- Динамичный, спортивный, зрелищный контент, но не статичный. Вряд ли в 3D будут интересны новостные каналы. Фильмы, безусловно, но какие - это уже вопрос. Успех "Аватара" показал, что наиболее интересны фантастические, мистические жанры. Все дело в том, что 3D дает эффект вовлеченности, который в спортивном и фильмовом контенте проявляется ярче всего. Например, когда на тебя выбегает игрок - это одно, а вот присутствие ведущего новостей рядом с тобой - это совсем другие впечатления. На самом деле, стоит сделать опрос абонентов о том, что им интересно смотреть в 3D, - уверен, что будут довольно специфические запросы.
— Для просмотра фильма в 3D необходимо приобрести специальный телевизор, приставку, очки. В связи с этим такой вопрос: все это нужно покупать в комплекте от одного производителя? Или же составляющие универсальные и будут подходить к разным маркам?
- До телевизора довести сигнал наша сеть может, а как телевизоры расшифруют, как превратят в картинку - это уже второй вопрос. Каких-то ограничений по маркам телевизоров нет. Стандартный выход, полоса пропускания, такая же как для Full HD, полноэкранного телевидения высокой четкости, а дальше уже телевизор его расшифровывает и превращает в 3D, с очками, без очков, это уже не важно.
— Какое влияние оказывает 3D-формат на зрение? Есть ли ограничения по просмотру? Какие очки наиболее безопасные?
- Направленных исследований по этому вопросу не проводилось. Мы основываемся на субъективных данных наших абонентов и сотрудников компании.
Как образуется эффект объемности? Это переключение с одного глаза на другой глаз видения картинки, а если еще при этом есть люминесцентная лампа, которая тоже мерцает и эти частоты каким-то образом сведены, то возникает довольно неприятный эффект. Часто кажется, что кружится голова, но возможно, что это индивидуальные ощущения или просто усталость.
— Каковы перспективы 3D в России?
- Мне кажется, 3D найдет свою нишу. Но пока контент не будет выгодным для операторов, это будет нишевой продукт. Если же процесс ЗD-съемки сильно подешевеет и ЗD-телевидение будет пользоваться спросом у абонентов, тогда 3D станет массовой услугой. А это, к сожалению, не год и не два. Пока надо использовать очки, что не совсем удобно, это будет исключительно нишевой продукт, причем нишевой на время: посмотрели, здорово и закрылись. Также минус 3D - нельзя использовать как визуальный фон, то есть включил, одним глазом посмотрел -и дальше занимаешься своими делами. Это тоже важно, это специфика телесмотрения. А тут, чтобы посмотреть, надо надеть очки, иначе будет размытая картинка. Это уже совсем не то. Надо сесть, приготовиться и посмотреть, но редко кто может себе это позволить: не просто пощелкать каналы, а настроиться, это должно быть однозначно долгожданным событием. Это совсем другая культура потребления телевизионного контента. А культура всегда формируется долго.
Broadcasting.ru
Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2010