"Минимальная ставка составляла 1%, но реальный уровень устанавливался в ходе переговоров с РАО. Фактически по договоренности с РАО наши радиостанции платили около 3%, в год это выходило более $1 млн",— рассказывает гендиректор "Русской медиагруппы" (РМГ) Сергей Кожевников. При увеличении минимальной ставки до 2% фактически платежи могут возрасти до 4-5%, опасаются участники радиорынка. Ассоциация коммуникационных агентств России оценила объем рекламы на российском ТВ в 2007 году в 112,5 млрд руб., с учетом того что отчисления телевещателей правообладателям оцениваются в 200-300 млн руб., получается, что телеканалы потратили на них 1,7-2,6% рекламных доходов.
Повышение ставки не устраивает прежде всего радиовещателей. Хотя объем авторских отчислений и составляет у них всего 100 млн руб., для станций это существенно — на долю радио приходится 5,5% объема рекламного рынка. Телекомпании, которые платят всего в два-три раза больше, собирают более 50% рекламных денег. "У нас 20% доходов (выручка компании в 2007 году составила $62 млн.— "Ъ") приходится на продажу франшизы, спонсорские проекты, концертную деятельность, к которой авторы песен не имеют никакого отношения,— говорит Сергей Кожевников из РМГ.— Поэтому мы считаем, что базой для установления минимальной ставки должны быть не все доходы компаний, а только рекламные сборы". С начала этого года региональный радиорынок замедляет темпы роста — они сократились с 30-33% в 2007-м до 11% в первом полугодии этого года, а объем московского рынка падает. По данным экспертного совета при Национальной академии телерадиовещателей, в третьем квартале продажи в Москве упали на 12%.
"При рентабельности радио в 20%, например, для региональных станций, увеличение ставки до 2% съедает до 60% чистой прибыли,— говорит господин Кожевников.— Раньше платили до 3% своего оборота, теперь с учетом отчислений владельцам смежных прав (исполнителям произведений и фонографическим компаниям— "Ъ") реальная ставка вырастет до 6%". Завкафедрой интеллектуальной собственности ЮНЕСКО Михаил Федотов поясняет, что вещатель и получатель отчислений по смежным правам должны ориентироваться на минимальную ставку авторского вознаграждения.
Радиовещатели рассчитывают снизить размер минимальных отчислений. Они договорились с РАО о ставке отчислений по авторским и смежным правам в 3,4% от рекламных доходов компаний, рассказал "Ъ" президент Российской академии радио Александр Варин. "Сейчас мы направили предложения в правительство",— подтвердил гендиректор РАО Сергей Федотов. "Мы знаем об этих переговорах, но официальных писем не получали",— говорит Екатерина Чуковская из Минкультуры.
Телеканалы согласованной позиции по проекту постановления пока не выработали. По словам советника президента Национальной академии телерадиовещателей Владимира Лившица, "сейчас РАО ведет переговоры с "Первым каналом" и ВГТРК". В ВГТРК и на "Первом" вчера не комментировали проект.
www.kommersant.ru