Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Зачем из телевизионного "Пятого канала" делают аналог "Первого"

Зачем из телевизионного "Пятого канала" делают аналог "Первого"


18.01.2011

Зачем из телевизионного "Пятого канала" делают аналог "Первого"

Гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст умеет признавать ошибки. Подводя итоги "нулевых" в интервью  "Афише", он открыто констатировал провал дебютной попытки "Первого канала" совершить революцию на отечественном ТВ и перейти на вертикальное программирование: "Для следующей попытки нужно будет как минимум сговориться еще с двумя каналами [о таком программировании] и поточнее угадать продукт, который для этого нужен". Что ж, теперь Эрнсту с одним из федеральных каналов "сговариваться" уже не нужно: "Пятый канал" с декабря 2010 года перешел под руководство его экс-подчиненного, менеджера "Первого канала" Алексея Бродского.

Оговоримся, "де юре" имеется только факт смены менеджмента "Пятого канала": ни "Национальная медиа-группа", ни собственно ТРК "Петербург" не говорят, какое отношение к этому процессу имеют "Первый канал" и собственно Констант Эрнст. "Де факто" на прошлой неделе новое руководство практически распустило московский офис "Пятого канала" (по сути, творческую команду), вежливо и с благодарственными письмами отказавшись от проектов Александра Роднянского ("Суд времени", "Программа передач", "Картина маслом"). На Новый год "Пятый" показал программы, произведенные по заказу "Первого" компанией "Красный квадрат" ("Старые песни о главном", "Карнавальная ночь 50 лет спустя" и др).

"Пятый" – некогда добротный городской канал с концепцией, заточенной под интеллигенцию, и соответствующей лояльной аудиторией – стал федеральным благодаря амбициям губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. С начала "нулевых" он стал поступательно выигрывать региональные частоты и с регулярным постоянством менять менеджмент. Самые внятные приобретения – Владимир Троепольский (ВГТРК) в 2008 году и Александр Роднянский ("СТС-Медиа") в 2009-м.

Последняя история выглядит наиболее драматичной. Александр Роднянский в марте прошлого года дал помпезный старт новой концепции "Интеллигентный собеседник": появились новые лица, запущены свежие проекты. Даже после того, как несколько ток-шоу (в том числе флагманская "Свобода мысли" с Ксений Собчак и Александром Вайнштейном) не оправдали аудиторных ожиданий, и доля телеканала на протяжении полугода редко превышала 2%, достигнутых прежними командами, Роднянский был спокоен. Его можно было понять: еще рано было делать выводы, а обещаний по темпам роста аудитории он не давал, по крайней мере в интервью. Роднянский не оставлял без внимания и свою продюсерскую деятельность, и в июне вместе с Сэмом Клебановым  запустил арт-хаусный телеканал "Кино без границ".

И уже в октябре последовала его отставка, а под Новый год назначение нового СЕО, "заместителя руководителя дирекции информационных программ "Первого канала". По неформальной отраслевой "табели о рангах" – это человек ниже уровня своего предшественника или, например, Александра Файфмана, первого заместителя Эрнста. Такую замену собеседники Slon.ru объясняют одинаково: власть поставила перед Эрнстом задачу сделать из "Пятого канала" политический инструмент; теперь Эрнст будет заниматься этим part-time, не отвлекаясь от "Первого". Это как если бы родители попросили дочь-отличницу подтянуть младшего брата по математике и географии, которые тот запустил, налегая на музыку и литературу. Четверть-то близка к концу.

"Здесь уже к этому совсем привыкли, это особая история – раз в два года у нас новый менеджмент, – без особых эмоций рассказывал мне один из старожилов "Пятого". – Каждый раз все происходит очень резко. На мой взгляд, проблема в том, что каждый новый менеджер очень быстро охладевает к работе, а акционеры требуют оперативных результатов". Похоже, в случае с Роднянским требуемым оперативным результатом было изготовление эффективного политического инструмента.

Между тем, несмотря на все кадровые перипетии площадка не теряет привлекательности для рекламодателей. Крупнейший продавец телерекламы "Видео Интернешнл" отмечает, что стоимость размещения рекламы на "Пятом" не станет ниже: "Мы всегда считали, что он тотально недооценен. С осени 2009-го года мы стали подавать его федерально, но процесс приведения инвентаря канала к справедливой цене не быстрый", – сообщил селлер.

О том, на каких условиях контент "Первого" теперь появился в сетке "Пятого", представители "Первого", "Пятого" и "Красного квадрата" не комментируют, ссылаясь на отсутствие к данному моменту конкретных договоренностей. Но этот треугольник вовсе не бермудский: факт переговоров с менеджментом "Пятого канала" представитель "Красного квадрата" Антон Якимов подтвердил. "Сейчас мы обсуждаем формат, объем и дистрибуцию контента, – сказал он. – Лариса Васильевна [Синельщикова – президент группы компаний "Красный Квадрат", супруга Константина Эрнста] вряд ли будет что-то комментировать по этому поводу, а оперативными и стратегическими вопросами занимается Андрей Курпатов – генеральный директор [компании "Красный квадрат", ведущий теле-шоу "Доктор Курпатов" на "Первом канале" сезона 2006–2007 гг.]".  Срок действия договоров между поставщиками контента и "Телерадиокомпанией "Петербург" истек 31 декабря прошлого года, и участники рынка предполагают, что новые соглашения менеджмент "Пятого канала" заключит в пользу сотрудничества с "Красным квадратом".

Зарождающийся "приятный собеседник" от Роднянского, видимо, показался акционерам уж слишком тонким ароматом. А вот про опытного парфюмера Константина Эрнста известно, что он умеет создавать устойчивый продукт. Что же это будет? Скорей всего, за основу возьмет сериалы (часть из них – докудрама), щедро разбавит юмором, возможно, добавит пару ярких шоу, оставит легкий шлейф "непридуманных историй" в духе "Пусть говорят" – и все это подаст во флаконе вертикального программирования. Интеллигенция закачается.

Источник:
Slon.ru