Подробнее о деятельности АДСК и проблемах операторов связи мы поговорили с председателем правления Ассоциации Виктором Конюковым.
— Какие задачи стояли перед Ассоциацией домовых сетей и компьютерных клубов города Москвы (АДСК) при ее создании, и что уже удалось осуществить?
— Когда создавалась АДСК, Интернет еще не был известен большинству пользователей. Да и в Министерстве связи на эту тему не было никаких нормативных документов (даже само слово Интернет отсутствует в законодательстве). Поэтому встал вопрос о том, как налаживать контакты с Россвзяьнадзором, с энергетиками. Нужно было помочь новичкам в становлении бизнеса, чтобы технологически все было выполнено правильно, в соответствии с необходимыми требованиями, которые уже тогда появлялись и сейчас появляются.
Главная цель Ассоциации - легализовать само понятие домовых сетей. Мы помогали компаниям правильно оформить разрешение, получить лицензию, грамотно все спроектировать. Проводилось много семинаров, консультаций, были подготовлены методические указания. И эту работу мы выполнили, на мой взгляд, достаточно хорошо. Вторая функция АДСК - обмен опытом. Более продвинутые операторы делились опытом с новичками, компании смотрели, как грамотно построить сеть, как запустить новые услуги. Третья функция -формирование позитивного имиджа Интернета (так как в то время чиновники не совсем понимали пользу этих сетей). И Ассоциация активно работала на этом направлении. Я думаю, что все перечисленные задачи Ассоциацией были выполнены и членство в Ассоциации постоянно увеличивается. Другой вопрос в том, что компьютерные клубы сошли на нет, поскольку Интернет стал доступен дома.
— Остались домовые сети?
— Да, остались домовые сети. Во всех городах Европы, США и Канады они есть (и не только в крупных). Я всегда привожу пример провинции Саскаче-ван в Канаде, там проживает около 400-500 тысяч человек, но есть своя Metro-Ethernet-сеть.
— Сейчас Ассоциация выходит на межрегиональный уровень?
— Опыт нашей Ассоциации стал достоянием других операторов. Мы рассказываем об этом на различных совещаниях, семинарах. У нас уже есть члены из Подмосковья, большой интерес к нам проявляют операторы из Петербурга, Волгограда, Тольятти, Ярославля, Казани и других городов, и мы им помогаем, хотя они не являются членами Ассоциации. Особенно нуждаются в этом операторы, которые находятся далеко от Москвы. К сожалению, у нас так исторически сложилось в стране, что за любой справкой надо ехать в Москву. Ассоциация могла бы помочь в этом. Поэтому нам кажется, что есть все основания создать общероссийскую ассоциацию. Тем более, что существует мировая ассоциация операторов широкополосного доступа. Так что это повысило бы статус нашей державы и статус операторов.
— Как строится сотрудничество Ассоциации с государственными органами?
— Прежде всего, мы сотрудничаем с Министерством связи, с Роскомнадзором. Задача Ассоциации состоит в том, чтобы операторы работали в "легальном поле". Поскольку наше "легальное поле" меняется очень быстро, работы для Ассоциации здесь довольно много. Мы регулярно приглашаем на наши семинары представителей вышеуказанных структур.
Кроме того, мы сотрудничаем с местными органами. Все-таки нашими основными клиентами являются не юридические, а физические лица. А это означает присутствие в доме, возникновение определенных взаимоотношений с ДЕЗ, с управляющими компаниями, с ТСЖ по размещению оборудования. Потому что широкополосный доступ предусматривает принципиальное изменение технологий и размещения оборудования доступа в доме, что требует согласования с владельцами данного дома, с управляющей компанией, и здесь мы сотрудничаем прежде всего с управами.
— В чем преимущество домовых сетей перед крупными операторами?
— Это, наверное, общий закон развития. Например, у меня перед домом есть замечательный продуктовый магазин, где работает один коллектив, все друг друга знают, здороваются, знают что покупать, а в крупный супермаркет так не зайдешь, а тем более не будешь здороваться со всеми и спрашивать, что лучше купить. Такой же прецедент создан по отношению к домовым сетям, и это может быть серьезным маркетинговым преимуществом по отношению к крупным сетевым компаниям. Многие наши компании создают Интернет-сайты, посвященные жизни района, оказывают помощь школам (например, проводили конкурс сайтов школ, награждали лучших). Районные операторы более близки к запросам местного населения своего района. И это особенно важно в условиях мегаполиса, когда формируется некое общество на базе района. Операторы занимают эту нишу, когда они сотрудничают с местными органами власти, муниципалитетами, поддерживают сайты, проводят различные мероприятия. Этот местный акцент является главным маркетинговым преимуществом.
— Возрастает ли значение таких компаний в современных экономических условиях?
— Возрастает, и я могу объяснить, почему это произошло. К сожалению, все разговоры о поддержке малого и среднего бизнеса остаются всего лишь разговорами. Поэтому очень многие компании, особенно малые, развиваются на собственные средства. Они не набрали кредитов. Для нас в период экономического кризиса существует некоторое преимущество по отношению к крупным компаниям. Мы как развивались на собственные деньги, так и развиваемся. В связи с этим темпы развития небольших компаний не снизились. Снижения не произошло еще и потому, что пользователи не отказываются от Интернета. Исследования показали, что 70% пользователей сказали, что не откажутся от Интернета ни при каких условиях. То есть сегодня это потребность, без которой человек не может обойтись. Приток абонентов у многих московских компаний, а у региональных тем более, насколько я знаю, почти не снизился. А в это время крупные операторы приостановили развитие сетей, поскольку у них появились проблемы с инвестированием. Поэтому некоторая независимость от внешних ресурсов сыграла здесь свою положительную роль.
— Какие меры, на ваш взгляд, должно принимать государство, чтобы поддержать домовые сети и операторов, как одних из представителей малого бизнеса?
— Если рассматривать предприятия операторов домовых сетей, это самый типичный представитель малого и среднего бизнеса, более того, работающий по инновационной технологии. Кажется, почему бы государству не обратить внимание на нашу отрасль, но, к сожалению, за разговорами о малом бизнесе вообще конкретные направления остаются без внимания и поддержки. Мы вынуждены были обратиться в департамент малого и среднего бизнеса Москвы по поводу, я бы сказал, дискриминационного отношения со стороны властей к операторам домовых сетей. Оно проявляется в требовании различных дополнительных документов, хотя мы регулируем свои действия в соответствии с федеральными законами о связи. Нет никакого регионального закона о связи, все дополнительные требования - это просто чиновничий произвол, которого довольно много. Ведь необходимо поддерживать конкурентную среду, поскольку чем больше операторов, тем ниже тарифы и т.д. Следующая проблема - дискриминационное отношение по использованию инфраструктуры. Мы, практически все, платим ДЕЗам, ТСЖ за присутствие в доме. При этом МГТС никому не платит за присутствие в доме. Почему тогда мы должны за это платить? Спрашивается, где роль департамента поддержки малого и среднего бизнеса правительства Москвы? Почему кабельная канализация оказалась в руках МГТС, хотя это акционерное общество, а мы знаем, что канализации строились за счет бюджетных средств и организаций г. Москвы. Мы сейчас платим не просто за присутствие в канализации, а еще и за обслуживание, хотя оно не ведется.
Я уже не говорю о таких вещах, как, например, многочисленные программы московского правительства по развитию Интернета где нас просто игнорируют. Сейчас очередная программа по возвращению ГРС, то есть "тревожной кнопки". Почему-то это собираются осуществлять за счет бюджетных средств. Но ведь в каждом доме есть по 5-6 операторов, которые могут сами это сделать? И мы остаемся на периферии бюджетного заказа, как ни странно, либо нас заставляют это делать каким-то силовым способом, ничего не оплачивая.
— Учитывая современную экономическую ситуацию, не пора ли вам объединяться в "мягкие" холдинги?
— Сейчас очень многие понимают, что надо создавать некие корпоративные связи по сотрудничеству, даже если мы не объединяемся. В Ассоциации реализуется очень хороший проект компанией "I-home". У нас есть пиринг друг с другом, и это очень важный элемент, который является неким маркетинговым преимуществом по отношению даже к крупным сетям. Юридически он оформлен обычным договором, и люди пользуются ресурсами друг друга и помогают друг другу. Сейчас, например, "Искрателе-ком" предлагает другим компаниям цифровое телевидение. Зачем небольшой компании тратить деньги на узел IPTV, когда она подключается к нам и получает в полном объеме пакет услуг по Интернету? Ее пользователи получают не только Интернет, но и цифровое телевидение. Например, партнеры из Красногорска и Петербурга забирают у нас сигнал на узле телевидения и предоставляют услуги телевидения. Это без какого-то объединения, без консолидации, как нам говорят, а просто люди понимают, чтобы выжить, надо давать услуги не только Интернета, а в полном объеме triple play.
— Какие услуги сейчас необходимо предоставлять, чтобы составить конкуренцию крупным компаниям?
— Должно быть грамотное пакетирование услуг. Это скоростной Интернет, IP-телефония и, конечно, цифровое телевидение. Сейчас IPTV - это вещь дорогостоящая, тем более что в Москве пока еще довольно много бесплатного телевидения. Но переход на цифровое телевидение, когда бесплатными останутся всего лишь восемь каналов, откроет совершенно новые возможности для операторов Интернета. Это не значит, что мы победим кабельщиков, мы занимаем разные сегменты рынка. Кто-то будет смотреть телевидение, которое дают кабельные операторы, а более продвинутым пользователям будет необходимо Интернет-телевидение, поскольку оно меняет саму парадигму телевидения, так как появляется интерактивность. Для жителей мегаполиса это становится одним из маркетинговых преимуществ. Я уже не говорю о VoD, сейчас его много нелегального, нелицензионного, но жизнь движется в сторону легализации, поэтому сегодня наши пользователи уже пользуются VoD, так как многие понимают, что незачем тратить время и искать определенный фильм. Тем более что сумма, которую он заплатит за просмотр, будет меньше, чем цена DVD.
— А цифровое телевидение и VoD могут сейчас приносить прибыль?
— К сожалению, пока эта услуга субсидируется за счет Интернета, чтобы получить маркетинговое преимущество по отношению к операторам, у которых такой услуги нет. Для того чтобы эти услуги стали окупаемы, нужно дождаться введения платного цифрового телевидения, тогда реально количество абонентов увеличится. По нашим подсчетам, нужно иметь как минимум 20 000 телевизионных абонентов. Чтобы иметь 20 000 абонентов телевизионных, нужно иметь как минимум 80-100 тысяч абонентов Интернета. Это просчитано нами по ценам на нынешний период. Что будет через 2-3 года, мы можем только догадываться. Поэтому кооперация в использовании нашего телевизионного узла позволяет снижать издержки и уменьшать эту стоимость услуги цифрового телевидения. Но считать ее высокоприбыльной пока не приходится.
— Каковы должны быть меры со стороны государства, чтобы стимулировать переход на цифру операторов?
— Честно говоря, главное, чтобы наше государство нам не мешало. Приведу простой пример: операторы мобильной связи развились быстро, без всякой поддержки государства. Частоты им дали, а все остальное они сделали сами. Сегодня уже количество абонентов превышает количество населения. Вот если бы в нашей отрасли не было этого рьяного административного желания руководить процессом, мы бы гораздо быстрее развивались.
В разных странах эти процессы регулируются по-разному. В некоторых странах приобретение компьютера субсидировалось государством, то есть это уменьшало налогооблагаемую базу предприятия. Сейчас в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Японии, старые телевизоры принимают и дают за это деньги, точно так же как и автомобили. Стимулов довольно много. Но, к сожалению, они как-то тяжело приживаются на российской земле, поэтому, на мой взгляд, все стимулы должны быть направлены на конечного потребителя, чтобы не надо было у кого-то просить разрешения, оформлять лишние бумаги.
— Не могли бы вы дать совет операторам в небольших городах, как сделать работу выгодной.
— В небольших городах, к сожалению, главным тормозом является монополия, которую сегодня имеют на Интернет, компании МРК и другие с участием государств. Нужно резко снизить цену входящего Интернета. Почему он стоит в Рязани в разы дороже, чем в Москве? Это же нонсенс. Вот здесь государство должно вмешаться и потребовать с межрегиональных компаний, чтобы цифровое неравенство было ликвидировано. Чтобы цена на Интернет в Рязани была почти такой же, как в Петербурге или в Москве. На мой взгляд, государство должно проявить политическую волю, чтобы подключиться на периферии было так же легко, как и в Москве, а остальное операторы сделают сами. Ведь если Интернет дорогой, значит нет высокой скорости, а нет высокой скорости, значит нельзя оказывать дополнительные услуги, особенно в передаче видеоизображения. Скорость - это главный путь перехода к цифровому телевидению и видеоизображению. Если этого нет, то остается просто электронная переписка. Ведь интерес Интернета заключается не только в e-mail, это и дистанционное обучение, и телемедицина. Но в кругах чиновников многие не хотят понимать, что цифровое неравенство - это в определенном смысле дискриминация некоторых групп населения в России. К сожалению, активности правительства, местных органов власти здесь пока не наблюдается.
Беседу вела Анна Заварзина
Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2009