Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Андрей Смирнов (СММ): киноотрасль нужно полностью перестроить

Андрей Смирнов (СММ): киноотрасль нужно полностью перестроить


07.06.2010

Андрей Смирнов (СММ) киноотрасль нужно полностью перестроить

В скором времени банки начнут кредитовать кинопроизводство в России. Программу взаимодействия продюсеров с банками, а также введение новых финансовых институтов на кинорынке, гарантирующих возврат кредитов, компания "Система Масс-Медиа" (СММ) сейчас разрабатывает совместно с Министерством культуры. О деталях программы, а также о введении налоговых льгот для зарубежных кинематографистов в интервью корреспонденту РБК daily Анне Ануфриевой рассказал президент СММ Андрей Смирнов.

— Недавно СММ совместно с рядом других компаний инициировала создание в России Национальной кинокомиссии, которая будет помогать зарубежным продюсерам решать административные проблемы со съемками в России. А зачем вообще иностранным кинокомпаниям снимать фильмы в нашей стране? Быстрее и дешевле это можно сделать в Болгарии, Венгрии или Румынии...

— К сожалению, пока да. Но создание кинокомиссии мы рассматриваем как первый шаг на пути интеграции нашей страны в международный кинорынок. Понятно, что только помощь в получении разрешений на съемки, организация трансфера или информационная поддержка не привлекут в массовом порядке зарубежных кинематографистов. Поэтому сейчас мы как раз разрабатываем концепцию предоставления налоговых льгот иностранным съемочным группам. Экономические стимулы, несомненно, тоже должны быть. В Великобритании правительство ежегодно предоставляет налоговые льготы кинопроизводителям в размере 120 млн фунтов стерлингов, за счет чего в государственную казну ежегодно поступает в три раза больше — примерно по 360 млн фунтов стерлингов. В Испании, Германии и Италии компаниям, производящим съемки в стране, предоставляется налоговая льгота в размере 18, 20 и 25% соответственно. В Индии же и Малайзии кинопроизводство не облагается налогами вовсе.

— А что касается российских продюсеров и российских фильмов... На прошлом заседании попечительского совета фонда поддержки кинематографии было решено, что компании, получившие господдержку, должны вернуть 5% из кассовых сборов. Насколько это действенная мера, на ваш взгляд? Сможет ли она замотивировать отечественных продюсеров на результат?

— Важно вообще начать осознавать, что цель продюсера — не деньги списать, а довести кино до зрителя. Необходимо замотивировать продюсера на конечного потребителя. Он должен понимать, что зритель будет голосовать рублем. Как в Америке. Поэтому там кинобизнес — один из самых доходных. А у нас пока — постоянная нагрузка на налогоплательщиков. Еще необходимо понять, что есть субсидирование социальных или высокохудожественных проектов, тогда речь о возвратности не идет. И есть рыночный механизм финансирования киноотрасли — тогда возвращать необходимо все. Идея с созданием фонда была хорошей, важно ее качественно воплотить.

— Как, например?

— Например, фонд мог бы выступать гарантом для банков при получении кинокомпаниями коммерческих кредитов. Такие институты есть в большинстве стран. И кинобизнес в большинстве стран успешно работает именно по такой модели.

— В России только несколько кинокомпаний такие кредиты могут потянуть и, собственно, могут претендовать на их получение. Что же делать остальным?

— Жить по законам рынка, как это происходит в других отраслях. Существенно могло бы облегчить жизнь продюсерам снижение ставки по кредитам до 5—7%. При таком раскладе деньги вернуть вполне реально. Мы сейчас берем кредиты под 9% и получаем прибыль. Потому что относимся к кино как к бизнесу.

— Снижение ставок — идея, несомненно, хорошая. Но зачем банкам это делать? Каков тут их интерес?

— А зачем банкам выдавать кредиты на строительство? Потому что там есть гаранты, оценщики, которые следят за процессом строительства и информируют обо всем банк. Конечно, сейчас кредитовать кинопроизводство банкам невыгодно и неинтересно. Чтоб процесс пошел, киноотрасль нужно полностью перестроить, создать ряд институтов. Есть схема проверенная и работающая на международном рынке: существует хедж-фонд, который гарантирует банку возврат кредита, если кинокомпания в процессе съемок обанкротится. Должны быть complition bonds (гарантия возврата средств), которые следят за процессом съемок, целесообразностью расходования заемных средств и информируют обо всем банк, также completion bonds отвечают за надежность инвестора. Полезно ввести практику продажи незавершенки. Например, если режиссера или продюсера уличат в нецелесообразном расходовании средств или они не будут укладываться в оговоренные сроки, будут затягивать съемки, как у нас это повсеместно практикуется, то на любом этапе команду можно будет заменить. Банкам будет интересно работать с киноотраслью, только когда она станет нормальным бизнесом. А сейчас для банков связываться с кино действительно просто опасно: никаких гарантий, никакой ответственности, мотивации и заинтересованности продюсеров вернуть деньги.

— Думаете, реально все это сделать в России?

— При желании все реально. Во всем мире такая модель уже давно успешно работает. Должен быть стимул у продюсера, чтобы сделать продукт успешным. А не так, что получил порцию бесплатного супа и радуется, считая, что свою главную задачу выполнил. На российском кинорынке вообще сейчас бытует мнение, что возвращать в кино деньги очень сложно — ведь кинематограф у нас убыточный и всегда таким будет. Я думаю, что с таким подходом подобным продюсерам лучше искать деньги у меценатов, а не у государства. Ведь это деньги налогоплательщиков, нас с вами. А зачем нам спонсировать нежизнеспособные проекты?

— А RWS все-таки будет как-то претендовать на получение средств от фонда?

— Наша задача — сдвинуть отрасль с мертвой точки, а не претендовать на получение денег. У нас есть свои деньги, есть кредиты. И мы достаточно успешно работаем, каждый год — более 500 часов теле- и кинопродукции, обороты составляют десятки миллионов долларов. Просто мы ратуем за то, чтобы кино стало в России нормальным бизнесом, как в других странах. Тогда всем станет лучше и комфортнее работать.

— И сколько в этом году на кинопроизводство планируете потратить?

— Капвложения на производство составят порядка 40 млн долл. Но уточню, что по большей части эти деньги пойдут на производство сериалов. Снимать полный метр в большом количестве мы пока не считаем целесообразным. Производство сериалов — рентабельный бизнес. Этот продукт очень востребован, прибыль гарантирована. Мы рассматриваем наш бизнес как фабрику, которая делает продукт хороший и качественный, но массовый.

— На чем еще скон­цент­ри­руетесь?

— Особое внимание будет уделено международному развитию. Во-первых, у нас есть позитивный опыт такого сотрудничества с иностранными компаниями, а во-вторых, понятен механизм возврата вложений, и что немаловажно, от международного сотрудничества мы получаем опыт. Схемы, которые работают во всем мире, мы выстраиваем у нас. Мы планируем активно привлекать иностранных партнеров. С одним из них — крупнейшим производителем телешоу компанией Endemol — сейчас как раз ведем переговоры. Собираемся также увеличить производство контента для мобильных операторов и Интернета. Нам интересны новые медиа, инновационные разработки. Последний пример — наша совместная разработка с "Комстаром" — приложение, которое позволит подключаться к услугам ТВ и Интернета прямо на экране телевизора, без использования компьютеров. Пользователь получит сразу несколько важных сервисов: линейное ТВ, видео по запросу (библиотеку лучших теле- и киноразвлечений) и интернет-серфинг. Это недорогая история для всех.

Источник: РБК daily