Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Кирилл Легат (СТРИМ): производители контента должны получать вполне осмысленную часть той выручки, которую имеет оператор

Кирилл Легат (СТРИМ): производители контента должны получать вполне осмысленную часть той выручки, которую имеет оператор


12.02.2010

Кирилл Легат (СТРИМ) производители контента должны получать вполне осмысленную часть той выручки, которую имеет оператор

— Каковы приоритеты деятельности Телекомпании "СТРИМ"?

— Начну издалека. В январе этого года мы перезапустили 5 каналов и приступили к подготовке нескольких новых проектов. В результате появились каналы "ПСИХОЛОГИЯ21" и "Домашние животные", недавно запущен канал "Вопросы и ответы". Проделана колоссальная работа, и, судя по всему, не напрасно, потому что каналы, на мой взгляд, получились неплохими.

В обозримом будущем мы хотели бы запустить еще некоторое количество каналов, так как на рынке есть несколько ниш, которые до сих пор, по необъяснимым для меня причинам, не заняты. Но это вопрос будущего. Приоритетная задача сегодня - проникновение трех новых каналов в ту абонентскую базу, которая создана нами для пяти предыдущих.

Сейчас в стране присутствует в основном аналоговая сеть, емкости которой ограничены, и мы понимаем, что во многих случаях, при всей заинтересованности оператора в новом канале, у него нет технической возможности для его размещения в кабеле. Мы понимаем, что проникновение будет, вероятно, не таким уж простым и не очень быстрым.

Но абонентская плата - это основной вид заработка для нашей компании. Так что в качестве ближайших и важнейших приоритетов я бы обозначил проникновение в существующую абоненетскую базу и наращивание этой базы.

— Повлияет ли на вашу компанию переход на цифровое вещание?

— Цифровизация, вне всяких сомнений, повлияет вообще на всю деятельность операторов платного телевидения. Это большой вопрос, но как он будет регулироваться, я пока сказать не могу. Очевидно, что на сегодняшний день взаимоотношения между правообладателями, вещателями и операторами связи выстроены невнятно. Система, которая существовала последнее десятилетие, когда оператор связи заключал договор с ретранслируемым каналом на тех или иных условиях, забирал этот канал в свою сеть, собирал выручку и платил правообладателю некую сумму, - безусловно, была выгодна для операторов связи. И эта система существовала много лет. Но на рынке стали появляться достаточно качественные тематические неэфирные каналы российского производства, поэтому ситуация должна поменяться. Сейчас отчисления операторов иностранным каналам, как правило, намного больше, чем отчисления российским производителям. Я считаю, что система взаимоотношений между российским производителем, вещателем, как одним из участников рынка, оператором связи и иностранным правообладателем должна быть сбалансирована.

— Как, на Ваш взгляд, должны строиться взаимоотношения между операторами и каналами?

— Я думаю, что в итоге мы придем к какой-то цивилизованной конструкции, когда на рынке появятся агрегаторы контента. Их задача - агрегировать контент и отдавать его на реализацию тому или иному оператору услуг. Производители контента должны получать вполне осмысленную часть той выручки, которую имеет оператор, предоставляющий услугу абоненту. В России это не произойдет завтра, вне всяких сомнений. Но это произойдет так или иначе, потому что средства, получаемые оператором от реализации контента, должны идти в первую очередь производителю контента.

— Как развивается Телекомпания "СТРИМ" в регионах?

— Лучше, чем в столице. Дело в том, что в Москве мы работаем с двумя крупными операторами - "КОМСТАР" и "АКАДО". А за территорией Москвы (я имею в виду Россию, СНГ, ближнее зарубежье, страны Балтии) мы работаем с 571 операторами. Когда в "СТРИМ" пришла новая команда, были сложности в документообороте, в системе отчетности, в системе платежей. У нас ушел год на то, чтобы навести порядок в этих взаимоотношениях.

И сегодня я могу сказать, что работа с партнерами скорее доставляет мне удовольствие, чем неприятности и раздражение. Разумеется, есть органический рост абонентской базы. Но мы надеемся на то, что качество каналов, к которому мы сегодня пришли, позволит нам значительно расширить эту абонентскую базу, и тому есть подтверждения. Ведь мы в непростых экономических условиях перезапустили каналы и подняли цену на пакет, операторы с этим согласились, и, судя по всему, никто не потерял, только выиграл. Так что, на сегодняшний день работа с региональными операторами в большей степени структурирована, прозрачна и является основной частью нашей деятельности в этой области.

— Экспансия в регионы будет продолжаться?

— Я не люблю слово "экспансия" - захват, внедрение.

Я считаю, что мы, как компания, которая производит неплохие каналы, вправе рассчитывать на взаимовыгодное сотрудничество с операторами. Мы заинтересованы в расширении абонентской базы, а операторы, на мой взгляд, должны быть заинтересованы в качественном контенте. И это основа для прозрачных взаимоотношений. Сейчас мы унифицировали форму договора. Теперь она для всех одинаковая. Мы унифицировали и регламентировали правила отчетности, правила платежей. И за год работы можно уверенно сказать, что все наши партнеры с этим согласились. В течение определенного отрезка времени мы совместно с партнерами выработали некоторую систему взаимоотношений, и сегодня она работает вполне эффективно. Даже дебиторская задолженность, которая, как правило, существует между правообладателями и операторами, сегодня очень незначительна. Сейчас можно сказать, что у нас нет взаимного недовольства.

— Что касается двух новых каналов — "ПСИХОЛОГИЯ21" и "Домашние животные", то чем обусловлен был выбор именно этих направлений?

— Во-первых, незанятость ниши является одним из важных факторов относительно выбора тематики канала. Во-вторых, для того, чтобы делать нишевое телевидение, нужны люди, которые разбираются в конкретной теме. Было бы смешно говорить, что любой телевизионный профессионал может делать программу любого тематического направления. Это не так. И последние 10-15 лет развития телевидения в России это наглядно продемонстрировали. Лев Николаев полжизни занимался программой "Очевидное-невероятное", и он работает сейчас в той же тематике, потому что накоплен колоссальный объем знаний. Люди, которые делают тематический канал, должны быть в теме. Именно таких людей мы и пригласили для создания новых каналов.

Художественный руководитель "Домашних животных" -Иван Затевахин, биолог с 20-летним стажем. Художественный руководитель канала "ПСИХОЛОГИЯ21" -Эдуард Михайлович Сагалаев. Он не только телевизионный профессионал высочайшего уровня, но еще и блестящий знаток всего, что связано с психологией. Мы привели на канал  многих известных психологов, настоящих профессионалов, имеющих и опыт медийной работы. Конечно , прежде чем принять окончательное решение, мы проанализировали предпочтения аудитории. На канале "Здоровое ТВ" мы запустили 2 программы, связанные с психологией. Они вызвали интерес аудитории, и мы поняли, что программы такой тематики в наше непростое время интересны большому количеству людей.

Помимо исследований, очень важна интуиция тех, кто делает телевидение. Интуиция вкупе с профессионализмом дают результат. Так что выбор направления канала "ПСИХОЛОГИЯ21" обусловлен еще и нашей интуицией. Мы пока не можем ответить на вопрос, насколько мы были правы, так как оба канала недавно вышли в эфир. Они сейчас находятся в открытом доступе, их может смотреть кто угодно, и реальное понимание того, попали мы или не попали в аудиторию, появится через 2-3 месяца.

— На какую же аудиторию рассчитаны "ПСИХОЛОГИЯ21"? и "Домашние животные"?

— Когда звучит слово "психология", можно подумать, что на канале будут обсуждаться серьезные научные темы. Это не совсем так. Конечно, у канала достаточно высокая планка с точки зрения научной корректности. Но он обращен к обычным людям, которым канал может помочь - в самом широком смысле. Я не стал бы говорить, что канал рассчитан на аудиторию 25+. Конечно, он не для детей и тинейджеров. Это канал для людей, которые, как ни банально это звучит, задумываются о смысле жизни. А от возраста это не зависит. Так что у канала широкая аудитория.

С каналом "Домашние животные" все проще. В России каждая вторая семья имеет кошку или собаку. Концепция канала очень проста - в первую очередь мы говорим о любви к животным. Ничего другого. Любить животных, и не более того.

— Как будет организовано маркетинговое продвижение каналов?

— У нас существует некая стратегия продвижения каналов. Но средств для этого мало. Ведь Телекомпания "СТРИМ" существует исключительно за счет тех денег, которые зарабатывает путем реализации производимого продукта. Мы пользуемся заемными средствами только для запуска того или иного нового проекта, и то не всегда. Например, на запуск канала "Вопросы и ответы" мы денег не одалживали. Поэтому, говоря об акциях и о маркетинговом продвижении каналов, мы вынуждены рассчитывать только на то количество денег, которые у нас на это есть.

Я вообще считаю, что такое маленькое телевидение создается, продвигается, достигает успеха за счет мозгов, а не за счет больших бюджетов. При продвижении того или иного канала бессмысленно устраивать многомиллионные акции. У аудитории любого нишевого канала есть свой потолок. При его достижении прирост становится очень незначительным. Наша совокупная аудитория на сегодняшний день - 5 млн домохозяйств. Это 13,5 млн зрителей. Я понимаю, что вход на другую платформу, например "НТВ Плюс", даст существенный прирост в 500-600 тысяч абонентов. Вход в"Триколор" позволит прибавить 3 млн абонентов. Но насколько это оправдано с точки зрения денег? Большой вопрос! Это целесообразно только если зарабатывать деньги за счет рекламы. Но как только мы начнем играть в рекламную модель - немедленно столкнемся с недовольством партнеров - операторов.

Наша схема вхождения в сеть проста. Мы предлагаем оператору, с которым уже работаем, 2 новых канала. Если емкости у него не хватает, мы предлагаем ему из 8 каналов выбрать наиболее эффективные с точки зрения продажи аудитории. Мы работаем с 500 мелкими операторами, имеющими по несколько тысяч абонентов. Эти операторы знают свою аудиторию. И мы считаем, что наш подход к контенту, который был заложен еще в начале этого года, верный. Мы не хотим распространять некачественный продукт. Мы считаем, что даже маленький фильм можно сделать на очень высоком уровне. И два этих канала - наглядный тому пример. У нас реально качественные программы. Но их и не так много. Мы планируем производство 365 часов оригинального продукта в год. Это, в общем, час в день. Не все программы из этих семи часов в неделю сегодня нас полностью удовлетворяют. Но на 80% это хороший продукт.

— Каков принцип пакетирования каналов в вашей компании? Что наиболее перспективно для компании — пакетировать каналы или брать плату за каждый канал отдельно?

— Ответ на ваш вопрос состоит из нескольких тезисов. Рано или поздно произойдет отток от линейного телевидения, технология позволит потребителю формировать контент по собственному усмотрению. Для этого потребуется решение технологических, законодательных, политических вопросов. Рано или поздно пользователь телевизионной услуги будет требовать от поставщика контента определенной свободы выбора. Но это далекое будущее. Тем не менее сегодня с этим далеким будущим связан вопрос с пакетированием. А пакетирование связано с сетями. В аналоге пакетирование бессмысленно и попросту невозможно.

А основные сети в стране аналоговые. Есть базовый пакет - и все. Это я рассмотрел ситуацию с точки зрения оператора и абонента.

Но если мы судим с точки зрения правообладателя и оператора, то это другой вопрос. Я, как правообладатель и производитель, могу предлагать оператору базовый пакет из 8 каналов и больше не заботиться вообще ни о чем.

Как только конечный пользователь будет сам формировать контент, производителю уже не нужно будет ничего пакетировать. Есть библиотека, куда я как абонент зашел и выбрал то, что мне нужно. Но это взаимоотношения будущего.

Сегодняшние взаимоотношения между оператором и абонентом основываются исключительно на технологических возможностях оператора. Если у него цифровая сеть - он может пакетировать, если аналоговая - не может. Также возможность пакетировать свои собственные каналы есть у производителя.

Я бы хотел, чтобы у оператора была технологическая платформа, которая позволила бы ему иметь, во-первых, внятную сетевую емкость, а во-вторых, возможность пакетирования. Я заинтересован в том, чтобы соотношение между ретранслируемыми иностранными каналами и каналами российского производства все-таки выравнивалось. Например, чтобы паритет был не 90 иностранных каналов на 10 российских.

— По-вашему, это должно быть законодательно урегулировано?

— Нет, не думаю. Здесь многое зависит от качества самих каналов. 10 лет тому назад бюджет неэфирного канала составлял S0,5 млн. Сегодня речь идет о S2, 3 млн., а то и о S5 млн. Растет качество приобретаемого контента.

К примеру, если раньше в нашей компании мы приобретали зарубежные программы по бросовым ценам, по принципу - "на что хватит", то сейчас мы очень внимательно подходим к закупкам и повышаем качество каналов за счет приобретений у иностранных правообладателей.

Поэтому развитие неэфирного телевидения в первую очередь сопряжено с повышением качества тематических каналов.

Если взаимоотношения между производителями каналов и операторами в России будут выстраиваться по принципу доброго отношения друг к другу и внятного разделения финансовых потоков, тогда у этого телевидения есть большое будущее.

www.Broadcasting.Ru
Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2009