Если в обеих столицах эта услуга у "Билайна" развивается достаточно давно (в Москве все-таки более успешно, чем в Петербурге), то месяц назад оператор сообщил о выходе с IPTV в Воронеж, Тулу и Краснодар. В планах сети значится запуск IPTV еще в двух-четырех городах до конца этого года.
Сейчас всем абонентам цифрового телевидения предлагается универсальный тарифный пакет "Первый", включающий в себя свыше 80 каналов среди которых 6 каналов высокой четкости (HD): Спорт 1 HD, MTV HD, Mezzo Live HD, Эксперт HD, HDMedia, Luxe HD. Абонентская плата по тарифу составляет 195 руб. в месяц - при подключении к IPTV до конца текущего года.
В целом рынок IPTV демонстрирует неплохие темпы развития, как в части увеличения абонентской базы, так и в части финансовых показателей. По оценкам J-son & Partners Consulting, абонентская база IPTV в России к концу 2010 года должна составить 490 тыс. домохозяйств. В денежном выражении объем рынка, по данным различных экспертных групп, варьируется в диапазоне 830-940 млн долл.
Как отмечают аналитики, в долгосрочной перспективе IPTV обеспечен динамичный рост в регионах. "Это связано высоким интересом к данной сфере провайдеров и операторов связи, испытывающих необходимость в диверсификации рынка и повышении ARPU за счет предоставления дополнительных услуг", - рассказывает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.
По его словам, основными драйверами роста сегмента будут оставаться высокие темпы расширения технического охвата и динамичное расширение абонентской базы, в том числе, за счет сделок M&A. "Рост аудитории будет происходить за счет увеличения просмотров "неэфирного" ТВ пользователями среднего класса", - уточняет эксперт "Финам"
В J’son & Partners Consulting отметили, что наиболее благоприятные для развития IPTV регионы - те, в которых достаточно высокий уровень проникновения ШПД (более 30%) и отсутствует высокая конкуренция на рынке платного телевидения. "Для операторов, которые планируют или уже предоставляют данную услугу в регионах, IPTV является инструментом, позволяющим как сохранять, так и увеличивать уже набранную абонентскую базу своей основной услуги, а именно - ШПД", - уточнил консультант J’son & Partners Consulting Иван Бутурлин.
Но, несмотря на желание интернет-провайдеров продвигать сервис цифрового интерактивного телевидения в регионы, компании столкнутся с рядом проблем, подчеркивают эксперты. "Во-первых, мы видим относительно слабые темпы внедрения ШПД, что является следствием невысокой инвестиционной активности операторов, а также сравнительно ограниченный уровень платежеспособного спроса", - говорит г-н Клягин.
В J’son & Partners Consulting добавили, что на продвижение услуги влияет отсутствие представления об IPTV среди большей части населения. "Кроме того, возникают проблемы из-за относительно высокой стоимости абонентского оборудования, высокой сложности эксплуатации и отсутствие оригинального контента для IPTV, прежде всего, интерактивного", - подчеркнул г-н Бутурлин.
"При выборе того или иного решения потребитель ориентируется на качество и количество контента, качество картинки, желательно предложить абоненту несколько каналов в HD-качестве, - рассказывает Максим Клягин. - Здесь пока явное преимущество за кабельным телевидением"
Рассматривая ситуацию с точки зрения охвата аудитории, Кабельное ТВ зачастую остается более конкурентоспособным. Однако, по оценкам "Финам", сегодня основная конкуренция развивается в части контента и различных дополнительных сервисов, что в перспективе создаст предпосылки для снижения конкурентоспособности услуг кабельных операторов.
Telecom Daily