В июле генеральный директор ЗАО "Национальная спутниковая компания" ("Триколор ТВ") Вячеслав Мордачев сообщил журналистам, что в 2008 году компания подключила 3,5 миллиона абонентов. Стоимость каждого подключения составила минимум 600 рублей за базовый пакет каналов. Как сообщил также В. Мордачев, к лету 2008 года компания вышла на уровень окупаемости, а к концу 2008 г рассчиталась со всеми внешними заимствованиями. К концу 2009 года "Триколор ТВ" планирует охватить своими услугами около 13,5 % населения России. В июне 2009 года абонентская база "Триколор ТВ" достигла 5 млн домохозяйств.
Мы поговорили с Вячеславом Мордачевым о секретах успеха компании, о развитии рынка спутникового вещания и платного телевидения, о борьбе за абонента, о роли спутниковых операторов при переходе на цифровое вещание.
— Слоган компании: "Триколор ТВ" — народное спутниковое телевидение". Прокомментируйте его, пожалуйста.
— А почему московский футбольный "Спартак" называют "народной командой"? Наверное, так сложилось исторически. Вот и у нас примерно так же - кто-то из зрителей в своем письме, году этак в 2006 или 2007, назвал "Триколор ТВ" "народным спутниковым телевидением". Нам, конечно, было очень приятно. И если зрительская аудитория относится к "Триколор ТВ" как к народному спутниковому телевидению, то мы с удовольствием поддерживаем этот имидж.
— Как Вам видится участие компании в реализации ФЦП по переходу России на цифровое ТВ?
— Каждый раз, отвечая на этот вопрос, я повторяю: мы хотим и, главное, можем быть полезными для российских граждан и для нашего государства.
В настоящий момент аудитория "Триколор ТВ" достигла уже 5,5 млн семей, что составляет примерно 13% всего населения Российской Федерации. Нами накоплен большой опыт, и с точки зрения интересов государства наши возможности, аппарат управления и обслуживания огромной зрительской аудитории могли бы оказаться весьма полезными в реализации ФЦП. Именно поэтому мы рассчитываем, что наш опыт и технологический ресурс будут востребованы, когда руководство РФ будет решать задачу доведения обязательного пакета каналов до каждого гражданина нашей страны.
Кроме того, в реализации программы существуют определенные нюансы. Например, очень трудно и экономически нецелесообразно "накрывать" всю территорию России равномерным качественным эфирным цифровым сигналом. Связано это с тем, что существуют ландшафтные особенности местностей, в некоторых регионах плотность населения очень мала - ставить ретранслятор стоимостью $50-60 тысяч, чтобы накрыть деревню в три дома, наверное, нецелесообразно. И в данном случае использование спутникового телевидения более удобно и оправданно экономически. Уже сейчас "Триколор ТВ" в определенном смысле решает задачу цифровизации телерадиовещания для населения, проживающего в отдалении от крупных городов. Остается только "объединить бренды", как сказал один герой популярного сегодня фильма - и все будет хорошо.
— Какой сегмент рынка сегодня занимают спутниковые операторы? Ваши прогнозы на дальнейшее развитие этого рынка услуг.
— Собственных исследований рынка мы не проводили. Согласно данным, которые публикуют официальные СМИ, доля спутниковых операторов платного телевидения от всех российских операторов платного телевидения составляет 33%.
Что касается прогнозов... На доли рынка, принадлежащие операторам платного телевидения различного вида -эфирным, кабельным и спутниковым - серьезным образом, как я думаю, повлияет реализация ФЦП развития телерадиовещания в РФ. Пока полностью неизвестно, каким образом эта программа будет реализовываться, поэтому конкретный прогноз дать тяжело, но доли однозначно будут меняться.
Я думаю, что не стоит забегать вперед - давайте лучше подождем пилотных проектов, реализуемых существующим руководством Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. До тех пор делать прогнозы - занятие неблагодарное.
— Как позиционирует себя компания по отношению к другим спутниковым проектам? К кабельным операторам? В чем преимущества и недостатки работы спутникового оператора по сравнению с кабельным?
— Основная трудность работы спутникового оператора заключается в дефиците и высокой стоимости частотного ресурса. По крайней мере, так было в течение последних четырех лет. Кабельному оператору значительно проще расширять пакетное наполнение -подключать дополнительные каналы, запускать какие-то сервисы, иначе говоря, ему проще качественно расширяться. Весь частотный ресурс в его руках - в проложенном кабеле. Конечно, такое расширение тоже будет стоить определенных денег, потребует серьезных сил и знаний. Многие кабельные операторы просто не хотят этим заниматься, но сама по себе такая возможность у них есть. А вот спутников, к сожалению, не бесконечное количество, и мы вынуждены конкурировать за частотные ресурсы - от наличия спутниковых емкостей зависит возможность качественного развития спутникового оператора.
С другой стороны, основная трудность является для спутникового оператора и основным преимуществом. Хотя спутник и дефицитный частотный ресурс, но его использование не требует прокладки кабеля до каждого абонента. И если мы арендовали ресурс, то по всей территории, попадающей в зону покрытия спутника, любой абонент, имеющий соответствующую приставку, сможет смотреть спутниковое телевидение, Следовательно, спутниковому оператору значительно легче, чем кабельному, увеличивать количество абонентов.
— По итогам 2008 года прирост абонентской базы "Триколор ТВ" составил 160%, и компания была признана лидером рынка платного ТВ. Чем вы объясните такую активность ваших абонентов, и как компания планирует их удерживать?
— Наша страна обладает рядом особенностей, которые я уже упоминал: огромная территория, не очень высокая плотность населения, а также ландшафтная специфика. Аналогов по этим параметрам у России в Европе просто нет. Поэтому, наверное, и получилось так, что на момент появления "Триколор ТВ" ситуация с доступностью телевидения для российских граждан была худшей в Европе. По разным данным, порядка 35% населения страны имело возможность принимать не более двух телеканалов, а 17% - только один канал, или вообще не имело возможности смотреть телевидение. Это и создало благоприятные предпосылки для развития нашего проекта.
Представьте: люди могли смотреть только один телеканал с "мухами" или "белым снегом", как мы называем эфирные помехи, и вдруг им предоставляется возможность смотреть 40 каналов в хорошем цифровом качестве. Контраст настолько значительный, настолько явный, что у людей не остается сомнений в необходимости приобретения услуги. Наверное, мы угадали с предложением и очень качественно соотнесли его с потребностями населения Российской Федерации. И началась цепная реакция, заработало "сарафанное радио". Удивительный факт: в течение двух лет компания не вкладывала ни копейки в рекламу, а значит, все развитие проекта происходило за счет передачи людьми, нашими абонентами, друг другу информации о том, насколько хорош "Триколор".
Сейчас, как мне кажется, тот контраст, благодаря которому мы приобрели и продолжаем приобретать значительную аудиторию, потихонечку нивелируется. Люди привыкают к хорошему очень быстро: тот, кто вчера смотрел два канала, сегодня смотрит 40, и уже не представляет, как всю свою предыдущую жизнь он мог довольствоваться только двумя каналами. Он уже не готов отказаться от просмотра 40, и считает само собой разумеющейся возможность их приема. Поэтому наша задача - продолжить приятно удивлять наших абонентов, как нынешних, так и будущих.
То есть мы говорим: мы удивили вас, когда вместо двух каналов вы увидели 40, и мы постараемся дальше вас удивлять. Мало того, что у вас сейчас 40 каналов, мы собираемся предложить вам tripple play, новые сервисы, от которых потом вы не сможете отказаться. Другими словами, "Триколор ТВ" - это такой оператор, который постоянно удивляет, постоянно создает, в хорошем смысле этого слова, эмоциональный контраст между тем, что у вас было вчера и что вы считали хорошим, и тем значительно лучшим, что будет у вас завтра. Этот контраст, эти положительные изменения связаны с оператором "Триколор ТВ", и если вы остаетесь с этим оператором, то и в будущем вас ждет все самое лучшее. Вот в этом и состоит наша задача - обеспечивать людям положительные эмоции, обеспечивать новые услуги, к которым наши абоненты будут привыкать и от пользования которыми уже не смогут отказаться.
Можно еще сказать, что мы до сих пор придерживаемся политики дис-каунтера (как раз с целью охвата наиболее широких кругов населения) и планируем придерживаться этой политики в дальнейшем. Знаете, многие компании, когда начинают свой бизнес, говорят: мы маленькие, но мы очень стараемся, у нас низкие цены и очень хорошее качество. Потом они становятся большими, у них растут цены, они перестают стараться, и это общая тенденция, таков жизненный цикл роста большинства компаний. Далее кто-то преодолевает кризис роста, а кто-то нет. Мы продолжаем стараться, мы по-прежнему сохраняем низкие цены. Надеюсь, что кризис роста "Триколор ТВ" на наших зрителях не отразился. Мы сформировали услугу, равной которой в РФ на сегодняшний момент нет, добились гармонии качества и стоимости, в результате чего наше предложение сегодня очень востребовано на рынке. Добиться и удерживать лидерство в отрасли по соотношению цена/качество - это основная цель, которую мы перед собой ставим. На сегодняшний момент "Триколор ТВ" - самое доступное телевидение для широких кругов населения, можно сказать - народное телевидение. Мы будем стремиться и дальше быть самыми доступными, не отставая при этом от научно-технического прогресса, и постараемся всех приятно удивить, создавая тот самый эмоциональный контраст, о котором я говорил выше.
— Ваша компания предлагает абонентам как платные, так и бесплатные каналы. В какой пропорции распределяются эти каналы?
— На сегодняшний момент 12 каналов нашего базового пакета - бесплатные, кроме того, есть так называемый "базовый расширенный" пакет, в нем их еще 6. Всего мы транслируем 36 каналов, то есть пропорция получается 50 на 50. О расширенном пакете, правда, нельзя говорить, как о полностью бесплатном, так как этот пакет - бонус нашим абонентам за то, что они подключились к какому-либо платному сервису "Триколор ТВ".
Существует такая закономерность: чем больше в пакете количество бесплатных каналов, тем выше интерес аудитории к проекту, тем больше новых подключений, но тем ниже желание людей подписываться на платные каналы. И наоборот: чем меньше бесплатный пакет, тем выше желание людей продлевать платную подписку на следующий год, но тем меньше желание новых абонентов подключаться к проекту "Триколор ТВ". Сегодня соотношение каналов смещено в сторону новых абонентов, так как для нас все-таки более важно зарабатывать новую аудиторию, нежели добиваться увеличения процента платных абонентов от числа всей нашей аудитории и роста AR-PU. Это принципиальный стратегический момент, и в ближайшие годы наша позиция не изменится.
— По каким принципам производится пакетирование каналов?
— В настоящий момент мы пользуемся услугами только российских производителей контента, при этом стараемся наполнять пакеты каналов таким образом, чтобы удовлетворять интересы всех сегментов нашей аудитории. "Триколор ТВ" - проект массовый, и мы никогда не будем ориентироваться на узкие сегменты аудитории. Совершенно точно у нас не появится, например, канал, посвященный подводной спелеологии или скалолазанию. Наше предложение законченное, в целом оно удовлетворяет потребности всех слоев населения: есть детские, есть музыкальные, есть спортивные каналы, на сегодняшний день все сбалансировано.
— Как технически осуществляется пакетирование каналов?
— Технически пакетирование каналов выглядит следующим образом. На входе сигнал в студийном SDI-формате со звуком подается на аппаратный комплекс. Далее формируется мультиплекс, сигнал форматируется, подается по наземным каналам на аплинк и поднимается на спутник. По пути мультиплексированный поток не забывает кодироваться.
— Какую маркетинговую политику проводит компания в борьбе за абонента? Каковы основные принципы рекламных кампаний?
— О борьбе за абонента я уже говорил. Что касается принципа рекламных кампаний, то обе кампании, проведенные нами в последнее время, имели целью поддержать существование нашего канала сбыта, дилерской сети в период не самых легких экономических событий. Это были некие имиджевые акции, которые повысили индекс узнаваемости "Триколор ТВ".
— Расскажите подробнее об интерактивных сервисах, которые вы планируете запустить.
— В настоящий момент рабочие аспекты новых сервисов прорабатываются нашей технической службой. В ближайшее время ее специалисты дадут заключение, каким способом и с помощью каких ресурсов - технических, финансовых и так далее - их можно будет запустить. Пока такого заключения нет, мы не можем осуществить планирование их запуска, а пока нет планов, и о реализации сервисов говорить преждевременно. Тем не менее, я предполагаю, что уже в 2010 году доля прибыли, получаемая нами от дополнительных сервисов, должна превысить 10% совокупного дохода по основным на сегодняшний момент источникам дохода компании.
— Не планируете ли вы увеличение количества каналов, введения пре-миум-каналов и разнообразия пакетов для привлечения новых абонентов?
— Такие планы могут появиться только тогда, когда появится частотный ресурс. Пока такого ресурса нет, рассуждать на эту тему, на мой взгляд, бессмысленно.
— Хватает ли вам мощностей на спутнике? Не планируете ли вы заключать соглашение с другими компаниями?
— В нашей точке нет других спутников, соответственно и других компаний, имеющих спутники в нашей точке, тоже нет. Я уже говорил, что критический фактор нашего успеха - наличие частотного ресурса. Когда он появится, то будет предоставлен той же самой компанией Eutelsat, с которой мы сейчас плодотворно сотрудничаем. После появления этого ресурса мы будем планировать или корректировать как наше контентное развитие, так и развитие каких бы то ни было сервисов.
— Как повлияет на доходы вашей компании появление восьми обязательных бесплатных каналов? Что изменится в деятельности компании в результате внедрения эфирного цифрового телевещания?
— Все восемь обязательных каналов уже входят в бесплатный пакет "Триколор ТВ". У нас вообще 12 бесплатных каналов, и сокращать их количество мы, конечно, не собираемся. Так что появление восьми обязательных бесплатных каналов вряд ли как-то повлияет на нашу вещательную политику. По сути, то, что рекомендуется государством, у "Триколор ТВ" формирует основу его бизнес-модели.
Беседу вела Анна Заварзина
Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2009