Российский рынок радиорекламы в 2008 году упал впервые за последние десять лет. По подсчетам экспертного совета при Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), куда входят крупнейшие радиокомпании, продажи рекламы в отрасли в прошлом году сократились на 6%, до 14,78 млрд руб. В кризисном четвертом квартале рекламные сборы радийщиков сократились даже в регионах, где до октября наблюдался рост продаж, пишет "Коммерсантъ".
По подсчетам экспертного совета при НАТ, объем продаж московской рекламы, включая так называемую федеральную (транслируется из столицы в регионы), составил в четвертом квартале 2008 года 2,03 млрд руб., что на 27% меньше, чем за аналогичный период 2007 года. В регионах за этот период продажи упали на 17%, составив 2,4 млрд руб. Весь рынок радиорекламы в октябре-декабре упал на 22%, до 4,43 млрд руб.
По итогам года московский рынок радиорекламы также показал падение в 15%, а регионы — небольшой рост, составивший 2,6%. В итоге за год рынок упал на 5,86%, до 14,78 млрд руб. Последние несколько лет его прирост стабильно составлял 23-25%.
Продажи радиорекламы в Москве падали с самого начала 2008 года. Основной причиной этого считалась 50-60-процентная медиаинфляция на телевидении, в результате чего крупные рекламодатели вынуждены были сократить расходы на радио. Так, в первом полугодии 2008 года московские продажи впервые за последние десять лет сократились на 5% по сравнению с январем-июнем 2007 года, до 3,04 млрд руб. В третьем квартале падение продолжилось и составило 12% (общероссийский рынок увеличился на 2% только благодаря продажам в регионах, которые выросли на 15%).
По оценкам главы компании "Выбери радио" (объединяет 56 станций в регионах) Константина Лиходедова, в четвертом квартале существенно сократили бюджеты такие категории, как недвижимость, банки, автомобили. Глава компании "Медиа Плюс" (сейлс-хаус "Европейской медиагруппы") Мария Смирнова и вице-президент по работе с клиентами вещательной корпорации "Проф-медиа" Олег Осташевский отметили, что ситуация в разных регионах была неравномерной. "Если, например, Самара в четвертом квартале показала даже небольшой рост, то падение продаж в Екатеринбурге составило 10-15%, а в Перми, где основными рекламодателями были автодилеры,— более 30%",— поясняет госпожа Смирнова.
По ее оценкам, доля радио на медиарекламном рынке страны в прошлом году упала примерно с 7 до 5%. "Думаю, что если в 2009 году падение рынка составит 15%, и мы, таким образом, вернемся на уровень 2006 года, это будет позитивный результат",— отмечает она. По прогнозам гендиректора рекламного агентства "Граммофон" (сейлс-хаус "Русской медиагруппы") Михаила Кулешова, падение рынка уже в первом квартале может составить 30%.