой конкуренции, сейчас куда проще и быстрее можно развиваться на прилегающих к нему территориях, в Ленобласти и за ее пределами. С другой стороны, мы отдаем себе отчет, что не добьемся результатов на федеральном уровне, пока не получим от 10% петербургского рынка".

Большинство участников рынка, соответственно, не заинтересованы в том, чтобы отток (по данным аналитиков, сейчас не превышает 8—15%) вырастал за счет появления конкурентов со стороны. "Каждому новому оператору нужно время, чтобы освоиться на рынке, успеть донести информацию о себе, о нем должны узнать пользователи. А в это время традиционные лидеры рынка не прекращают развиваться, у них остается фора, чтобы отреагировать на действия этого игрока", — говорит директор департамента корпоративных коммуникаций "Ростелеком-Северо-Запада" Марина Сухих. Она не считает, что возможности новых подключений в городе уже исчерпаны. "Оператор может способствовать новым подключениям не только при помощи маркетинговых усилий, но и занимаясь информированием потенциальных абонентов. Наша компания организует бесплатные курсы компьютерной грамотности для пожилых людей. Большинство из них потом покупают услугу у нас, причем эти абоненты в курсе и дополнительных сервисов, знают, как рабо­тает IPTV", — поясняет г-жа Сухих.

Все провайдеры ШПД, от небольших домашних сетей до операторов с федеральным охватом, продают одну и ту же услугу — проводной интернет-доступ, цену на который поднять практически невозможно. До 85—90% новых подключений, по данным TelecomDaily, приходится на переподключающихся абонентов, что вынуждает весь рынок работать по общим стандартам, в том числе и тарифным. Впрочем, и набор дополнительных услуг у компаний часто один и тот же.

Положительную динамику по продажам платного ТВ и IP-телефонии отмечают в компании "Комстар" (под управление оператора МТС передала в Петербурге сети "ЛАНК Телеком", "Теликс" и "Спектр"), прогнозируя двукратный рост по итогам 2011 года. "Все приобретенные активы успешно интегрированы в бизнес-процессы и структуру ЗАО "Комстар-регионы" и полностью взяты под управление. В этом году планируется комплексная модернизация сетей ЗАО "Теликс" и ОАО "ТК "Спектр" по технологии FTTB", — сообщили в пресс-службе северо-западного филиала "Комстар-регионов".

В компании "ВымпелКом" (сеть "Билайн") подчеркнули, что рост скоростей в тарифной линейке, произведенный в конце 2010 года, не сказался на доходности услуги интернет-доступа, так как оператор работает по собственным магистральным каналам. "ARPU мы будем повышать за счет допсервисов. Порядка 15% абонентов ШПД в Петербурге пользуется услугой IPTV, количество подключений каждый месяц растет на 5—7%", — утверждает пресс-секретарь северо-западного филиала ОАО "ВымпелКом" Мари­анна Янкова.

В компании ТКТ куда более скептически относятся к потенциалу IPTV в его современном варианте (оператор продвигает цифровое ТВ по технологии Docsis 3.0). По мнению гендиректора ТКТ Руслана Евсеева, услуга IPTV будет по-настоящему массовой только в случае, если оператор сможет предложить абоненту индивидуальный пакет телеканалов, сформированный в соответствии с предпочтениями пользователя, без переплаты за контент.

Еще один участник федеральной тройки — "МегаФон" также намерен развивать проводной Интернет в сегменте b2c. Его доля в бизнесе "Петерстара" пока не превышает 2%, но "МегаФон" на этом не остановится, уточняет руководитель службы маркетинга северо-западного филиала компании Сергей Протасов. По его словам, технология DSL, которую "Петерстар" частично использует в Петербурге, является устаревшей, сеть нуждается в модернизации. Параллельно будет продолжен проект "Петерстара" по развертыванию домашних сетей в СЗФО.

"Пин телеком", который преимущественно работает на частном рынке ШПД (приобретены сети "Ниеншанц-хоум", "Дженерал нэт", "Курорт-телеком", Well-Com и др.), для увеличения выручки в этом сегменте готовится к коммерческому запуску IPTV. "Помимо традиционных дополнительных сервисов предоставляются и оригинальные сервисы, такие как "Хоум-фото" (позволяет самостоятельно создать фотоальбом и распечатать его в типографии), "Хоум-мобайл" (специальные тарифы на сотовую связь и мобильный Интернет совместно с МТС). Для большинства пользователей доступна SIP-телефония", — перечисляет директор по маркетингу компании "Пин телекома" Ксения Караджа.

Популярность дополнительных сервисов во многом зависит от района, в котором они предоставляются, отмечает директор департамента домашних сетей "Вестколла" Александр Нижегородцев, уточняя, что при работе в новостройках услуга телефонии приносит его подразделению порядка 50% выручки. "Вестколл" также недавно вывел на рынок сервис SIP-телефонии. "Последние месяцы потребление по услуге SIP-телефонии растет очень активно, — соглашается руководитель проектной службы компании "Вэб плас" Ольга Московцева. — Клиент получает возможность самостоятельно управлять услугой".

В качестве одного из направлений диверсификации бизнеса домашний Интернет выбирают и операторы b2b, которые таким образом могут дополнительно заработать на своей магистрали. Заместитель коммерческого директора "Обита" Михаил Телегин пояснил, что его компания не развивает домашние сети как таковые, а продает комплексные услуги в новостройках, что гораздо прибыльнее.

Оператор корпоративного сегмента "Прометея", напротив, запустил собственную домашнюю сеть Prometey Home, которая подключает квартирных абонентов в Центральном, Адмиралтейском и Выборгском районах Петербурга. "За годы работы оператору удалось создать ковровое покрытие сети во многих районах Петербурга. Нецелесообразно платить за стойку на крыше дома, в котором нет подключенных клиентов", — считает гендиректор компании Роман Венедиктов.

Источник:
РБКdaily