Судя по всему, за прошедшие месяцы сделано не много. Правда, теперь наконец-то определились с числом обязательных ТВ-программ, которые будут доступны населению на всей территории Российской Федерации, подсчитали экономический эффект от перевода вещательных сетей на цифровые технологии и стали более сдержанно прогнозировать сроки окончательной цифровизации ТВ-сети.
Нынешние инфраструктурные мощности телевизионной индустрии включают ресурсы РТРС в наземном сегменте распространения программ, ГПКС — в космическом сегменте, ТВ-центра "Останкино" и ВГТРК – в сфере создания контента. Они будут серьезно усилены. До 2015 г. должен быть бесплатно предоставлен пакет из восьми ТВ-каналов абонентам по всей территории страны.
Государство понимает, что это будет стоить недешево при любом сценарии цифровизации ТВ-сети. Поэтому были проведены определенные экономические исследования о возможном влиянии данного процесса на развитие экономики страны и впервые озвучены результаты таких работ.
"Предполагается, что к 2010 г. прямой эффект от реализации концепции (рост объемов хозяйственной деятельности и повышение эффективности в сфере производства телерадиовещательного оборудования и оказания услуг цифрового телерадиовещания) может составить 0,1%, а к 2015 г. — 0,25% ВВП Российской Федерации без учета роста в смежных отраслях экономики," – отметил Виталий Стыцько, руководитель департамента цифрового телевизионного вещания и массовых коммуникаций Минкомсвязи РФ.
Сегодня экспериментальное цифровое телевизионное вещание осуществляется уже в пяти зонах. Наработанный опыт позволит решить ряд проблем, возникающих при переходе на цифровое вешание в масштабах всей страны. И все же темпы работ далеки от того, что делается за рубежом, "пробуксовка" оценивается экспертами как минимум в два-три года, а дальнейший процесс явно тормозится из-за отсутствия утвержденной и финансируемой федеральной целевой программы.
Переход телевизионного вещания на цифровые технологии обеспечивает ускоренное развитие новых систем телевещания — телевидения высокой четкости (ТВЧ, или HDTV), мобильного телевидения и интернет-телевидения (IP TV). Эти направления интенсивно развиваются во всем мире и в перспективе обещают высокую экономическую эффективность. Однако это в основном бизнес-проекты, требующие значительных частных инвестиций.
Исключение, по мнению г-на Стыцько, составляет решение важнейшей государственной задачи — обеспечения трансляции Зимних Олимпийских игр 2014 г. в формате ТВЧ. Для ее решения предусматриваются крупные бюджетные ассигнования. При решении поставленных задач развития телерадиовещания важнейшей проблемой становится привлечение серьезных инвестиций в отрасль. Это касается как развития инфраструктуры (модернизация существующих и создание новых сетей распространения телерадиопрограмм, обновление студийного оборудования), так и производства качественного телевизионного и радиоконтента.
Сегодня "в верхах" уже не так категоричны со сроками внедрения цифровых передатчиков и прекращения аналогового вещания в стране. Начинает преобладать разумный подход, основанный на реальных темпах изменения законодательной базы, на возможностях финансирования проектов, потенциале отечественной промышленности средств связи (ПСС) и т. д.
"До 2015 г. мы должны вывести из эксплуатации все аналоговые станции, которые мешают работе систем цифрового телевидения, — пояснил Стыцько. — И если в городе N старая станция не будет мешать цифровым передатчикам, то она сможет продолжить работать и далее. К тому же 1-й и 5-й частотные каналы не попадают под ограничения международных обязательств, и в некоторых регионах аналоговое вещание на них сможет оставаться и после 2015 г. Аналоговое вещание не будет отключено до тех пор, пока 95% населения в каждом регионе не будет обеспечено цифровыми приставками".
Отдельной задачей является привлечение крупных инвестиций в отечественное производство цифрового телевизионного и радиовещательного оборудования, включая как профессиональное оборудование, так и современные телевизионные и радиоприемники для населения. Открывается широкое поле деятельности и для отечественных, и для иностранных инвесторов, в частности в плане создания совместных предприятий.
Этот призыв к отечественной ПСС был поддержан руководством другого ведомства, ответственного за развитие промышленного потенциала России. "В стране действует 90 тыс. эфирных передатчиков различной мощности, — заявил Александр Суворов, заместитель начальника департамента радиоэлектронной промышленности (РЭП) Минпромторга. — Их перевод на цифровые "рельсы" потребует инвестиций в объеме не менее 27 млрд. руб. Причем большая часть этой суммы может быть освоена отечественными предприятиями. Выпуск приемной аппаратуры нового поколения оценивается в 225 млрд. руб., и российские производители могут занять 60% в этом сегменте". На поддержку и развитие данного направления департамент РЭП направил в нынешнем году 150 млн. руб.
Сегодня в сфере создания ТВ-оборудования действуют сотни организаций. "Необходимо обсудить возможность учреждения ассоциации разработчиков и производителей ТВ-аппаратуры, — считает г-н Суворов. — Это позволит объединить усилия отечественных компаний по продвижению своих изделий на региональные рынки и ускорить работы на данном направлении".
Тезисы в поддержку отечественной ПСС звучали во многих выступлениях. Как сообщил Калью Кукк, вице-президент АО "Телеком", отечественные ТВ-передатчики стоят на 30—40% дешевле зарубежных и с нынешним изменением курса рубля это соотношение только улучшается. Вместе с тем он обратил внимание специалистов на одну проблему, которой в нашей стране пока не придавали должного значения.
В будущей системе цифрового вещания РФ 50—60% передатчиков будут работать в составе синхронных сетей. Сегодня электронные метки для функционирования этих сетей можно получить только от американской системы GPS. Отечественная навигационная система ГЛОНАСС пока еще остается "недоразвитой", да и дешевых специализированных терминалов для синхронизации передатчиков тоже не выпускается.
"Такое положение вряд ли можно считать приемлемым, ведь если американское руководство по каким-либо причинам надумает отключить свою систему над территорией РФ, то полстраны окажется без цифрового телевидения, — тревожится Калью Кукк. — Надо срочно доводить до кондиции ГЛОНАСС!"
Но далеко не все, что обсуждалось и предлагалось на конференции, заслуживает безоговорочного принятия и поддержки. Например, ФГУП НИИТ из Санкт-Петербурга участвует в разработке отечественных стандартов широкоформатного цифрового ТВЧ по программе создания национальных стандартов, которую реализует Ростехрегулирование. Казалось бы, проект российского стандарта должен быть максимально гармонизирован с имеющимися стандартами других стран и рекомендациями Международного союза электросвязи. Но, по недоброй советской традиции, мы конечно же должны выдать на-гора что-то совсем свое. Ну, скажем, вместо принятых в мире систем сжатия MPEG2 и MPEG4 легализовать в документе некую местную систему RVC (Russian Video Codec) питерской разработки.
Не сомневаюсь, что RVC – оригинальное решение, заслуживающее пристального внимания специалистов. Но может быть, есть смысл для начала продвинуть и обосновать ее в научных кругах, утвердить на уровне международных стандартов и лишь затем внедрять в основополагающий документ. Невольно возникает вопрос: насколько уместна такая практика, не ведет ли она к технологическому изоляционизму?