И Прохоров понял, что с ними можно делать команду. Последние три года он работает художественным руководителем проекта "Смешарики". Мультфильм на удивление точно угадал вкусы маленьких зрителей. "Смешариков" очень легко рисовать. Кролик Крош — это кружок и уши-петли, Ежик — тот же кружок и уголки-иголки.
Но не только это обеспечило удачу проекта. Прохоров предложил, а ведущий сценарист фильмов Алексей Лебедев воплотил идею "опережающей драматургии". Что это такое? В сюжетах мультиков можно найти немало узнаваемых перекличек и с "Винни-Пухом" Хитрука, и с философским "Ежиком в тумане" Норштейна, и со взрослыми пьесами-фильмами вроде "Полетов во сне и наяву" или даже "Вишневого сада". Короче говоря, "Смешарики" рассказывают зрителям "истории, интересные для взрослых, но понятные также и детям".
Именно эти истории, полные скрытых цитат, сделали "Смешариков" интересными не только детсадовцам, но и подросткам. При этом, как говорит Прохоров, удалось уйти от коллизий борьбы добра со злом, на которых строится едва ли не вся мировая драматургия. Взамен использовали "логику Винни-Пуха": ни в одной серии мультика нет отрицательных героев. Так были завоеваны симпатии родителей.
Покатились по каналам
Измерить успех "Смешариков" просто: достаточно взглянуть на число выходов сериала на различных каналах и рейтинги TNS Gallup у аудитории старше четырех лет. К примеру, "Ну, погоди!" показали на канале СТС 45 раз при средней доле аудитории от 0,74 до 1%, "Чебурашку" — 3 раза (доля 1,2-2%), "Винни-Пуха" — 11 раз (0,69-2,1%). "Смешарики" выходили на СТС 452 раза. Рейтинг 0,82%, конечно, не дотягивает до давно любимых мультфильмов, но ни у одного из них нет такого "длинного дыхания". 18 серий "Ну, погоди!" снимались больше 20 лет. Сегодня, через четыре с небольшим года после запуска "Смешариков", снято уже больше 100 серий. Этот размах также привлекает телеканалы.
Наталья Вашко, гендиректор специализирующегося на взрослой анимации круглосуточного "Телеканала "2?2"", считает, что авторам "Смешариков" удалось создать первый детский сериальный проект в России. "Если СТС ставит его в эфир в утренние часы в субботу и воскресенье, значит, это работает, — говорит она. — Этот канал — публичный коммерческий проект, и там следят за эффективностью внимательнее, чем где-либо".
Главная проблема детской анимации состоит в том, что из-за законодательного запрета на показ рекламы эти проекты всегда будут убыточными. Получая за права показа около $150 за минуту 6,5-минутного фильма, создатели "Смешариков" не покрывают и половины затрат, признается Попов. Поначалу приходилось надеяться на государственную поддержку и жесткую экономию. На выпуск первых 20 серий два федеральных агентства — по культуре и кинематографии и по печати — выделили гранты, покрывшие 60% расходов. Сейчас государственная поддержка не превышает трети затрат.
Первые фильмы делали "на коленке" трое приглашенных из питерской студии "Мельница" мультипликаторов. На организованной в 2003 г. студии компьютерной анимации "Петербург" они использовали флэш-технологию, применяемую обычно в веб-проектах для куда более простых задач — создания рекламных баннеров, заставок, коротких роликов а-ля "Масяня". "Флэш был нашим спасением", — рассказывает Прохоров. В "серьезной" мультипликации так не работали тогда нигде, но, рисуя первые серии, аниматоры так отточили технологию, что теперь ее изучают даже зарубежные конкуренты. Кроме того, флэш позволил, не снижая качества, резко сократить затраты. При среднеотраслевой себестоимости минуты фильма на уровне $12 000-13 000 "Смешарики" удавалось делать за $8000.
Когда первые три серии мультиков показали редакции детских программ канала РТР, их, к удивлению авторов, тут же поставили в "Спокойной ночи, малыши". Это заставило наращивать темп. С апреля 2004 г. "Смешарики" постоянно присутствуют в эфире "Спокойной ночи, малыши", а с сентября — в эфире СТС.
Сейчас в студии работает больше 100 человек. Себестоимость минуты, рассказывает Попов, перестала быть ключевым показателем и приблизилась к $13 000. Компания вкладывает около $2,5 млн в новый офис и студию со звукоцехом. Главное сейчас — скорость производства материала нужного качества. Если раньше студия выпускала по две серии в месяц, то теперь — четыре, а через год будет шесть, говорит Прохоров. "Мы работаем быстрее, чем поступают деньги", — смеется он.
В прошлом году права показа первых 50 серий были проданы китайской госкомпании CCTV за $50 000. На осенней телеярмарке еще 50 зарубежных каналов проявили к сериалу интерес. Однако создатели "Смешариков" никогда не собирались просто зарабатывать на продаже прав.