Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Ричард Гелфонд, управляющий директор корпорации IMAX: "Сейчас компания не продается"

Ричард Гелфонд, управляющий директор корпорации IMAX: "Сейчас компания не продается"


29.06.2007

Ричард Гелфонд, управляющий директор корпорации IMAX "Сейчас компания не продается"

Одному из мировых лидеров индустрии развлечений, корпорации IMAX, принадлежит более 280 кинотеатров по всему миру со знаменитым "эффектом IMAX".

В 2006 году из-за бурного развития цифрового кинопоказа акционеры IMAX собирались продать свою компанию. Однако, как рассказал сопредседатель и управляющий директор корпорации IMAX РИЧАРД ГЕЛФОНД корреспонденту АНАСТАСИИ ВАСИЛЬЕВОЙ, сейчас IMAX продолжает бороться за свою долю на рынке кинопоказа, считая Россию одним из самых перспективных направлений.

- С чем связан ваш приезд в Россию?

- Мы заинтересованы в развитии российского рынка. Сейчас в России три наших кинотеатра - в Москве, Петербурге и Казани. У нас уже подписаны контракты в Уфе, Перми и по вторым кинотеатрам в Петербурге и Москве. Ведутся переговоры по строительству еще кинотеатров IMAX. Отчасти мой приезд связан и с этим: я встречаюсь с партнерами, желающими приобрести лицензию на торговую марку IMAX. К 2010 году мы планируем открыть в России 20 кинотеатров. Так что Россия становится для нас важным стратегическим рынком.

- Есть ли у IMAX кинотеатры, которыми она управляет напрямую?

- Да, в Северной Америке есть шесть кинотеатров, которыми управляет IMAX. Но корпорация все равно не владеет ими на 100%.

- Почему основная часть кинотеатров IMAX франчайзинговая?

- Мы продаем не совсем франшизу, а лицензию. Франчайзинг подразумевает жесткий контроль над держателем, лицензирование же - более гибкая система, которая подходит нашим партнерам во всем мире. Правда, согласно контракту, у клиента, заплатившего первоначальный взнос за лицензию, существует срок, в течение которого он должен открыть кинотеатр, в противном случае теряет эксклюзивность лицензии. Есть несколько причин, почему мы выбрали именно этот путь. Во-первых, таким образом мы избавляемся от капитальных затрат, которые несут наши партнеры. Во-вторых, в разных странах своя специфика на рынке недвижимости, и мы считаем, что наши партнеры на местах лучше в этом разбираются. В-третьих, мы позволяем партнеру самостоятельно заниматься репертуарным программированием, потому что только им понятно, что нужно прокатывать в их стране. И, наконец, всегда проще управлять кинотеатром на месте, а не через глобальный офис.

- Каковы условия лицензиро­вания?

- Лицензия включает оборудование и торговую марку, мы обучаем персонал. Также мы предоставляем фильмы либо собственного производства, так называемые классические фильмы IMAX, либо голливудские, переведенные из формата 35 мм в формат IMAX и IMAX 3D.

- Каковы инвестиции в открытие кинотеатра IMAX?

- Некоторое время назад мы разработали более компактный дизайн нашего оборудования, что привело к тому, что затраты на строительство и оборудование кинотеатра IMAX сократились с 7-10 млн до 2-3 млн долл. Секрет состоит в том, что необходимость в отдельно стоящем здании отпадает, кинотеатр можно разместить в торговом центре в составе мультиплекса. Так для наших партнеров при меньших затратах увеличивается прибыль, что повышает их заинтересованность. Секрет технологии IMAX заключается в масштабе, но уменьшение размеров зала не влияет на эффект, поскольку геометрия кинотеатра остается неизменной. У нас сейчас 65 кинотеатров такого формата. Снижение цены также стало возможно из-за новой технологии перевода голливудских фильмов в формат IMAX.

- Каков срок окупаемости кинотеатра IMAX в России и других странах?

- Срок окупаемости кинотеатра IMAX при затратах в 3 млн долл. - в среднем около трех лет. Какие-то кинотеатры работают лучше, какие-то хуже. В московском кинотеатре средняя цена билета - около 11 долл. При такой цене кинотеатр в Москве может окупиться намного быстрее. Билеты IMAX стоят на 30-40% дороже, чем в обычных кинотеатрах, но, естественно, все зависит от конкретной страны: в Англии - 20 долл., в Индии - 3,5 долл., поэтому цены на билеты IMAX в других городах России будут отличаться от московских и петербургских.

- Насколько успешным оказался кинотеатр Nescafe IMAX в Москве?

- Более чем. В год его посещает свыше 300 тыс. человек. Это более 3 млн долл. выручки в год. Но все зависит от конкретного фильма. Например, когда шла картина "Полярный экспресс", 40% кассовых сборов в России на этот фильм пришлись именно на Nescafe IMAX. Когда два года назад вышла в прокат "Матрица", 10% от общего бокс-офиса фильма в России собрал Nescafe IMAX. При этом обычно в США примерно 100 кинотеатров IMAX собирают 7-10% от общего бокс-офиса страны.

- Как распределяется бокс-офис от фильма?

- 50% бокс-офиса уходит студии-производителю: Warner Brothers, Disney и т.д., из которых IMAX получает 12,5%, 50% идет кинотеатру, из которых IMAX получает 3-4%.

- Планирует ли IMAX переходить на цифровой формат кинопоказа?

- Да, в начале 2009 года мы предложим зрителю первый цифровой проектор. Сейчас идет работа над его созданием, рабочий вариант мы скоро представим нашим партнерам и клиентам. Это будет очередной прорыв для IMAX, который сделает наш продукт более доступным, потому что сейчас самая дорогостоящая статья наших расходов - изготовление копии. Стоимость тиражирования пленки для 2D-формата обходится кинотеатру в 20 тыс. долл., а 3D-формата - 35-40 тыс. долл. Кроме того, цифровой формат позволит нам показывать альтернативный контент. Это могут быть различные телемероприятия, например чемпионат мира по футболу.

- Что будет с нынешними кинотеатрами IMAX, в которых установлено старое оборудование?

- Для клиентов, которые подписывают контракты с нами сейчас, замена цифрового оборудования будет бесплатной, остальные должны взять издержки на себя. Но мы надеемся, что частично затраты возьмут на себя киностудии: таким образом они сэкономят большие средства на изготовление копий.

- Сколько, на ваш взгляд, кинотеатров IMAX готовы принять Москва и Петербург?

- Москва может вместить четыре-пять кинотеатров, Петербург - два-три. В крупных городах с населением 1-1,5 млн человек - один-два кинотеатра. Например, в Торонто пять кинотеатров IMAX, в Нью-Йорке и Чикаго - около четырех. Россия сейчас очень интересна, это связано как с ростом кинотеатрального рынка, так и с развитием строительства. Сейчас ни в одной европейской столице нет такого строительного бума, как в России. Также появляется средний класс - та аудитория, на которую рассчитан IMAX. Кроме того, с развитием кинорынка и насыщением крупных городов кинотеатрами, киносетям понадобится конкурентное преимущество. Очень многие региональные операторы охотнее ведут с нами переговоры, чем крупные сети. Они хотят сохранить свою позицию на рынке, не отдавая ее федеральным игрокам, и считают IMAX одним из возможных преимуществ. IMAX - это как технологическое ноу-хау, так и особые взаимоотношения с киностудиями. Например, Джордж Лукас и Джеймс Кэмерон заявили в свое время, что планируют производить фильмы специально для IMAX. Кроме того, это бренд. Как оказалось, IMAX - второй после Coca-Cola иностранный бренд, который был зарегистрирован в Советском Союзе.

- Откуда появилась традиция у кинотеатров IMAX иметь титульного спонсора?

- Наличие титульного спонсора - это решение каждого кинотеатра. Но мы можем повлиять на решение кинотеатра. Сомневаюсь, что будет когда-нибудь Playboy IMAX. В Маниле титульными спонсорами выступают Pepsi и Coca-Сola, в Сиднее - LG, в Центральной Европе у крупнейших киносетей спонсоры - ИT и телекоммуникационные компании. В Польше, например, у пяти кинотеатров IMAX титульный спонсор Orange, оператор сотовой связи. Самый необычный титульный спонсор в Миннесоте, где им стала сеть парикмахерских Supercuts IMAX.

- Когда будет открыто представительство IMAX в России?

- У нас уже есть небольшой офис в Москве и подобран персонал. Сейчас мы ведем переговоры с русской компанией, на базе которой планируем открыть собственное представительство. Эта компания занимается продажей и установкой цифрового оборудования. Представительство будет обладать некой независимостью перед глобальным офисом. У нас есть представительства в Германии, Китае, Шанхае, Торонто, Индии, а также в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Необходимость открыть представительство в России, которое станет седьмым, вызвана нашими большими планами по России и бурным ростом здесь кинотеатрального рынка.

- У IMAX есть собственная библиотека фильмов. Какие у вас планы по кинопроизводству в дальнейшем?

- Нашу бизнес-модель можно сравнить с развитием американского канала HBO. Они начинали с показа голливудских картин, затем стали производить все больше и больше собственного продукта. Сейчас у нас в библиотеке около 200 классических фильмов IMAX, к тому же ежегодно мы можем предоставлять кинотеатрам по шесть-восемь новых голливудских фильмов. Перейдя на цифровой формат, мы планируем сами производить по два-три фильма в год. Выпускать большее количество фильмов для нас непросто. Нет особого финансового смысла переводить все выходящие на экраны фильмы в формат IMAX и IMAX 3D. Нужно приложить очень много усилий и нам, и студиям, чтобы фильм, выходящий на экран IMAX, выглядел так же достойно, как, скажем, "Человек-паук" или "Гарри Поттер". Но мы не зацикливаемся только на Голливуде, мы помним, с чего начинали.

И нам приятно, что даже именитые голливудские актеры и режиссеры активно поддерживают производство научно-популярных фильмов для наших кинотеатров. Так, компания Тома Хэнкса спродюсировала фильм "Прогулки по Луне 3D", Том Круз принимал участие в озвучке фильма "Космическая станция 3D", а фильм "Тайны подводного мира 3D", озвученный Джонни Деппом и Кейт Уинслет, только в одном московском кинотеатре собрал почти 200 тыс. долл.

- Помимо коммерческих кинотеатров IMAX, существуют некоммерческие - в музеях и научных центрах. Существуют ли такие планы по России?

- Мы хотели бы открыть некоммерческий IMAX, но пока к нам не поступало никаких предложений. Всего таких кинотеатров в мире около 100. Обычно такой кинотеатр открывается за счет бюджетных или музейных средств. Музею такой кинотеатр может принести хорошую прибыль, если, помимо образовательных, прокатывать и голливудские фильмы.

- Существуют ли у IMAX глобальные партнеры-киносети?

- Мы давно сотрудничаем с Rising Star Media, входящей в структуру National Amusement. В 2004 году они купили у нас лицензию на 18 кинотеатров, и на сегодняшний день открыли семь. Но кинотеатр в Петербурге - отдельный проект. Если петербургский IMAX окажется успешным, мы будем вести переговоры с Rising Star Media и по другим объектам в России.

- Какие планы у IMAX по странам СНГ?

- В первую очередь Украина. Там у нас появился партнер - компания "Триумф", которая в 2008 году собирается открыть первый кинотеатр IMAX. Относительно других стран: у нас были предварительные обсуждения c партнерами в Казахстане и Грузии, но формальных соглашений заключено не было.

- В 2006 году вы хотели продаваться. Чем это было вызвано? И почему передумали?

- Причина, почему мы хотели продать компанию в 2006 году, - бурное развитие цифрового кинопоказа. Мы решили, что лучшее решение - привлечь инвесторов. Но никаких выгодных предложений не поступило, и мы стали самостоятельно искать конкурентные преимущества. Сейчас компания не продается.

- Какова ваша доля в корпорации IMAX?

- Мы с партнером Брэдли Векслером владеем 12% в корпорации: по 6% у каждого.

Анастасия Васильева
РБК daily 
www.advertology.ru